Ст. 409 ГПК РФ. Новая редакция. Комментарии. Судебная практика

1. Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

2. Под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.

3. Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 112 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 409 ГПК РФ

1. Российская Федерация на условиях, предусмотренных Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории других государств, подписавших указанную Конвенцию:

а) решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств (далее — решения);

б) решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба (ст. 51 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

2. Вынесенные учреждениями юстиции любого из подписавших Конвенцию государств и вступившие в законную силу решения, не требующие по своему характеру исполнения, признаются на территориях Российской Федерации без специального производства при условии, если:

а) суд Российской Федерации не вынес ранее по этому делу решения, вступившего в законную силу;

б) дело согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству Российской Федерации, не относится к исключительной компетенции судов Российской Федерации. Данные положения относятся и к решениям по опеке и попечительству, а также к решениям о расторжении брака, вынесенным учреждениями, компетентными на то согласно законодательству Российской Федерации (ст. 52 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

3. Суд Российской Федерации не обладает компетенцией на пересмотр решения иностранного суда .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 10. С. 14.

4. О признании и исполнении решений иностранных судов и арбитражей см. также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 года N 9131-XI «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» .
———————————
См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 26. Ст. 427.

5. См. также комментарий к ст. ст. 13, 112, 402 ГПК РФ.

Статья 409. Порядок и сроки уплаты налога

СТ 409 НК РФ

1. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

3. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

4. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Комментарий к Ст. 409 Налогового кодекса

1. Порядок и сроки уплаты налога, как и порядок исчисления налога, налоговые ставки, налоговая база, объект налогообложения, относятся к обязательным элементам, без которых налог не считается установленным (статья 17 НК РФ).

По местным налогам допускается возможность определения порядка и сроков уплаты налога местными органами власти, если этот элемент налогообложения прямо не установлен Налоговым кодексом РФ (пункт 4 статьи 12 НК РФ). Применительно к налогу на имущество физических лиц порядок и сроки уплаты налога определены в комментируемой статье, что исключает возможность местным органам власти изменять их в нарушение общих правил и главы 32 НК РФ.

2. Общие правила о сроке уплаты налога предусмотрены в статье 57 НК РФ. Сроки уплаты налогов могут определяться календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57 НК РФ).

В отношении налога на имущество срок определяется календарной датой, и по новым правилам налог подлежит уплате не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог на имущество за 2015 год, исчисленный в соответствии с новой главой НК РФ, необходимо будет уплатить не позднее 1 октября 2016 года.

Если расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ). Данное общее правило применимо и к налогу на имущество физических лиц, так как согласно пункту 2 комментируемой статьи налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (пункт 3 статьи 52 НК РФ).

Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС РФ от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@ (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2015 года за N 35860) (далее — Приказ), вступившим в силу с 1 марта 2015 года.

Форма уведомления включает в себя разделы расчета трех налогов, уплачиваемых физическими лицами: транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц. Разделы налогового уведомления формируются в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному налогу или нескольким налогам, подлежащим уплате на основании налогового уведомления, в том числе за предыдущие налоговые периоды при перерасчете сумм налогов. При отсутствии у физического лица объекта налогообложения по налогу, подлежащему уплате на основании налогового уведомления, раздел налогового уведомления по соответствующему налогу не формируется (пункт 4 Приказа).

Раздел расчета налога на имущество физических лиц включает данные по объекту налогообложения (адрес места нахождения, кадастровый (условный) номер, ОКТМО, код ИФНС); данные о налоговом периоде, за который рассчитывается налог, налоговой базе (инвентаризационной (И) или кадастровой (К)), о доле в праве собственности на объект, применяемой налоговой ставке, количестве месяцев владения и применяемом коэффициенте в данном налоговом периоде, размере налоговых льгот (в рублях) и сумме исчисленного налога.

Инвентаризационная стоимость должна быть указана с учетом коэффициента-дефлятора, утвержденного на соответствующий налоговый период, а кадастровая стоимость указывается с учетом размера налогового вычета.

Налоговое уведомление не формируется и не направляется налогоплательщику при наличии у него налоговой льготы в размере суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период (пункт 6 Приказа).

Согласно пункту 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу тремя способами: лично под расписку, заказным письмом по почте, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

К налоговому уведомлению, вручаемому налогоплательщику лично, формируется отрывной корешок, содержащий информацию о подлежащей уплате сумме налога, в котором налогоплательщик расписывается при получении налогового уведомления (пункт 3 Приказа).

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждены Приказом ФНС РФ от 23.05.2011 N ММВ-7-11/324@ (далее — Порядок).

Передачей налогового уведомления и соответствующих платежных документов в электронном виде считается размещение их в интернет-сервисе Личный кабинет налогоплательщика» (пункт 6 Порядка), к которому у налогоплательщика должен быть доступ. Получить доступ к сервису «Личный кабинет налогоплательщика» можно одним из двух способов:

1) с помощью логина и пароля, указанных в регистрационной карте. Получить регистрационную карту можно в любой инспекции ФНС России, независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию ФНС России по месту жительства при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. При обращении в иные инспекции ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН)/уведомления о постановке на учет. Получение доступа к сервису для лиц, не достигших 14 лет, осуществляется законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами) при условии предъявления свидетельства о рождении (иного документа, подтверждающего полномочия) и документа, удостоверяющего личность представителя;

2) с помощью квалифицированной электронной подписи/универсальной электронной карты, выдаваемой удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи РФ (http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/). Налоговый орган рекомендует использовать квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий положениям Приказа ФНС России от 08.04.2013 N ММВ-7-4/142.

При наличии доступа к «Личному кабинету налогоплательщика» и размещении налоговым органом налогового уведомления и платежных документов в электронном виде (в формате PDF), если гражданин обращался в «Личный кабинет налогоплательщика», налоговому органу придет подтверждение о получении налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде (пункт 7 Порядка). Датой получения налогоплательщиком уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогового уведомления с использованием интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (пункт 8 Порядка).

В случае если до 1 сентября календарного года, в котором выставлено налоговое уведомление в электронном виде, налогоплательщик, имея доступ, не воспользовался интернет-сервисом «Личный кабинет налогоплательщика», то налоговый орган обязан не позднее 30 рабочих дней до наступления установленного срока уплаты налога на имущество направить налоговое уведомление и платежные документы на бумажном носителе по почте или вручить лично (пункт 9 Порядка, пункт 2 статьи 52 НК РФ).

Выше уже говорилось, что обязанность гражданина по уплате налога на имущество возникает не ранее получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 52 НК РФ). Поэтому в случае неполучения уведомления по почте и отсутствия уведомления в «Личном кабинете налогоплательщика» прямой обязанности налогоплательщика обращаться в налоговой орган за уведомлением нет.

Однако необходимо учитывать вступивший в силу с 1 января 2015 года пункт 2.1 статьи 23 НК РФ, обязывающий налогоплательщиков — физических лиц в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов за весь период владения объектами налогообложения направить сообщение о наличии у них объектов недвижимого имущества.

Сообщить о наличии указанного имущества можно в произвольной форме, например в виде заявления, приложив к нему копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества. Заявление и указанные документы можно представить в налоговый орган по месту жительства или месту нахождения объектов недвижимости лично, через представителя или направить по почте заказным письмом. Также можно передать соответствующее сообщение в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, заверив их усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 7 статьи 23 НК РФ).

Сообщить указанную информацию необходимо в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В этом случае налоговый орган произведет исчисление суммы налога начиная с того налогового периода, в котором было получено сообщение (абз. 4 пункта 2 статьи 52 НК РФ). Именно с учетом нормы абзаца 4 пункта 2 статьи 52 НК РФ, действующей до 1 января 2017 года, необходимо применять пункт 4 комментируемой статьи в отношении обязанности налогоплательщика уплачивать налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Если до 31.12.2016 граждане не сообщат об объектах, которыми они владеют и за которые надо платить налог, то при обнаружении таких объектов налоговый орган начислит налог по ним за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (т.е. если обнаружит в 2017 году, то налог начислят за 2016, 2015, 2014 годы). Кроме того, налогоплательщик будет привлечен к налоговой ответственности с взысканием штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении каждого объекта недвижимого имущества, по которому не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 НК РФ. Такой размер ответственности устанавливает пункт 3 статьи 129.1 НК РФ, вступающий в силу с 01.01.2017 (см. также п. 5 комментария к статье 400 НК РФ).

Это интересно:  Садовый Участок Правила Застройки 2019

До 01.01.2017 несообщение сведений об объектах налогообложения, по которым гражданин не получал уведомления, влечет ответственность по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.

У гражданина отсутствует обязанность направлять сообщение, если он раньше уже получал налоговое уведомление об уплате налога в отношении объекта или если не получает налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы. Например, гражданин получал уведомление по уплате налога за 2011 года за жилой дом в 2012 году, но в 2013, 2014, 2015 уведомления ему не приходило. В этом случае он не должен сообщать о наличии у него налогооблагаемого объекта в порядке пункта 2.1 статьи 23 НК РФ.

3. Согласно общему правилу налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в уведомлении. При этом уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).

Уведомление направляется (вручается) одновременно с платежными документами на уплату физическими лицами налогов в бюджетную систему РФ (пункт 7 Приказа).

В соответствии с пунктом 4 статьи 58 НК РФ уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

— принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику. Плата за прием денежных средств не взимается;

— вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему РФ по каждому налогоплательщику;

— выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждена Приказом ФНС РФ от 09.11.2006 N САЭ-3-10/777@;

— представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему РФ.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В случае если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных выше обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ денежные средства, принятые от налогоплательщиков.

Граждане могут перечислить налог по указанным в бланках реквизитам и через другие кредитные организации. Указанное письмо не ограничивает право граждан воспользоваться услугами других банков для перечисления суммы налога и касается лишь организации работы структурных подразделений Сбербанка России, как банка, имеющего наиболее развернутую филиальную сеть.

4. В случае если гражданин не имеет возможности уплатить в указанный в уведомлении срок, он может воспользоваться механизмом отсрочки или рассрочки уплаты налога. Указанный механизм строго регламентирован по условиям и основаниям такого изменения срока уплаты налога в главе 9 НК РФ.

По общему правилу срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на сумму задолженности (пункт 2 статьи 61 НК РФ).

Гражданин, претендующий на изменение срока уплаты налога, вправе подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки. Форма и порядок подачи заявления утверждены Приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (т.е. чрезвычайных и непредотвратимых (статья 401 ГК РФ) при данных условиях обстоятельств: военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т.д.);

2) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) гражданина в случае единовременной уплаты им налога.

Федеральным законом от 29.12.2014 N 476-ФЗ в Закон о несостоятельности (банкротстве) внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 года, в части регулирования процедуры банкротства граждан. Гражданин обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем 500 тысяч рублей. Также должник вправе подать в суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства в установленный срок. При рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение. Установлен порядок реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества;

3) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, определен в статье 446 ГПК РФ. К нему, в частности, относится: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением; земельный участок, на котором находится данный дом; предметы обычной домашней обстановки и обихода, имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, и ряд других предметов.

При наличии оснований отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена физическому лицу на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание (пункт 2.1 статьи 64 НК РФ).

В общем случае на сумму отсроченной или рассроченной суммы налога начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки финансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Однако, если отсрочка (рассрочка) предоставляется в связи со стихийный бедствием, технологической катастрофой или иными обстоятельствами непреодолимой силы, на сумму задолженности проценты не начисляются (пункт 4 статьи 64 НК РФ).

Заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по налогу на имущество подается в налоговый орган по месту жительства заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ (для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) и муниципальных образований (подпункт 2 пункта 1 статьи 63 НК РФ).

К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) в связи обстоятельствами непреодолимой силы прилагаются заключение о факте наступления в отношении гражданина обстоятельств непреодолимой силы, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) в связи с тяжелым имущественным положением лица прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) (пункт 5.1 статьи 64 НК РФ).

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается налоговым органом в течение 30 дней со дня получения заявления гражданина. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Следует обратить внимание, что законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога на имущество физических лиц (пункт 12 статьи 64 НК РФ).

Срок уплаты не может быть изменен, если в отношении гражданина:

— возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

— проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

— имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.

— в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

При наличии таких обстоятельств решение об изменении срока уплаты налога и (или) сбора не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене (пункт 2 статьи 62 НК РФ).

По истечении срока действия решения или при досрочной уплате всей суммы налога действие отсрочки (рассрочки) прекращается. При нарушении условий предоставления отсрочки (рассрочки) действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению налогового органа. В этом случае гражданин обязан будет в течение одного месяца после получения им решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно (пункт 4 статьи 68 НК РФ).

Статья 409. Отступное

По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного — уплатой денежных средств или передачей иного имущества.

Комментарий к Ст. 409 ГК РФ

1. Отступное представляет собой способ прекращения обязательств, в силу которого по соглашению сторон взамен исполнения производится передача указанного в соглашении объекта. Этот способ может быть использован в различных ситуациях, в том числе когда низка вероятность надлежащего исполнения должником обязательства или когда кредитор утрачивает интерес в предмете исполнения. В практике банков, например, распространены случаи заключения с должником по кредитному договору или его поручителями соглашения об отступном, в силу которого взамен выплаты задолженности в собственность банка предоставляется имущество. При этом при передаче предмета соглашения об отступном происходит полное прекращение как основного, так и обеспечивающих обязательств. Иное может вытекать из соглашения об отступном, которое, например, предусматривает частичное прекращение обязательства.

Это интересно:  Какие мифы о счастливой семье мешают здоровым отношениям?

В случае, когда стороны предусмотрели предоставление отступного по частям, при предоставлении части отступного обязательство считается прекращенным пропорционально фактически предоставленному отступному (п. 5 Обзора практики применения арбитражными судами статьи 409 Гражданского кодекса РФ ).

———————————
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. N 102.

Форма соглашения об отступном определяется в соответствии с общими положениями о форме сделки (ст. ст. 158 — 163 ГК). Требование о государственной регистрации такого соглашения, предусматривающего предоставление недвижимого имущества, законом не установлено, однако переход права собственности на основании исполненного соглашения об отступном требует государственной регистрации.

2. Соглашение об отступном определяет, как указано в комментируемой статье, размер, сроки и порядок предоставления отступного. При этом следует иметь в виду сложившееся в судебной практике толкование, в силу которого обязательство прекращается с момента предоставления отступного взамен исполнения, а не с момента достижения сторонами соглашения об отступном. Соглашение об отступном порождает право должника на замену исполнения и обязанность кредитора принять отступное (п. 1 Обзора практики применения арбитражными судами статьи 409 Гражданского кодекса РФ). Поэтому достигнутое соглашение об отступном не обязывает должника передать указанный в таком соглашении предмет, т.е. не порождает нового обязательства.

До момента передачи отступного правовые последствия, на которые направлено соглашение об отступном (прекращение обязательства), не наступают. В одном из случаев предметом судебного рассмотрения было соглашение об отступном, заключенное между ОАО (должник) и ООО (кредитор). На основании этого соглашения был зарегистрирован переход права собственности к ООО, которое спустя три дня произвело отчуждение имущества (здания), указанного в соглашении, осуществив государственную регистрацию перехода права собственности к покупателю. Оценивая обстоятельства дела, Высший Арбитражный Суд РФ обратил внимание на то, что спорное здание находится во владении ОАО и не передавалось ООО, т.е. исполнение соглашения об отступном не состоялось. В п. 2.4 соглашения стороны установили, что передача отчуждаемого недвижимого имущества будет произведена по передаточному акту, который стороны обязуются подписать после государственной регистрации перехода права собственности на отчуждаемое недвижимое имущество в течение 10 дней с момента получения свидетельства о государственной регистрации права собственности. Как отметил ВАС РФ, исполнение соглашения есть реальное предоставление кредитору отступного .

3. Несмотря на то что, как отмечалось, заключенное соглашение об отступном не обязывает должника к передаче предмета соглашения, оно тем не менее порождает важные последствия. Как указывается в Обзоре практики применения арбитражными судами статьи 409 Гражданского кодекса РФ, в случае заключения соглашения об отступном кредитор не вправе требовать исполнения первоначального обязательства до истечения установленного сторонами срока предоставления отступного.

Так, банк и его должник по кредитному договору заключили соглашение об отступном, которым предусматривалось право должника предоставить кредитору в качестве отступного автомобиль. Сторонами был определен трехмесячный срок предоставления отступного. Спустя месяц банк обратился в суд с иском о взыскании задолженности по кредитному договору, ссылаясь на то, что соглашение об отступном не прекратило обязательств должника по кредитному договору, так как для его прекращения по основанию, предусмотренному ст. 409 ГК РФ, необходимо также и предоставление отступного. Высший Арбитражный Суд РФ отметил в этой связи, что, «заключив соглашение об отступном, банк фактически предоставил предпринимателю отсрочку в исполнении первоначального обязательства и может требовать исполнения должником обязательства по кредитному договору при неисполнении последним соглашения об отступном» .

———————————
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. N 102.

Статья 409 ГПК РФ. Признание и исполнение решений иностранных судов

(ст. 409 ГПК РФ с комментариями и судебная практика)

1. Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

2. Под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.

3. Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 112 настоящего Кодекса.

Комментарии статьи 409 ГПК РФ в действующей редакции

Главу 45 «Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)» есть основания отнести к числу новелл ГПК. Такой вывод бесспорен при сопоставлении содержания данной главы с единственной, причем неточно сформулированной и преимущественно отсылочного характера ст. 437 ГПК РСФСР 1964 г.

Существенная неточность состояла в том, что эта статья по ее прямому грамматическому смыслу регулировала не принципиальную проблему возможности или недопустимости реализации в России постановленных иностранными судами и арбитражами актов, а их «порядок исполнения», определяемый международными договорами.

Однако неверно, что «порядок исполнения» (а это обширная и сложная часть производства) иностранных решений в России определяют только международные договоры. Процедура, содержание, результаты заключительной стадии движения дела составляют предмет регулирования национального законодательства РФ, а его нормы относятся к сфере не частного, а публичного права и обязательны для судов и органов исполнения. Международные соглашения вносят в наше процессуальное право лишь относительно небольшие, хотя иногда и важные коррективы и дополнения. Таким образом, процесс исполнения любых судебных актов подчинен Федеральному закону «Об исполнительном производстве», в определенных моментах ГПК РФ и ряду других нормативных документов.

Отмеченный недостаток был устранен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» — далее Указ 1988 г.

Это компактный (12 статей), но одновременно емкий, юридически сбалансированный, понятный, а главное, вполне отвечающий современным условиям нормативный акт. Строго разграничены понятия признания и исполнения зарубежных правоприменительных постановлений по цивилистическим вопросам, обозначен примерный круг таких постановлений (решения судов и арбитражей, приговоры в части возмещения ущерба от преступления), названы судебные органы страны, компетентные принимать и рассматривать соответствующие ходатайства заинтересованных лиц, перечислены элементы таких ходатайств, намечены порядок их разбирательства, мотивы отказа и последствия удовлетворения. Указ от 21 июня 1988 г. провозгласил общее правило о допустимости признания и исполнения иностранных судебных актов только в случаях, предусмотренных международными договорами с участием советского (ныне российского) государства. Тем самым он открыл дорогу для подписания, ратификации таких договоров или присоединения к ним.

Указ 1988 г. стабилизировал практику российских судов путем ликвидации пробелов в соответствующем разделе нашего законодательства, при формировании новых норм принял во внимание пригодные для нашей юстиции положения зарубежных правовых систем и международных документов. Немалое внимание Указ 1988 г. и обобщение практики его применения оказали рабочим группам и различным комиссиям при разработке проекта ГПК РФ, его обсуждении и утверждении.

Характерно, что Указ 1988 г. не отнесен к числу многочисленных актов, утративших силу с 1 февраля 2002 г. согласно ст. 2 Закона о введении в действие ГПК РФ. Он в общей форме включен ст. 4 этого Закона в группу нормативных актов, подлежащих дальнейшему применению в тех частях, которые не противоречат новому Кодексу. Разрешение вопроса о наличии или отсутствии противоречия подлежит толкованию, иногда довольно сложному. И этого можно ожидать от иностранных лиц и их представителей, имеющих хорошую юридическую квалификацию.

Однако Конституция РФ 1993 г. не наделяет президентские указы качеством актов, которыми вполне правомерно окончательно и без каких-либо дополнительных согласований можно одобрить заключение международных соглашений, конвенций, договоров, в том числе затрагивающих вопросы международного гражданского процесса. Одобрение может последовать только в результате принятия федерального закона. Именно такой вывод следует из содержания ч. 1 ст. 409 ГПК РФ.

Не лишне заметить, что российским судам надлежит учитывать положения ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. Этот Закон расшифровывает понятие международного договора РФ как «международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией» (ст. 2). Международные договоры РФ согласно ст. 3 заключаются с иностранными государствами или международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Производство по гражданским делам российскими судами общей юрисдикции должно осуществляться только по правилам Гражданского процессуального кодекса и издаваемых в соответствии с ним федеральных законов. Отсюда следует, что упоминаемые в ст. 409 ГПК РФ международные договоры могут быть только межгосударственными, т.е. относящимися к первому и высшему из трех уровней по классификации Закона 1995 г.

Решения иностранных государственных судов в принципе подлежат признанию и исполнению на территории Российской Федерации. Причем использованный термин «решение» не следует трактовать ограничительно в чисто российском варианте (ст. ст. 194, 198, 329 ГПК РФ). Во избежании путаницы и аргументированной критики понятие «решение» надлежит распространить не только на вынесенные акты при завершении полномасштабного состязательного процесса, но равно на решения заочные, суммарные, частичные, согласованные сторонами, об утверждении мировых соглашений, постановления вышестоящих инстанций по тому же делу и даже согласно ч. 2 ст. 409 ГПК РФ приговоры в части возмещения ущерба от преступлений. Общий для всей группы перечисленных актов признак — окончательное разрешение иностранным судом заявленного требования по существу.

Реализация иностранного решения на российской земле может быть осуществлена, только когда это закреплено международным договором РФ. Такая реализация при отсутствии договора на условиях так называемой международной вежливости (или взаимности) ГПК РФ не предусмотрена. Термин «договор» распространяется также на многосторонние соглашения и конвенции. Для иллюстрации приведем некоторые примеры.

Гаагская Конвенция по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1 марта 1954 г., СССР присоединился 17 сентября 1966 г.) отменила уплату залогов и иных платежей в обеспечение компенсации судебных издержек с граждан одной страны-участницы, предъявляющих иски в судах другой страны-участницы, где они не имеют местожительства или имущества. Но в случае проигрыша с истца присуждаются ответчику понесенные им судебные издержки, причем «решения о взыскании судебных издержек и расходов объявляются подлежащими исполнению без заслушивания сторон, при условии, однако, что сторона, с которой производится взыскание, имеет право на последующее обжалование в соответствии с законодательством государства, где испрашивается исполнение» (ст. 19).

Минская конвенция 1993 г. отводит признанию и исполнению решений раздел III (ст. ст. 51 — 55). К числу объектов рассмотрения отнесены вынесенные на территории других участников Конвенции решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, утвержденные судом мировые соглашения по таким делам, нотариальные акты по денежным обязательствам, а также решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба (далее — решения). Затем следуют статьи, посвященные признанию не нуждающихся в исполнении решений, ходатайствам о разрешении принудительного их исполнения, порядку реализации решений, перечню мотивов, препятствующих этому положительному результату.

Многочисленные двусторонние договоры между Россией и другими государствами имеют много общих черт, сходных и даже редакционно тождественно сформулированных правил, в том числе в разделах о реализации решений зарубежных судов. Но есть и различия, а потому на практике надлежит учитывать, суд какого государства вынес решение, и применять соответствующий договор, а при необходимости — многосторонние конвенции и нормы российского национального законодательства.

Комментарий к части 2 ст. 409 ГПК РФ

Основное назначение ч. 2 ст. 409 ГПК РФ состоит в разграничении подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными по вопросу о том, куда сторонам конфликта надлежит адресовать ходатайство, чтобы добиться исполнения или отказа в признании решения иностранного суда. Нормы этой части комментируемой статьи неразрывно связаны с общими правилами распределения компетенции по гражданским делам внутри системы российских органов правосудия, закрепленными ст. 22 ГПК РФ, ст. 27 АПК РФ и некоторыми другими сопутствующих им статьями.

Это интересно:  Вклады в банках Челябинска с высоким процентом

Но во многих государствах идентичных схем построения структур судебных учреждений нет. К тому же, несмотря на два принятых Российской Федерацией новейших процессуальных Кодекса, беспроблемное определение пределов власти каждой из ветвей судебных учреждений не стало простым и очевидным, особенно для иностранных лиц. Поэтому заявитель вполне может допустить ошибку, адресовав свое ходатайство некомпетентному суду общей юрисдикции вместо арбитражного или наоборот. Естественно, возникает вопрос о том, как юридически корректно, не создавая волокиты, обоснованного неудовольствия прежде всего взыскателя и иных отрицательных последствий, исправить неумышленное упущение.

Простейший и примитивный, хотя формально не противоречащий закону порядок действий суда — это возвращение заявителю, лично начавшему в российском суде производство по реализации иностранного решения, ходатайства с кратким указанием на то, что он ошибся адресом. Но для укрепления контактов между отечественными судами общими и арбитражными, а также сотрудничества российских органов правосудия с зарубежными нужно попытаться найти другие пути.

Нормы п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ регулируют передачу гражданских дел для точного обнаружения компетентного суда исходя из правил подсудности. Ознакомление с текстом этих норм приводит к заключению о том, что они действуют внутри системы судов общей юрисдикции и притом после принятия заявления к производству.

Однако существуют приемы толкования и аналогии. Они позволяют прийти к заключению о том, что общим судам вполне допустимо так же поступать и в случаях, когда им вместо судов арбитражных направлены материалы с ходатайством о реализации иностранного правоприменительного акта. О передаче таких материалов арбитражному суду, естественно, нужно незамедлительно информировать заявителя. Но синхронно в сходной обстановке должны поступать и арбитражные суды, для которых юридической основой вполне способны служить расширительно толкуемые положения п. 3 ч. 2 и ч. 3 ст. 39 АПК РФ.

Изложенные аргументы пригодны для их распространения на несколько иные ситуации. Конечно, ходатайство о признании или исполнении за границей решения национального суда составляет кредитор, не получивший от должника полного или частичного материального удовлетворения. Но многосторонние конвенции и двусторонние договоры о правовой помощи предусматривают, что ходатайство можно адресовать суду, который вынес по делу решение с рядом приложений. Затем этот суд все материалы (с заверенными переводами) направляет компетентному суду страны, где предполагается осуществить исполнение (ст. 53 Минской конвенции 1993 г., ст. 51 Договора с Грузией, ст. 45 Договора с Ираном, ст. 22 Договора с Испанией и др.).

Во многих международных договорах предусмотрено, что, если лицо, ходатайствующее о реализации решения, имеет местожительство или местопребывание на территории государства, где надлежит осуществить признание или исполнение, ходатайство может быть прямо адресовано компетентному суду данного государства с приложением предусмотренных законодательством материалов (ст. 17 Договора с КНР, ст. 46 Договора с Кубой). Разумеется, ходатайство должно содержать информацию о сторонах, их представителях, адресах, содержании просьбы.

Дополнительный юридический довод состоит в том, что к числу процессуальных действий, совершаемых в порядке оказания международной помощи в сфере отправления правосудия, отнесено признание и исполнение иностранных судебных актов (ст. 6 Минской конвенции 1993 г.). Помощь реализуется в форме реализации соответствующих поручений. Если запрашиваемое учреждение не управомочено выполнить такое поручение, оно пересылает его надлежащему учреждению и уведомляет об этом запрашивающие учреждения (там же п. 2 ст. 8). Последнее положение по существу воспроизводит ст. 12 Гаагской конвенции 1954 г.: «В случае, если запрашиваемый орган власти будет некомпетентен по делу, судебное поручение автоматически направляется компетентному органу судебной власти этого же государства в соответствии с правилами, установленными его законодательством». Аналогичные предписания помещены в двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Российской Федерацией (например, ст. 8 Договора с Албанией, ст. 8 Договора с Эстонией, ст. 8 Договора с Ираном и др.).

Распространение изложенного варианта внутри правовой системы РФ, вероятно, приведет к увеличению юридической нагрузки на судей и технической на судебную канцелярию. Но будет достигнуто главное, а именно усовершенствование, упрощение и ускорение защиты уже подтвержденных зарубежным решением субъективных прав граждан и организаций. Можно также вполне уверенно констатировать, что рекомендуемый порядок процессуальных действий станет дополнительным элементом повышения авторитета российской юстиции на международном уровне.

Формированию простого, наиболее удобного работникам органов правосудия представления о процедурах, условиях, последствиях наделения на российской территории юридической силой иностранных решений в немалой степени способствует четкое разграничение механизмов принудительного исполнения или только признания. Это облегчает отыскание необходимых нормативных актов и их применение в конкретных случаях.

С позиций практической и юридической значимости проблемы, а также учета накопленного опыта в новом ГПК РФ воспринята схема расположения юридического материала, реализованная при составлении Указа 1988 г. На первое место поставлено регулирование производства по рассмотрению ходатайств о санкционировании принудительного исполнения решений зарубежных государственных судов (ст. ст. 405 — 412), далее следуют правила о порядке признания таких решений (ст. ст. 413 — 415), и, наконец, специальные статьи отведены процедурам реализации иностранных третейских судов (арбитражей) на территории РФ (ст. ст. 416 и 417).

Комментарии нормы ч. 3 ст. 409 ГПК

Нормы ч. 3 ст. 409 ГПК РФ применимы к тем актам заграничных судов, при полном или частичном неисполнении которых должником в добровольном порядке необходимо прибегать к мерам государственного принуждения. Если заявитель заинтересован только в признании юридической значимости подобных актов, то для этого установлен несколько иной процессуальный регламент.

Обзор двусторонних договоров о правовой помощи СССР и РФ со многими странами, действующих в Российской Федерации, позволяет констатировать, что согласно повторяющейся в таких документах стандартной формулировке иностранное решение становится юридически полноценным в плане его исполнения после вступления в законную силу. Однако это не вполне однозначно по отношению к решениям судов государств — участников Минской конвенции 1993 г. Из текста подп. «а» ч. 2 ст. 53 Конвенции следует, что исключение предусмотрено для решений, подлежащих немедленному исполнению согласно национальному законодательству страны, где оно постановлено. Исключения можно обнаружить и в двусторонних договорах. Например, сразу исполняются решения польских судов по искам о взыскании алиментов (п. 1 ст. 53 Договора).

Такая особенность должна быть удостоверена официальным документом или аргументированно обоснована непосредственно в самом решении (п. 2 ч. 2 ст. 411 ГПК). Аналогичного уровня подтверждение всегда необходимо для удостоверения факта наделения иностранного судебного решения качеством законной силы. Это особенно актуально на современном этапе, когда в национальных правовых системах происходят изменения судоустройства и судопроизводства, от которых нередко зависит трактовка содержания понятия законной силы или приравниваемых к ней конструкций.

Часть 3 ст. 409 ГПК РФ устанавливает трехлетний срок для обращения иностранного решения к принудительному исполнению с момента его вступления в законную силу. Аналогичен по смыслу, хотя и иначе стилистически изложен п. 2 ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве» 1997 г. Исполнительный лист взыскатель может получить согласно правилам ст. 428 ГПК РФ. Однако время получения такого документа на упомянутый трехлетний период не влияет.

Восстановление российским судом срока на предъявление правоприменительного акта зарубежного суда к исполнению возможно, если просрочка действий заявителя оправдывается уважительными причинами. Процедуру восстановления регламентируют нормы ст. 112 ГПК РФ. Это одно из проявлений распространения на иностранных лиц, обычно выступающих в роли взыскателей, принципа национального режима в сфере отправления правосудия.

Судебная практика к статье

Постановление ЕСПЧ от 18.07.2017 «Дело «Макилрот (McIlwrath) против Российской Федерации» (жалоба N 60393/13)»

По делу обжалуется жалоба заявителя на то, что отказ в удовлетворении его ходатайства об исполнении решения Трибунала Флоренции от 18 сентября 2012 г. противоречил законодательству и нарушил право заявителя. По делу допущено нарушение требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

31. 19 января 2012 г. Санкт-Петербургский городской суд отклонил ходатайство заявителя. Суд установил, что решение от 6 декабря 2010 г. являлось предварительным решением, вынесенным на период до принятия окончательного решения по бракоразводному процессу. Оно могло быть изменено судьей, который мог сделать это в любое время, что и произошло в действительности, поскольку решение было изменено 29 июня 2011 г. и не могло быть обжаловано. Таким образом, данное решение не являлось решением, вынесенным по гражданским вопросам по смыслу статьи 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и, следовательно, не имело правовой силы в Российской Федерации. Санкт-Петербургский городской суд также постановил, что в исполнении решения от 6 декабря 2010 г. должно быть отказано, принимая во внимание статью 412 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 13 двусторонней Конвенции. Санкт-Петербургский городской суд установил, что решение от 6 декабря 2010 г. явно противоречило публичному порядку Российской Федерации, поскольку согласно ему только отец должен был осуществлять опеку над детьми. Законодательством Российской Федерации не предусматривалось, что опеку должен осуществлять только один родитель, если другой родитель официально не лишен родительских прав. Принимая во внимание тот факт, что М.Г. не была лишена родительских прав, решение о предоставлении опеки над детьми исключительно отцу не соответствовало законодательству Российской Федерации.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 80-КГ14-6

Требование: О взыскании индексации ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, обязании производить индексацию.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что во время командировки в учебное заведение, правопреемником которого является ответчик, получил производственную травму, в результате чего ему установлена инвалидность. Однако выплата сумм возмещения вреда прекращена.

Решение: Производство по делу прекращено, так как исковое заявление фактически направлено на пересмотр вступившего в законную силу решения иностранного суда.

Разрешая спор, суд первой инстанции частично прекратил производство по делу и частично удовлетворил исковые требования, руководствовался положениями части 1 статьи 406, части первой статьи 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ N 890-О

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами.

В соответствии с частью первой статьи 409 ГПК Российской Федерации решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. По смыслу этой нормы, принятой в развитие положений части 3 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», в случае отсутствия у Российской Федерации международного договора с государством, судом которого вынесено спорное решение, это решение не порождает каких-либо правовых последствий на территории Российской Федерации.

Таким образом, часть первая статьи 409 ГПК Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя. Установление же иного правового режима признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», равно как и проверка соответствия норм федеральных законов друг другу.

Статья написана по материалам сайтов: www.nalkod.ru, stgkrf.ru, vseiski.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий