Льготы по налогам для образовательных учреждений

Налоговые льготы для образовательных организаций предусмотрены по всем видам налогов: федеральным, региональным, местным.

Обратимся к федеральным налогам. В соответствии со ст. 143 НК РФ образовательные организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость и имеют льготный режим налогообложения. Льготы «привязаны» к определенным видам деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением операций, а также к источнику их финансового обеспечения. Так, в пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ сказано, что не признается объектом налогообложения «выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации». Не подлежат налогообложению и операции, перечисленные в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ: услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, дополнительные образовательные услуги, которые соответствуют уровню и направленности образовательных программ. Освобождаются от налогообложения операции, связанные с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, некоторых фондов, а также выполнение этих работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (пп. 16 п. 3 ст. 149). К некоторым фондам относятся Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития и созданные специально внебюджетные фонды министерств, ведомств, ассоциаций.

Тем не менее, являются исключением и подлежат налогообложению консультационные услуги, услуги по сдаче в аренду помещений, операции по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. Причем, режим налогообложения не зависит от направленности этого дохода, который может быть направлен в данную образовательную организацию или идти на нужды, обеспечение развития и совершенствования образовательного процесса (абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149). В случаях, если образовательная организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются налогом и (или) освобождаются от него, то ей необходимо вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Образовательные организации являются плательщиками другого федерального налога — налога на прибыль и имеют по нему существенные налоговые льготы. Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов). Законодатель определяет два вида доходов. К первому виду относятся доходы от реализации (выручка от реализации собственных и (или) приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав). Ко второму виду — внереализационные доходы, которые включают доходы от долевого участия в деятельности других организаций; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада, банковского счета, по ценным бумагам и долговым обязательствам; доходы, в виде использованных не по назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, а также другие доходы.

Налоговые льготы по данному налогу касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. Так, не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком, в виде в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251); имущества в рамках целевого финансирования (пп.14 п. 1 ст. 251); имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251) и целевые поступления (п. 2 ст. 251). К доходам в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям; гранты; инвестиции; средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие (п. 1 ст. 251 НК).

Целевые поступления, которые также не учитываются при определении налоговой базы, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся взносы учредителей; пожертвования; имущество по завещанию в порядке наследования; средства из бюджетов бюджетной системы на осуществление уставной деятельности; использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям; имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности и др. Все остальные доходы, полученные образовательной организацией, за исключением, указанным в ст. 251 НК РФ, учитываются образовательными организациями для целей налогообложения прибыли.

Более того, по данному виду налога для образовательных организаций предусмотрены дополнительные льготы: налоговая ставка 0 процентов, особенности применения которой определены в ст. 284.1. НК РФ. Так, образовательная организация вправе применять налоговую ставку 0 процентов в следующих случаях: если она имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности; если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов в общей сумме доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов; если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п.3 ст. 284.1). При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий применяется налоговая ставка 20%.

Организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании налогового периода обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию с указанием доли доходов и численности работников в штате организации. Расчет налоговой базы осуществляется налогоплательщиком – образовательной организацией – самостоятельно. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Образовательные организации на общих основаниях являются плательщиками региональных налогов, к которым относятся налог на имущество организаций (Гл. 30) и транспортный налог (Гл. 28). Объектом налогообложения по первому налогу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Также объектом налогообложения признается имущество, которое передано во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. Образовательные организации являются плательщиками транспортного налога. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, в том числе и образовательными организациями (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Что касается местных налогов, то образовательная организация будет являться плательщиком только земельного налога и только в том случае, если обладает земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи в налоговый орган:

· уточненной налоговой декларации;

· заявления — в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проверки и проверяемому налоговому периоду);

· заявления — при уплате налога на основании налогового уведомления.

Ответ дан по состоянию законодательства на 31.05.2017

Содержание

Предусмотрены ли действующим российским законодательством какие-либо льготы для образовательных учреждений по налогу на имущество организаций?

Ответ дан по состоянию законодательства на 31.10.2014

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Закон об образовании налоговые льготы для образовательных учреждений 2019

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты, вознаграждения вне зависимости от формы , в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Статья 238 Налогового кодекса определены суммы, не подлежащие налогообложению. Например, государственные пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за ребёнком, по беременности и родам, компенсации за неиспользуемый отпуск и другие выплаты. В перечне компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению с 2008г.

Объекты налогообложения в сфере образования

Налоговые льготы для образовательных учреждений

1.5 налогообложение образовательных учреждений

Статья 40 Закона «Об образовании» предусматривает наличие и иных налоговых льгот. В п.п.4 — 6 данной статьи говорится о том, что в целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок предоставления таких льгот определяются законодательством Российской Федерации.
Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим имущество в аренду образовательным учреждениям. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления.

Это интересно:  Льготы в детском саду по потере кормильца

Тема: льготы для образовательных учреждений

  • акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  • перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  • автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  • возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
  • Глава 1 Общие положения закона Глава 2 Система образования Глава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельность
  • Статья 21 Образовательная деятельность
  • Статья 22 Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
  • Статья 23 Типы образовательных организаций
  • Статья 24 Московский государственный университет имени М.В.

Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российской федерации

Закон об образовании рф. фундамент обучающей системы государства

  • Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
  • Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
  • Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.

/ экономика образования / 6 лекция по экономике образования

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России. Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам.
    Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися.

При этом согласно ст. 46 Закона «Об образовании» к непредпринимательской деятельности относятся: оказание населению, предприятиям, учреждениям и организациям платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, и вся платная образовательная деятельность негосударственных образовательных учреждений (включая обучение в пределах государственных образовательных стандартов), если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
Данные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов; российские фонды поддержки образования и науки — с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений. Налог на добавленную стоимость В п.п. 14 п. 2 ст.
Таким образом, если налоговая льгота по конкретному налогу не предусмотрена соответствующей главой НК РФ, которая уже вступила в силу, образовательное учреждение должно уплачивать этот налог на общих основаниях. Проблема заключается в том, что по своей сути Закон «Об образовании» освобождает образовательные учреждения от уплаты налогов в части их основной (некоммерческой) деятельности. А сейчас все федеральные и некоторые региональные налоги взимаются в соответствии с уже действующими главами части второй НК РФ. В этих главах льготное налогообложение образовательных учреждений если и предусмотрено, то в крайне незначительной степени. Мы рассмотрим вопрос о том, какие налоговые льготы для образовательных учреждений предусмотрены главами части второй НК РФ.

Налоговые льготы для образовательных учреждений

Финансовая газета. Региональный выпуск», N 27, 2004

В соответствии с п.3 ст.40 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в ред. от 13.01.1996 N 12-ФЗ с изменениями на 05.03.2004) образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. При этом согласно ст.46 Закона «Об образовании» к непредпринимательской деятельности относятся: оказание населению, предприятиям, учреждениям и организациям платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, и вся платная образовательная деятельность негосударственных образовательных учреждений (включая обучение в пределах государственных образовательных стандартов), если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. В Законе «Об образовании» дается определение предпринимательской деятельности: это деятельность образовательных учреждений по реализации предусмотренных их уставами производимой продукции, работ и услуг, получаемый доход от которой не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

Статья 40 Закона «Об образовании» предусматривает наличие и иных налоговых льгот. В п.п.4 — 6 данной статьи говорится о том, что в целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации.

Характер, размеры и порядок предоставления таких льгот определяются законодательством Российской Федерации. Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим имущество в аренду образовательным учреждениям. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.

Однако многие образовательные учреждения фактически применять налоговые льготы, установленные Законом «Об образовании», не могут. Дело в том, что большинство этих льгот не установлены законодательством о налогах и сборах, в частности НК РФ. Соответственно не определены размеры льгот и порядок их применения. Единственной реальной льготой, закрепленной в Законе «Об образовании», является льгота, освобождающая все образовательные учреждения от уплаты любых налогов в отношении непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Однако право на применение и этой льготы не раз оспаривалось налоговыми органами (Письмо МНС России от 31.07.2001 N ВГ-6-03/592@ «По вопросу предоставления льгот по налогам образовательным учреждениям» (с изм. и доп. от 21.10.2002).

По мнению налоговых органов, в Законе «Об образовании» речь идет о предоставлении образовательным учреждения налоговых льгот. В то же время согласно ст.56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В соответствии с п.1 ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом ст.2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах, в том числе федеральные законы о налогах и сборах, регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам и сборам, указанных в Законе «Об образовании», законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Таким образом, предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам возможно только после внесения соответствующих изменений в законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.

Налоговые органы пришли тогда к решению впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ руководствоваться правовой нормой, закрепленной в п.3 ст.40 Закона «Об образовании», предусматривающей освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов, за исключением налогов, введенных частью второй НК РФ, в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений.

Согласно п.15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам рекомендовано применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Это интересно:  Если трое детей какие льготы

Таким образом, если налоговая льгота по конкретному налогу не предусмотрена соответствующей главой НК РФ, которая уже вступила в силу, образовательное учреждение должно уплачивать этот налог на общих основаниях. Проблема заключается в том, что по своей сути Закон «Об образовании» освобождает образовательные учреждения от уплаты налогов в части их основной (некоммерческой) деятельности. А сейчас все федеральные и некоторые региональные налоги взимаются в соответствии с уже действующими главами части второй НК РФ. В этих главах льготное налогообложение образовательных учреждений если и предусмотрено, то в крайне незначительной степени. Мы рассмотрим вопрос о том, какие налоговые льготы для образовательных учреждений предусмотрены главами части второй НК РФ.

Единый социальный налог

Налог на добавленную стоимость

В пп.14 п.2 ст.149 НК РФ установлено, что не облагаются НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными учреждениями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Реализация некоммерческими образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению независимо от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.

При применении пп.14 п.2 ст.149 НК РФ следует иметь в виду, что под некоммерческим образовательным учреждением понимается государственное (или муниципальное), а также негосударственное образовательное учреждение, созданное в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, и осуществляющее образовательную деятельность при наличии лицензии на право ее ведения.

При оказании указанными некоммерческими образовательными учреждениями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса освобождение от уплаты налога предоставляется независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.

При оказании услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса иными образовательными организациями, в том числе созданными в виде обособленных или структурных подразделений организаций, не являющихся некоммерческими, или индивидуальными предпринимателями освобождение от уплаты налога не предоставляется.

Если некоммерческая организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная деятельность, то освобождение от налога услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, оказанных этой некоммерческой организацией, осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных п.4 данной статьи. Этот порядок освобождения от уплаты налога распространяется на некоммерческие организации, имеющие обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса.

Услуги некоммерческих образовательных учреждений по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.

При оказании услуг некоммерческими образовательными учреждениями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества либо имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и балансодержателями — некоммерческими образовательными учреждениями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органа местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления, уплату налога в бюджет осуществляют данные некоммерческие образовательные учреждения независимо от того, куда перечисляет арендатор указанную арендную плату — на счет балансодержателя имущества (некоммерческого образовательного учреждения), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.

При оказании услуг некоммерческими образовательными учреждениями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами, балансодержателями — некоммерческими образовательными учреждениями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) и органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, применяется порядок определения налоговой базы и уплаты налога в бюджет, указанный в п.3 ст.161 гл.21 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

В соответствии с пп.22 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

Налог на имущество организаций

Согласно п.7 ст.381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются:

организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

имущество государственных научных центров (согласно Федеральному закону от 11.11.2003 N 139-ФЗ это положение утрачивает силу с 1 января 2006 г.);

научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Объекты налогообложения в сфере образования

Объектами налогообложения в сфере образования, как, впрочем, и в других сферах, являются:

  • обороты (т. е. перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  • выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  • прибыль, т. е. разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период);
  • объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
  • другое в соответствии с действующим налоговым законодательством (налог на рекламу, например, на содержание жилищного фонда, на милицию).

Каких-либо специфических объектов налогообложения, характерных именно для системы образования, не имеется. В этом смысле учебные заведения не выделяются среди прочих организаций.

Налоговые льготы для образовательных учреждений

Изменение режима налогообложения, т. е. установление налоговых льгот, освобождение от уплаты налогов, изменение ставки налога и объекта налогообложения, осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу (ст. 3, п. 5) [5J. Поэтому мы охарактеризуем отдельные виды налогов.

1. Единый социальный налог.

Главой 24 Налогового кодекса устанавливается единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Входит он в группу федеральных налогов и сборов (ст. 13). Налогоплательщиками признаются организации, производящие выплаты физическим лицам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты, вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Статьей 238 Налогового кодекса определены суммы, не подлежащие налогообложению. Например, государственные пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за ребенком, по беременности и родам, компенсации за неиспользованный отпуск и другие выплаты. В перечень компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению с 2008 г., включены выплаты, связанные с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

2. Налог на имущество.

Налог на имущество — один из налогов субъектов РФ. Причем налог на имущество организаций входит в группу региональных налогов (ст. 14), а налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (ст. 15). Плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения и организации, считающиеся юридическими лицами. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика [5].

Согласно п. «а» ст. 4 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. налогом не облагается имущество бюджетных учреждений. Кроме того, п. «г» данной статьи Закона дает право не облагать налогом имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры.

К нуждам образования и культуры в соответствии с пп. «г» п. 5 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» относится имущество, используемое для дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных участков, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов; оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи; центров, клубов и кружков (в сфере образования); предприятий и организаций, выпускающих или реализующих учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, осуществляющих снабжение, ремонт и хозяйственное обслуживание учреждений образования (в доле, относящейся к указанной продукции, работам и услугам); курсовой сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения; детских экскурсионно-туристических организаций, а также других учреждении и организаций, деятельность которых отвечает целям образования.

Это интересно:  Льгота по транспортному налогу для детей инвалидов

Однако в письме Минфина России от 23 июня 2004 г. «О применении льгот по налогам на имущество организации» отмечается, что если образовательное учреждение одновременно с основной (образовательной) деятельностью осуществляет иные виды деятельности (сдача в аренду, размещение на территории образовательного учреждения объектов торговли (киоски по продаже канцелярских товаров, кондитерских изделий и др.)), то в этой ситуации происходит отчуждение собственности, и это имущество подлежит налогообложению. В этом случае образовательное учреждение в целях налогообложения налогом на имущество должно обеспечить раздельный (обособленный) учет такого имущества.

3. Земельный налог.

Земельный налог — основная форма платы за пользование земельными ресурсами. Это вид местного налога, действующего в России с 1991 г. Налогоплательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование. Размер земельного налога независимо от размеров хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

4. Транспортный налог.

Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств определяется Федеральным законом от 18 октября 1991 г. «О дорожных фондах». В федеральном законодательстве каких-либо специальных льгот по налогу с владельцев транспортных средств для учреждений образования не предусмотрено.

Изменение ставки налога с владельцев транспортных средств или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов РФ, так как он входит в группу региональных налогов.

Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие транспортные средства.

5. Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог на товары и услуги, базой которого служит стоимость, добавленная на стадии производства и реализации товара. Он относится к федеральным налогам (ст. 13).

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость регламентирует гл. 21 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п. 2 ст. 149 не подлежат налогообложению:

  • а) услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  • б) услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанного в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче помещений в аренду. Указанная льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса (пп. 14);

в) реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми других учебных заведений, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях. Положение настоящего пункта применяется только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета (пп. 5).

Применяя данную льготу, следует помнить, что Налоговый кодекс не предусматривает освобождение от налога при реализации покупных товаров вышеперечисленными столовыми и при отпуске на сторону блюд собственного производства. Это входит в противоречие с Законом «Об образовании», согласно ст. 12 которого под образовательным процессом понимается не только реализация образовательных программ, но и обеспечение содержания обучающихся воспитанников. Следовательно, к услугам по обеспечению питанием учащихся, даже если питание не является продукцией собственного производства, должна применяться льгота по НДС. Однако необходимо быть готовым к тому, что данную правовую позицию предстоит отстаивать в суде.

При осуществлении образовательными учреждениями предпринимательской деятельности, в частности, при сдаче в аренду основных фондов и иного имущества, реализации товаров (работ, услуг), при посреднических услугах, долевом участии в деятельности других учреждений (в том числе образовательных), предприятий и организаций согласно налоговому законодательству налог на добавленную стоимость уплачивается в установленном порядке.

При этом ст. 145 устанавливает возможность освобождения организаций от обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога.

6. Налог па пользователей автомобильных дорог.

Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между проданной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческой, сбытовой и торговой деятельности. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности и входит в группу региональных налогов.

7. Налог на прибыль.

Налог на прибыль входит в группу федеральных налогов и сборов и уплачивается организациями (в том числе бюджетными) с валовой прибыли, уменьшенной (увеличенной) на установленные регулирующие суммы.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества организации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям, порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями устанавливается ст. 321 Налоговою кодекса РФ [6].

Налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетною учреждения, и получающие доходы от иных источников в целях налогообложения, обязаны вести раздельный счет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, налога с продаж и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

При определении налогооблагаемой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

8. Налоге продаж.

Налог с продаж — налог, устанавливаемый в процентах от стоимости, цены продаваемых товаров и услуг. Данный налог входит в группу региональных налогов и устанавливается законодательными актами органов власти субъектов РФ, порядок исчисления и уплаты налога определяется гл. 27 Налогового кодекса.

Налогоплательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором установлен указанный налог.

Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Согласно ст. 350 Налогового кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):

  • • товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным процессом, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;
  • • услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях.

Ставка налога устанавливается субъектами РФ не выше 5 %. Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю.

Рассматривая налоговое законодательство в целом с точки зрения его воздействия на систему образования, нужно отметить следующее.

  • 1. Отношение налоговой системы к сфере образования практически не отличается от отношения к иным организациям, в том числе коммерческим. Все различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот.
  • 2. Одним из элементов формирования эффективного экономического механизма развития образования является стимулирование многоканального финансирования образовательных учреждений. Анализ действующей налоговой системы показывает, что она не стимулирует создание такой системы.
  • 3. Налоговое законодательство не предусматривает существенных льгот для юридических лиц, оказывающих финансовую и иную материальную помощь образовательным учреждениям. Поэтому предприятия, представители бизнеса (иные юридические лица) не заинтересованы в оказании такой помощи.
  • 4. Привлечение дополнительных средств через расширение платного обучения также недостаточно стимулируется налоговым законодательством. Только с 2001 г. введена льгота по подоходному налогу в части средств, израсходованных на обучение (до 25 тыс. руб. в год).
  • 5. В системе образования налоговыми льготами должна стимулироваться в первую очередь образовательная деятельность. Но стимулируется одновременно и любая другая, в том числе деятельность, приносящая доходы и не связанная с образованием. Разница между стимулами заключается в налоге на добавленную стоимость: средства, полученные от оказания образовательных услуг, им не облагаются, а все прочие — облагаются.

Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях более ясного его понимания и правильного применения как одного из инструментов финансово-хозяйственного механизма.

Статья написана по материалам сайтов: 11-2.ru, wiseeconomist.ru, studref.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий