ВС за борьбу с уклонением от уплаты НДФЛ

Чаще всего ответственность директора по этой статье наступает за непредставление деклараций либо искажение данных отчетности, то есть занижение доходов или завышение расходов, налоговых вычетов. Причем, если речь идет о руководителе нескольких компаний, то его вина будет оцениваться в совокупности по сумме недоплаченных в бюджет налогов каждой организацией. Вот почему возглавлять компании, у которых возможны проблемы с налогами, очень рисковое занятие.

  • Неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ)

В этой статье речь идет об ответственности за неуплату НДФЛ, удержанного с сотрудников. Однако привлечение руководителей к ответственности возможно лишь в том случае, если будет доказана личная заинтересованность руководителя компании. Личный интерес может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного либо неимущественного характера.

Вс за борьбу с уклонением от уплаты ндфл

Заподозрить нарушение закона можно в такой ситуации, когда компания не платит своевременно налоги, но при этом дает своим покупателям отсрочку на оплату товаров/услуг;

  • статья 159 УК РФ — возмещение НДС за счет бюджета — квалифицируется как мошенничество. Речь идет о том, что некоторыми организациями подаются декларации с требованием вернуть НДС, но никаких платежей в государственную казну при этом не осуществлялось.

Зная, что грозит за неуплату налогов юридическим лицам, вы просто обязаны здраво оценивать ситуацию и не допускать подобных инцидентов.

Если же вы все-таки столкнулись с неприятностями, то с самого начала обратитесь за помощью к опытному в подобных делах адвокату.

Уголовная ответственность физических и юрлиц за неуплату налогов

Как фнс выявляет бизнес-модели ухода от налогов?

Неуплата налогов юридическим лицом

Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов. Включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода).

Неуплата налогов в рф: детальный анализ видов ответственности

  1. штрафа;
  2. ареста до 6 месяцев;
  3. принудительных работ до 2 лет;
  4. лишения свободы до двух лет.

Если указанное преступление совершено группой лиц, либо в особо крупном размере, то преступникам грозит более строгое наказание: штрафная санкция в размере от 200 до 500 тысяч рублей, принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы до 6 лет.

НК РФ, на что прямо указывает Примечание 2 к статье 198 УК РФ. В связи с этим главой 4 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), а именно статьей 28.1 предусмотрен порядок прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 данной статьи суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198 – 199.1 УК РФ, если в том числе до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.
Между тем, практика показывает, что часть налогоплательщиков, в силу тех или иных причин, уклоняется от выполнения своих налоговых обязательств. Если размер недоимки окажется в крупных или особо крупных размерах, то физическое лицо может подвергнуться и уголовному преследованию в соответствии со статьей 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Как уклониться от уплаты ндфл юр лицу в 2016 году

  • Сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (статья 199.2 УК РФ)

Ответственность предпринимателя по этой статье будет только тогда, если будет доказана его вина в умышленном сокрытии денег или прочего имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов с организации. Например, компания задолжала налоги, но при этом предоставляет отсрочку покупателям по оплате товаров либо выдает направо и налево займы.

  • Незаконное возмещение НДС из бюджета может быть квалифицировано по «общеуголовной» статье 159 УК РФ (мошенничество)

Когда подается декларация с требованием вернуть ранее уплаченный НДС, то возвращать на самом деле нечего, поскольку налог не уплачивался.
То есть данное преступление не подпадает под статью 199 УК РФ (уклонение от налогов).
Квалифицированный состав преступления, закрепленного в части 1 статьи 198 УК РФ, регламентирован в ее части 2. Квалифицирующим признаком в данном случае выступает совершение тех же деяний в особо крупном размере.
Наказывается оно штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Обратите внимание! Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ, как уже было отмечено, является крупный или особо крупный размер недоимки.

УК РФ — уклонение от уплаты налогов с физического лица — в группе риска находятся граждане, которые не только занимают руководящий пост, но и являются предпринимателями;

  • 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов с организации — эта статья является самой опасной. К ответственности руководитель привлекается за непредоставление декларации в срок, искажение отчетных данных (искусственное занижение доходов/завышение расходов, налоговых вычетов);
  • часть 1 ст.

    199 — неисполнение обязанностей налогового агента — речь идет о неуплате НДФЛ, который удерживается с наемных рабочих. Но! Если вовремя позаботиться о помощи адвоката, то уголовной ответственности можно избежать, нужно будет доказать отсутствие личной заинтересованности в извлечении выгоды;

  • часть 2 ст.
  • Если лицо получает доход по основному месту работы, либо из нескольких мест, но при этом общегодовая сумма не превышает, установленный законом предел, то такое лицо освобождается от уплаты налога. Если же физическое лицо занимается предпринимательской деятельностью, то оно обязано платить налоги и сборы с дохода, получаемого в результате осуществления этой деятельности.

    Порядок уплаты налогов определен в гл.23 Налогового кодекса РФ. Важно! Уклонение от уплаты налогов и сборов в Российской Федерации наказуемым деянием.

    Ответственность за данное преступление предусмотрена в Налоговом и Уголовном кодексах РФ. Налоговая ответственность наступает согласно ст. 122 НК РФ.

    Как уклониться от уплаты ндфл юр лицу

    Законом предусматривается штраф за неуплату налога юридическим лицом, но прежде, чем разобраться в теме, стоит запомнить, о каких обязательных платежах идет речь. Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с неуплатой налогов юридическим лицом, то вам следует помнить, что:

    • Все случаи, связанные с неуплатой налогов, уникальны и индивидуальны.
    • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
    • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

    • Обратиться за консультацией через форму.
    • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
    • Позвонить:
      • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб.

    Вс за борьбу с уклонением от уплаты ндфл

    К виновному в качестве дополнительного наказания по ст.199 УК РФ может быть применено такое наказание, как: лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать конкретную должность на срок до 3 лет.

    1. Крупный размер – более 2 миллионов рублей за период до 3 лет при условии, что сумма неуплаченных налогов превышает подлежащую уплаты более, чем на 10%, либо больше 6 миллионов рублей.
    2. Особо крупный размер – более 10 миллионов в пределах 3 лет при условии, что сумма превышает подлежащую уплате на 20%, либо её размер составляет более 30 миллионов рублей.

    Для того, чтобы избежать проблем с налоговыми органами, рекомендуем Вам обращаться в соответствующие коммерческие организации, где работают квалифицированные юристы, бухгалтера, аудиторы.

    Уголовная ответственность физических и юрлиц за неуплату налогов

    ФЗ от 24.11.2014 N 376-ФЗ). (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1.

    Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, — (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ) (см.

    Как фнс выявляет бизнес-модели ухода от налогов?

    Как правило, обвиняемым по налоговым преступлениям практически всегда становится руководитель компании. При этом главбух как наемный работник выступает в качестве основного источника показаний против генерального директора.

    Неуплата налогов юридическим лицом

    В связи с рассмотрением указанной выше нормы законодательства рекомендуем обратить внимание на положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления». Данные рекомендации Пленум Верховного суда Российской Федерации предложил в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), а также за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (статьи 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).

    Неуплата налогов в рф: детальный анализ видов ответственности

    Так, к двум годам лишения свободы может быть приговорен Генеральный Директор фирмы за злостное уклонение от исполнения судебного решения о взыскании кредиторской задолженности. Такая же уголовная ответственность ожидает руководителя фирмы, которая не выплачивает долги по ценным бумагам (например, векселям).

    Злостность уклонения определяется судом по ряду обстоятельств. Это может быть, например, смена места нахождения/названия организации, перевод денег компании на личные счета, отчуждение имущества и передача его другим лицам и т.
    п.

    • Незаконное использование средств индивидуализации товаров (статья 180 УК РФ)

    Уголовная ответственность руководителя по этой статье будет, только если деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб – более 1,5 млн руб.

    К наиболее важным государственным сборам с предприятий относится:

      налог на прибыль — основан на принципе резидентства. Объектом налогообложения в данном случае является прибыль предприятия.

    Имеется в виду доход с вычетом расходов. Во внимание берется период, равный 12 месяцам, исчисление осуществляется по нарастанию;

  • на имущество — это обязательный платеж, размер которого зависит от того, какое имущество и в каких размерах находится на балансе компании. Денежные средства, находящиеся на счетах, не учитываются. Это же касается имущества, освобожденного от налогообложения.
  • Как уклониться от уплаты ндфл юр лицу в 2016 году

    В данном случае когда НДС поступает на счет организации, т.е. незаконно возвращается, то по сути происходит хищение денег из бюджета. Поскольку при этом предоставляются фиктивные документы в том числе декларации, то хищение осуществляется путем обмана.

    Данная совокупность образует состав преступления – мошенничество. **** В то же время есть надежда, что в обозримом будущем привлечение предпринимателей к ответственности за неуплату налогов сократится в разы. Дело в том, что Госдума рассматривает президентские поправки, которые повышают «лимиты» уклонения, при которых руководителям грозит наказание по УК РФ (см. таблицу). Как изменятся «лимиты» уголовного преследования по налогам Статья УК РФ Сумма уклонения Как сейчас Как будет Уклонение от налогов с физлица в крупном размере (ч. 1 ст. 198 УК РФ) 600 тыс. руб. за три года (если не уплачено более 10% налогов) либо 1,8 млн руб. 900 тыс. руб.

    К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и так далее. Необходимо иметь в виду, что в приговорах по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску.

    Приняв решение об удовлетворении гражданского иска, суд должен указать в приговоре размер подлежащей взысканию денежной суммы и в зависимости от вида неуплаченного налога – наименование бюджета (федеральный, региональный, местный) или государственного внебюджетного фонда, в доход которого указанная сумма подлежит взысканию.

    • Главная ›
    • Полезная литература ›
    • Налог на доходы физических лиц ›
    • Основы налогообложения доходов физических лиц ›
    • Уклонение от уплаты налогов с физического лица

    0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ] НДФЛ уклонение от уплаты НДФЛ УК РФ ФНС России 2179 Уклонение от уплаты налогов с физического лица Сегодня в Российской Федерации некоторые организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уклоняются от уплаты налогов. Нежелание платить налоги негативно сказывается на экономическом потенциале страны и ведет к сокращению государственных расходов, в том числе на социальные нужды. О том, какая уголовная ответственность возникает при уклонении от уплаты законно установленных налогов и сборов, Вы узнаете из нижеприведенного материала.

    ВС за борьбу с уклонением от уплаты НДФЛ

    Уклонение от уплаты налогов с физического лица

    Сегодня в Российской Федерации некоторые организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уклоняются от уплаты налогов. Нежелание платить налоги негативно сказывается на экономическом потенциале страны и ведет к сокращению государственных расходов, в том числе на социальные нужды. О том, какая уголовная ответственность возникает при уклонении от уплаты законно установленных налогов и сборов, Вы узнаете из нижеприведенного материала.

    Необходимым условием существования любого государства, как известно, являются налоги, которые позволяют функционировать и развиваться любой стране.

    Именно за счет налоговых поступлений формируется бюджет, за счет которого государство реализует свою социально-экономическую политику, содержит управленческий аппарат, поддерживает свою обороноспособность и безопасность.

    Пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    В силу статьи 9 НК РФ налогоплательщиками признаются, в том числе и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов, поэтому обязанность по их уплате лежит на каждом гражданине, осуществляющем деятельность на территории Российской Федерации.

    По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнить свою обязанность по уплате налога, и большинство граждан делает это добровольно. Между тем, практика показывает, что часть налогоплательщиков, в силу тех или иных причин, уклоняется от выполнения своих налоговых обязательств. Если размер недоимки окажется в крупных или особо крупных размерах, то физическое лицо может подвергнуться и уголовному преследованию в соответствии со статьей 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

    В соответствии с частью 1 этой статьи уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, совершенное в крупном размере, подлежит уголовному наказанию.

    Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления являются общественные отношения в области уклонения от налогов, видовым объектом – экономическая деятельность, родовым – общественные отношения в сфере экономики.

    Объективная сторона этого преступления выражена:

    – в непредставлении налоговой декларации;

    – в непредставлении иных документов, под которыми следует понимать любые предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. К таким документам, в частности, относятся: выписки из книги продаж, покупок, из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, справки о суммах уплаченного налога, годовые отчеты, документы, подтверждающие право на налоговые льготы;

    – во включении в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

    Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При этом не следует забывать о статье 111 НК РФ, которая регламентирует обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. Напоминаем, что ими являются:

    Для справки: эти обстоятельства не применяются, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа, основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора);

    Исходя из того, что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления, закрепленного в статье 198 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

    Субъект указанной статьи специальный. Это физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид)), достигшее шестнадцатилетнего возраста, на которое в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля. Им может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со статьями 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя (за некоторым исключением).

    Деяния, предусмотренные частью 1 статьи 198 УК РФ, наказываются альтернативно:

    – штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

    – принудительными работами на срок до одного года;

    – арестом на срок до шести месяцев;

    – лишением свободы на срок до одного года.

    В связи с рассмотрением указанной выше нормы законодательства рекомендуем обратить внимание на положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления». Данные рекомендации Пленум Верховного суда Российской Федерации предложил в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), а также за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (статьи 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).

    Согласно этим разъяснениям, под включением в налоговую декларацию или в иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.

    Включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода).

    К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и так далее.

    Необходимо иметь в виду, что в приговорах по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску. Приняв решение об удовлетворении гражданского иска, суд должен указать в приговоре размер подлежащей взысканию денежной суммы и в зависимости от вида неуплаченного налога – наименование бюджета (федеральный, региональный, местный) или государственного внебюджетного фонда, в доход которого указанная сумма подлежит взысканию.

    Квалифицированный состав преступления, закрепленного в части 1 статьи 198 УК РФ, регламентирован в ее части 2.

    Квалифицирующим признаком в данном случае выступает совершение тех же деяний в особо крупном размере. Наказывается оно штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ, как уже было отмечено, является крупный или особо крупный размер недоимки.

    Причем в силу Примечания 1 к статье 198 УК РФ в данном случае крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей. В свою очередь к особо крупному размеру относится сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

    Заметим, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ, на что прямо указывает Примечание 2 к статье 198 УК РФ.

    В связи с этим главой 4 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), а именно статьей 28.1 предусмотрен порядок прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. В соответствии с пунктом 1 данной статьи суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198 – 199.1 УК РФ, если в том числе до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

    В силу пункта 1.1 статьи 108 УПК РФ в отношении подозреваемого или обвиняемого в уклонении от уплаты налогов (сборов), неисполнении обязанностей налогового агента, сокрытии денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов), не может применяться такая мера пресечения, как заключение под стражу (за некоторыми исключениями, содержащимися в пунктах 1 – 4 части 1 названной статьи). На это же указывает пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога».

    3.2.1. Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

    Статья 198 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

    Общественная опасность данного преступления заключается в причинении вреда отношениям с участием налогоплательщиков — физических лиц, складывающимся в сфере налогообложения, которые и составляют его объект.

    Специалисты в области уголовного права считают, что данное преступление «. может быть направлено на факультативный непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие формирование государственного аппарата из некоррумпированных государственных служащих, занимающих руководящие должности. Это вытекает из статьи 3 Указа Президента России от 04.04.1992 года «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», которой предписано «установить для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагам, а также обязательствах финансового характера». 240

    Однако с данным утверждением согласиться нельзя. В целях создания действенных механизмов предотвращения коррупции и злоупотреблений в стране Президент России подписал Указ от 15 мая 1997 года № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» (с изменениями от 4 марта 1998 г., 31 мая 1999 г., 25 июля 2000 г.).

    В соответствии с данным Указом вводится ежегодное представление лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, а также лицами, замещающими государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации и должности в органах местного самоуправления, сведений о своих доходах и принадлежащем им имуществе. Данные сведения представляются в органы МНС России в виде деклараций, а для некоторых категорий чиновников в Администрацию Президента России или Аппарат Правительства России также еще и в виде справок.

    В качестве санкций определено, что в случае обнаружения

    • недостоверности или неполноты представленных в декларации сведений производится их проверка, а федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти могут быть отстранены Президентом Российской Федерации от исполнения своих обязанностей на период проведения проверки в случаях: а) непредставления в установленные сроки сведений, предусмотренных настоящим Указом; б) представления недостоверных или неполных сведений.

    Как видно, предусмотренные данным Указом декларации представляются в налоговые органы лишь в целях осуществления государственного контроля за доходами и имуществом государственных

    Ф служащих, а не для исчисления подоходного налога. Форма декларации, установленная Указом № 484, также не предусматривает исчисления и уплаты какого-либо налога.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных Указом и представления недостоверных или неполных сведений не может подпадать под признаки статьи 198 УК РФ, а подача декларации, предусмотренной Указом № 484 не освобождает гражданина от подачи декларации о совокупном годовом доходе в случаях, предусмотренных главой 23 части 2 НК России (налог на доходы физических лиц).

    • Существует также точка зрения, что «. неуплата налогов лишает государство рычагов управления обществом. Это позволяет утверждать, что налоговые преступления являются государственными преступлениями. Объект их посягательства — общественные отношения в сфере государственного

    управления, а не в сфере налогообложения, как утверждают некоторые ученые. Их нельзя отождествлять и с посягательствами на сферу финансовых отношении. Лишение государства путем неуплаты налогов в государственные внебюджетные фонды возможности осуществления государством его главной функции — управления обществом — делает само существование государства беспредметным. Это и обусловливает отнесение уклонения от уплаты налогов к государственным преступлениям. Предметом преступления здесь будут удерживаемые денежные средства, которые налогоплательщик не уплатил в установленный законом срок в государственный бюджет или в государственные страховые внебюджетные фонды». [165] [166]

    Относительно объекта налоговых преступлений также есть мнение, что уклонение от уплаты налогов с организаций относится к преступлениям в экономической сфере деятельности. Преступления этого вида посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного бюджета. [167]

    В юридической литературе встречаются разные мнения по вопросу определения предмета налоговых преступлений. Например, Б. В. Волженкин вполне аргументированно предлагает ограничить предмет налоговых преступлений только федеральными налогами, считая, что в противном случае понятие преступного и наказуемого деяния (налога) будет различным в Российской Федерации в зависимости от ее региона, что противоречит принципу законности уголовного законодательства. И. И. Кучеров считает, что предметом налогового преступления по ст. 199 УК РФ могут выступать разные по характеру и содержанию налоги — федеральные, региональные, местные. Он приводит свои аргументы, в том числе и невозможность произвольного ограничительного толкования изложенной в ст. 199 УК РФ нормы. Решение этого вопроса с криминалистической точки зрения чрезвычайно важно, поскольку изначально надо четко определять, изучать и подвергать криминалистическому анализу — какие из всей массы налоговых деликтов

    являются преступлениями, в каких случаях и по факту неуплаты каких налогов следует возбуждать и расследовать уголовные дела. [168]

    • С нашей точки зрения, а также по смыслу текста статьи 198 УК РФ

    предметом преступления являются денежные суммы, уплачиваемые во исполнение обязанностей по следующим платежам государству — всем видам налогов и сборов, которые обязаны уплачивать физические лица и индивидуальные предприниматели, а предметом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ — денежные суммы, уплачиваемые во исполнение обязанности по уплате налогов, взимаемых с организаций в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Уклонение от уплаты налогов, имеет своим последствием неполучение государством тех денежных средств, которые оно должно было получить в виде налоговых доходов. В конечном итоге это приводит к дефициту финансирования государства, и как следствие, к невозможности осуществления им на должном уровне основных своих функций, в том числе социальной, оборонительной, правоохранительной, судебной и др.

    Объективная сторона данного преступления существенно изменена по сравнению с прежней редакцией статьи, хотя законодатель при описании состава данного преступления по-прежнему использовал формулировку «уклонение от уплаты налогов», что убедительно подтверждает ее конструктивную состоятельность по сравнению с ранее использовавшимися словосочетаниями, например, такими как «сокрытие объектов налогообложения», «уклонение от подачи декларации о доходах» и пр.

    Уклонение в данном случае представляет собой не что иное, как введение в заблуждение налоговых органов или оставление их в неведении относительно объектов налогообложения и подлежащих с них уплате налогов и сборов. Именно в этом обмане, прежде всего, и заключается объективная сторона данного преступления. Лишь исказив в налоговой декларации или иных документах истинный размер объектов налогообложения, преступник получает возможность не уплачивать совсем или уплачивать в неполном объеме налоги и сборы.

    • В новой редакции комментируемой статьи речь идет об уклонении от

    уплаты налогов и (или) сборов (в прежней редакции ст. 198 УК РФ слова

    «налог» и «страховой взнос» употреблялись в единственном числе). Это указывает на то, что уголовная ответственность может наступать как за уклонение от уплаты всех налогов и сборов, в отношении которых у физических лиц имеются соответствующие обязанности, так и за уклонение от уплаты обязательных платежей одного вида, например, только налогов или только сборов. В любом случае при квалификации преступлений суммы неуплаченных налогов и сборов подлежат сложению.

    Распространение уголовно-правовой защиты не только на налоги, но и на сборы во многом объясняется единством их налогового администрирования, равной финансовой значимостью для бюджета и сходной правовой природой обязательных платежей того и другого вида.

    В соответствии с п.1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Под сбором, в соответствии с п.2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    В соответствии с указанными изменениями исключается неопределенность в вопросе о возможности привлечения к уголовной ответственности физического лица за уклонение иных, помимо налога на доходы физических лиц, налогов и сборов, например, налога на имущество физических лиц, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, либо налога на добавленную стоимость или сбора за открытие игорного бизнеса, плательщиками которых являются индивидуальные предприниматели.

    Однако основным налогом, который обязаны уплачивать физические лица по-прежнему является налог на доходы (подоходный налог). Оценивая преступное поведение, предусмотренное ст. 198 УК РФ, необходимо принимать

    во внимание, что с 1 января 2001 года вступила в силу глава 23 НК России (Налог на доходы физических лиц). С этого момента физические лица должны исчислять и уплачивать налог в соответствии с новыми положениями.

    Рекомендации по применению положений главы 23 НК РФ содержится в Приказе МНС РФ от 29 ноября 2000 г. № БГ-3-08/415 «Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

    В соответствии с законодательством плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К числу физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. В противном случае они признаются нерезидентами для целей налогообложения.

    Перечень доходов от источников в Российской Федерации и доходов от источников за пределами Российской Федерации определяет статья 208 НК РФ. Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

    Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду (ст. 225 НК РФ).

    В соответствии со ст. 227 НК РФ, общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Положения данной статьи имеют существенное значение для определения момента окончания преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, так как в соответствии с ними определяется конечный срок уплаты налога.

    Согласно ст. 229 НК РФ, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом МНС РФ от 24 октября 2002 г. № БГ-3-04/592 «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по ее заполнению».

    Преступление может выражаться в нескольких вариантах противоправного поведения. Таковыми наряду с непредставлением налоговой декларации, также являются: непредставление иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным; включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

    Налоговая декларация, согласно ст. 80 НК РФ представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется по каждому налогу, подлежащему уплате налогоплательщиком в налоговый орган по месту своего учета по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

    Примером иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, могут служить удостоверения и справки, предоставляемые для получения льгот по налогу на имущество физических лиц в соответствии с Инструкцией МНС РФ от 2 ноября 1999 г. №54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

    С учетом этого следует, что данное преступление может совершаться, как в форме действия, так и бездействия.

    Если уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица совершается путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, то можно говорить о том, что данное преступление совершается в форме бездействия.

    Для привлечения к уголовной ответственности за преступное бездействие необходимо установить его начальный и конечный моменты, которые можно определить, учитывая три составляющих:

    — обязанность лица выполнить определенное действие;

    — возможность совершить его в данных условиях;

    — невыполнение лицом тех действий, которые от него требуются.

    Таким образом, до истечения срока представления налоговой декларации, уклонения от уплаты налога в уголовно-правовом смысле быть не может, так как лицо имеет полное право не подавать декларацию. После

    истечения срока представления налоговой декларации, если лицо имело возможность представить декларацию, но не сделало этого, налицо уклонение от представления налоговой декларации путем бездействия. В этом случае налоговые органы остаются в неведении относительно объектов налогообложения и, соответственно, не могут контролировать правильность исчисления и уплаты налогов тем или иным физическим лицом.

    В другом случае преступление совершается посредством совершения активных действий — включения в налоговую декларацию или в иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений. Подобные действия фактически заключаются в обмане налоговых органов.

    Одним из условий наступления уголовной ответственности является представление заведомо ложных сведений. В данном случае «заведомость» является признаком, дополнительно указывающим на умышленный характер совершаемого преступления, т.е. на то, что обязанность по уплате налога не исполнена в результате представления в налоговые органы заранее сфальсифицированных, не соответствующих действительности (ложных) сведений. Соответственно неуплата налога, являющаяся следствием арифметической или технической ошибки, или неправильного применения законодательства, состава данного преступления не образует.

    Под сведениями, в данном случае, следует понимать любую информацию, необходимую налоговым органам для осуществления контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов и представление которой предусмотрено законодательством. Это могут быть сведения о предпринимательской деятельности физического лица, полученных доходах и произведенных расходах, о наличии у налогоплательщика права на льготы и т.д.

    Эти же сведения обычно и замалчиваются в случае непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным.

    Совершение уклонения от уплаты налогов (сборов) в крупном размере по-прежнему является одним из основных условий привлечения лица к уголовной ответственности. Однако критерии определения крупного размера несколько изменены, в частности наряду с суммой неуплаченного налога,

    теперь выраженной в рублях, впредь, в определенных случаях во внимание должна также приниматься и доля неуплаты.

    Так, в соответствии с примечанием к ст. 198 УК РФ в новой ее редакции крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей.

    Таким образом, для привлечения виновного к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица в крупном размере должны быть учтены следующие условия:

    — сумма неуплаченных налогов (сборов) должна превышать 100 либо 300 тыс. рублей; сумма неуплаты должна иметь место в одном финансовом году или слагаться из неуплат за два-три любых финансовых года подряд (в данном случае финансовый год согласно ст. 12 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) соответствует календарному году), но с учетом временных ограничений, предусмотренных сроком давности; при нижнем суммовом пороге (сумма — более 100 тыс. руб.) доля неуплаты должна составить более 10% от подлежащих уплате налогов и (или) сборов; при верхнем суммовом пороге (более 300 тыс. руб.) доля неуплаты во внимание не принимается [169] .

    Квалифицированным видом данного преступления является совершение его в особо крупном размере, которому соответствует сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей [170] .

    Данный состав преступления является материальным, т.е. наступление последствий в виде неуплаченного налога (сбора) в данном случае является обязательным. Поэтому при определении момента окончания данного преступления следует руководствоваться рекомендациями, содержащимися в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 1997 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов». В соответствии с ними преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ считается оконченным с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Иными словами, момент окончания налогового преступления совпадает с моментом истечения срока уплаты соответствующего налога (сбора).

    Во всех случаях следует учитывать, что согласно ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Если такое заявление делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом нарушения законодательства о налогах и сборах, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности и в случае, если срок уплаты налога пропущен, но при условии, что до подачи такого заявления уплачена

    недостающая сумма налога и соответствующие ей пени. Очевидно, что освобождение от ответственности за налоговые правонарушения исключает в данном случае уголовное преследование.

    Исходя из анализа уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за уклонение от уплаты налогов и за незаконное предпринимательство, представляется, что совокупность ст. ст. 171 и 198 УК РФ возможна только в случае одновременного выявления фактов осуществления незаконной предпринимательской деятельности и уклонения от уплаты налогов от легальной деятельности. В данном случае следует исходить из того, что согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Объекты же налогообложения, которые обусловливают обязанность налогоплательщика заплатить налог, представляют собой юридические факты, выражающиеся только в правомерных действиях. По этой причине, доход от незаконной предпринимательской деятельности, т. е. полученный без регистрации хозяйствующего субъекта или без получения им соответствующей лицензии, нельзя рассматривать в качестве объекта налогообложения. Соответственно, у лица его получившего, отсутствует обязанность по уплате с него налогов. Такой доход должен быть полностью обращен в доход государства.

    Субъект преступления совпадает с субъектом налогообложения. Ведь, исходя из того, что уголовно наказуемым является уклонение от уплаты налога или сбора с физического лица, к числу возможных субъектов преступления следует отнести лиц, на которых лежат соответствующие обязанности. Поэтому субъектный состав данного преступления наряду с собственно физическими лицами (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства), достигшими 16 лет, вменяемыми, обладающими правами на занятие трудовой деятельностью, включает также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    В соответствии со ст. 11 НК РФ физическими лицами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а индивидуальными предпринимателями — физические лица, зарегистрированные

    в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные практики (частные нотариусы, охранники и детективы). Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

    В литературе есть мнение, согласно которому, под налоговой дееспособностью понимается способность налогоплательщика самостоятельно, своими действиями исполнять налоговую обязанность и осуществлять права.

    Анализируя вопросы правосубъектности граждан в различных отраслях права, а также характер налоговой обязанности, М.Б. Разгильдиева приходит к выводу, что налоговая дееспособность физического лица наступает с 18 лет. До достижения этого возраста физические лица, обладающие объектами налогообложения, уплачивают налоги через своих законных представителей. [171]

    С такой позицией автора нельзя согласиться, так как она противоречит ст. 20 УК РФ, в соответствии с которой уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. А ст. 109 НК РФ определяет, что от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождаются лишь лица, не достигшее к моменту совершения деяния 16-летнего возраста.

    Субъективная сторона независимо от формы преступного поведения сводится к прямому умыслу. В данном случае следует исходить из того, что преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее:

    — осознавало общественную опасность своего действия (бездействия);

    — предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий;

    — желало наступления этих последствий.

    Сознание общественно опасного характера совершаемого деяния (в данном случае — нанесение экономического ущерба государству и невыполнение

    конституционной публично-правовой обязанности по уплате налогов) и предвидение его общественно опасных последствий (в виде не поступления налогов в бюджет) образуют интеллектуальный элемент прямого умысла при совершении налогового преступления. Что касается желания наступления указанных последствий, то оно относится к волевой сфере психической деятельности и составляет волевой элемент прямого умысла.

    В соответствии с уголовным законом (ч. 2 ст. 25 УК РФ) прямой умысел характеризуется предвидением возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий. Под предвидением общественно опасных последствий следует понимать мысленное представление виновного о том вреде, который причинит совершенное им преступление, общественным отношениям, возникающим по поводу уплаты налогов, находящимся под защитой уголовного закона.

    При прямом умысле предвидение включает, во-первых, представление о фактическом содержании предстоящих изменений в объекте посягательства (действующий порядок налогообложения), во-вторых, понимание их социального значения, т.е. вредности для общества, в-третьих, осознание причинно-следственной зависимости между действием или бездействием и общественно опасными последствиями.

    Поэтому, не представляя налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо, включая в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложные сведения, виновное лицо сознает, что вводит в заблуждение (обманывает) налоговые органы (а в их лице и государство) и желает этого. Целью подобных действий является снижение размера налогов и (или) сборов, подлежащих уплате в бюджет и внебюджетные фонды, или полное избежание обязанности по их уплате. В данном случае преобладает корыстная мотивация. Тем не менее, цель и мотивы совершения такого деяния, хотя и имеют значение для правовой оценки вопроса о вине, степени общественной опасности совершенного деяния, характеристике личности субъекта, обязательными признаками субъективной стороны не являются.

    Также, как отмечают Ю.И. Скуратов и В.М. Лебедев, 248 уклонение гражданина от уплаты подоходного налога заключается в интеллектуальном

    подлоге — включении в декларацию заведомо ложных сведений. Однако в смысл понятия интеллектуального подлога, с нашей точки зрения, следовало бы включить еще и такой элемент, как способ сокрытия следов преступления. Ведь, как правило, с одной стороны деятельность виновного направлена на формирование массива ложных сведений, а с другой стороны на то, как скрыть следы реально полученных доходов, в случае необходимости воспрепятствовать установлению истины. Особое значение приобретает здесь этап подготовки к совершению преступления, приискание способов его совершения, а также методов последующего сокрытия следов преступления, разработка логических оправданий, фальсификация документации.

    Статья написана по материалам сайтов: territoria-prava.ru, xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai, pravo.studio.

    «

    Это интересно:  «Сбербанк» нагло обманывает всю страну уже более 27 лет
    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий