Справка о валютных операциях – в каких случаях предоставляется, как получить

Инструкция 138 и справка о валютных операциях

При проведении валютных операций, перечисленных в законе «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173) и подлежащих обязательному валютному контролю, резидент должен представить в уполномоченный банк (далее — УБ) отчетные документы, к которым ранее относилась справка о валютных операциях (далее — СВО). Данная обязанность существовала до 01.03.2019 и была установлена гл. 2 инструкции Банка России «О порядке представления…» от 04.06.2012 № 138-И (далее — инструкция № 138-И).

При этом действие инструкции № 138-И распространялось на следующих лиц — резидентов РФ:

  • юридических лиц и их филиалы;
  • физических лиц — индивидуальных предпринимателей;
  • лиц, осуществляющих частную практику.

К основаниям подачи СВО относятся:

  • перечисление нерезидентом — контрагентом по сделке на транзитный валютный счет резидента иностранной валюты;
  • исполнение резидентом своих обязательств по договору путем списания иностранной валюты с его расчетного счета и зачисления на счет нерезидента;
  • расчет по сделке осуществляется в рублях, при этом оформляется паспорт сделки (далее — ПС).

ВАЖНО! Оплата по договору в рублях без паспорта сделки не требует предоставления в УБ справки, необходимо направить только обосновывающие платеж документы.

Порядок оформления ПС как документа валютного контроля также регулировался отмененной инструкцией № 138-И. Так, ПС представлялся:

  • при экспортных и импортных операциях;
  • заключении договоров на сумму, равную или превышающую 50 000 долларов США;
  • осуществлении расчетов с зарубежными партнерами и в др. случаях.

Заполнение справки о валютных операциях, где скачать образец бланка 2017 года

Инструкция № 138-И подробным образом регламентировала, оформление справки о валютных операциях и каков порядок ее заполнения. К ней также прилагалась форма справки, которая могла быть заполнена резидентом как письменно, так и в электронном виде. Сама справка направлялась в УБ в 1 экземпляре.

Содержание справки включало заголовочную, основную (графы) и дополнительную (заключительную) части.

Заголовочная часть СВО охватывала следующую информацию:

  • Название уполномоченного банка, где у резидента открыт валютный счет.
  • Наименование резидента.
  • Дату заполнения справки.
  • Номер счета резидента.
  • Код страны иностранного банка (если операции проходят через банк-нерезидент).
  • Признак корректировки (заполняется только в случае представления корректирующей СВО).

Основная часть включала в себя следующие графы:

  • Сведения о документе — основании проведения операции (уведомлении, распоряжении и т. д.).
  • Дату осуществления операции.
  • Признак платежа.
  • Код вида валютной операции.
  • Сумму операции.
  • Реквизиты паспорта сделки или договора.
  • Срок возврата аванса.
  • Ожидаемый срок.

Дополнительная часть состояла из:

  • примечания, в котором могли быть указаны дополнительные сведения по осуществляемым валютным операциям.
  • Сведений УБ (даты получения СВО банком, даты возврата СВО (с обоснованием причин) уполномоченным банком (с указанием причин возврата), даты принятия справки).

Как заполнялись графы «Дата операции», «Признак платежа» и «Ожидаемый срок» в справке о валютных операциях

Некоторая часть граф основной части СВО не вызывала трудностей при заполнении. Разберем более подробно только те, которые нуждаются в пояснении.

Графа 4 «Признак платежа» свидетельствовала о виде валютной операции. В ней необходимо было проставить одну из нижеследующих цифр:

  • 1 — если деньги поступают на счет российской стороны сделки;
  • 2 — если деньги переводит сам резидент;
  • 7 — при получении денег на счет российской стороны, которая является финансовым агентом (фактором), если по сделке оформляется ПС;
  • 8 — если деньги поступают, или 9, если списываются на/со счета третьего лица — резидента или резидента, который не оформляет ПС, при заполнении СВО российским контрагентом, оформившим ПС;
  • 0 — если платеж перечисляется в рамках исполнения обязательств по аккредитиву в пользу бенефициара — иностранного контрагента.

Графа 12 «Ожидаемый срок» предполагала указание предельного срока (последней даты) исполнения обязательств иностранным контрагентом по сделке, которая требует оформления ПС, и заполняется только в случае получения российской стороной товаров / принятии ею работ, оказанных услуг / получении сведений и результатов интеллектуальной деятельности в счет произведенного резидентом авансового платежа.

Предельный срок рассчитывался следующим образом:

  • Если в договоре указана дата исполнения обязательств, к ней прибавлялись сроки, требуемые согласно обычаям делового оборота для перемещения товаров в Российскую Федерации и (или) оформления документов, свидетельствующих об исполнении иностранным контрагентом обязательств.
  • Если в договоре не указан срок исполнения, он рассчитывался российским контрагентом самостоятельно с учетом вышеуказанных сроков ввоза товаров и (или) оформления подтверждающих документов.

Сроки предоставления справки

В зависимости от вида осуществляемой операции инструкцией № 138-И было предусмотрено несколько сроков представления СВО. Так:

  • Если резидент получает денежные средства на свой транзитный валютный или расчетный счет или перечисляет их с расчетного счета посредством банковской карты, справка передается в УБ в течение 15 рабочих дней после зачисления или перечисления денег.
  • При проведении операции через счет иного лица-резидента в УБ — в пределах 15 р. д. после оформления справки о валютной операции по счету данного лица.
  • При осуществлении обязательств по импортному аккредитиву, в котором получателем выступает иностранный контрагент, — в течение 15 р. д. после завершения месяца, в котором был осуществлен платеж по аккредитиву.
  • При получении резидентом денег на свой счет, открытый в ином УБ, согласно условиям сделки по уступке требования нерезиденту справка представляется в УБ не позже 15 р. д. после того, как была получена справка иным УБ.
  • При осуществлении резидентом операции по своему счету или счету третьего лица, открытому в иностранном банке, если оформляется паспорт сделки, — в пределах 30 р. д. после проведения операции.
  • При переводе резидентом денег иностранному контрагенту со своего расчетного счета справка представляется наряду с распоряжением о списании средств.

Таким образом, при осуществлении определенного вида валютных операций российскому контрагенту по сделке до 01.03.2019 г. было необходимо представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях. Данная справка составляась по установленной законодателем форме и передавалась в регламентированные им сроки, за нарушение которых резиденту грозила административная ответственность. В 2019 — 2019 году справка о валютных операциях более не используется.

Когда предоставляется справка о валютных операциях?

Когда предоставляется справка о валютных операциях

Похожие публикации

Внешнеэкономические отношения многих предприятий нашей страны динамично развиваются, основываясь на финансовых валютных операциях. Все мероприятия, связанные с движением иностранной валюты в нашем государстве регулируются законодательством. Одним из инструментов контроля финансовых действий с валютой является справка о валютных операциях.

Справка о валютных операциях – нормативная база

Существует принятый и утвержденный правительством РФ федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. в редакции от 18.07.2017 г. №173-ФЗ. Закон определяет, в каких случаях действия с валютой контролируются органами валютного регулирования, формулирует основную терминологию валютного законодательства и обеспечивает целостность государственной политики в отношении валютных операций.

Единым нормативом, устанавливающим правила заполнения и предоставления документации о валютных операциях, считается Инструкция Банка России от 04.06.2012 г. в редакции от 25.04.2017 г. №138-И (Инструкция). Справка о валютных операциях – это один из основных документационных способов контроля валютных операций.

Справка о валютных операциях, когда предоставляется

Итак, при совершении сделки банку необходима справка о валютных операциях. Когда предоставляется этот документ, он оформляется резидентом в одном экземпляре, который и остается у сотрудника банка. Вместе со справкой при наличии подаются документы по финансовым процедурам с валютой, которые были отмечены в справке.

Данные документы, а также сама справка выдаются в следующие сроки (пункт 2.3 Инструкции):

  • Когда валюта поступает на транзитный счет, заполнение справки о валютных операциях и ее передача в банк должна происходить в течение 15 рабочих дней с даты зачисления денежных средств;
  • Когда происходит списание валюты со счета, справка должна быть передана на контроль в тот же день.
Это интересно:  Справка о уплаченной сумме взноса

Отдельные случаи, к которым не относятся данные сроки, подробно прописаны в пунктах 2.5 – 2.9 Инструкции, если необходима справка о валютных операциях.

Когда предоставляется возможность не подавать ее в уполномоченный банк, прописано в пункте 2.4.:

  • Когда происходит взыскание с резидента денежных средств;
  • Когда с согласия резидента списание валюты происходит путем прямого дебетование;
  • Если операции с валютой проводятся внутри одного уполномоченного банка;
  • Когда валюта отправляется иностранному лицу в качестве пенсии, пособия и т. п.;
  • Если право на заполнение справки есть у уполномоченного банка;
  • Когда для осуществления операций с валютой используется банковская карта, кроме тех случаев, когда оформляется паспорт сделки.

Справка о валютных операциях – 2017: образец заполнения

В Инструкции 138-И есть не только шаблон справки о валютных операциях (Приложение 1), но

и подробный свод правил по оформлению данного документа. Образец заполнения Справки о валютных операциях, актуальной для 2017 года, можно получить в любом уполномоченном банке, в котором производятся операции с иностранными денежными средствами. В апреле 2017 года в инструкцию был внесен ряд изменений, в частности при сумме операций в пределах 1 тыс. долларов США резидент может представить саму справку о валютных операциях без приложения указанных в ней документов. Изменения внесены указанием ЦБР №4360-У от 25.04.17.

При желании, если внимательно вчитаться в текст инструкции по заполнению справки, можно разобраться самостоятельно, как заполнить каждую графу:

  • В части заголовка информацию о наименованиях и названиях можно прописывать как в полной, так и в сокращенной форме;
  • Код страны банка-нерезидента, код валюты и код вида валютной операции проставляются согласно соответствующим классификаторам;
  • Признак платежа в справке о валютных операциях также отмечается кодовой цифрой. Варианты значений обозначены в Инструкции и проставляются в графу 4 бланка справки;
  • Признак корректировки отмечается звездочкой, когда заполняется корректирующая справка о валютных операциях, образец которой схож с шаблоном оригинальной справки. Порядковый номер корректировки нужно также указать в скобках;
  • В первой графе при заполнении корректирующей справки ставится номер операции, которая подлежит корректировке;
  • Во второй графе нужно проставить через черту номер и дату нужного документа, если он существует;
  • Третья графа заполняется в утвержденном инструкцией формате даты;
  • В графе восемь проставляется, при наличии, номер паспорта сделки и (или) дата договора;
  • Графа одиннадцать предусматривает срок возврата денежных средств за невыполненные обязательства. При отсутствии таковых ставится дата из двенадцатой графы;
  • Ожидаемый срок в справке о валютных операциях проставляется в графу 12 справки. Это максимальное время для выполнения нерезидентом обязательств по договору;
  • В строках Примечание можно записать дополнительную информацию, касающуюся валютных операций, отраженных в справке.

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2019 году.

Содержание статьи:

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Данный закон претерпел изменения 14.05.2019 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г., принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2019 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ. В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2019 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2019 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту. Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса, если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Это интересно:  Прибавка К Пенсии После 80 Лет В 2019

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2019 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2019 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2019 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2019 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2019 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2019 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2019 года Инструкция №181-И

Подозрение на легализацию преступных доходов. Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет, после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде. Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы. Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет НДС при экспорте товаров — читайте статью.

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

  • на документации, использующейся в качестве декларации на товары, уполномоченным лицом таможенного органа поставлен штамп с отметкой о дате их выпуска;
  • были оформлены прочие подтверждающие документы.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Документы и информация для валютных операций

Для осуществления валютных операций резидент должен предоставить в банк определенные документы и информацию, чтобы подтвердить законность этих операций. Перечень документов и информации для каждой операции вы найдете в таблице.

Вариант 1:
1. распоряжение о списании средств с транзитного валютного счета (скачать)
2. документы, связанные с проведением операций 1
3. сведения о валютных операциях 2 (скачать бланк СВО):

об уникальном номере контракта (если операция осуществляется по контракту, принятому на учет)

Вариант 2:
1. распоряжение о списании средств с транзитного валютного счета (скачать)
2. сведения о валютных операциях 2 (скачать бланк СВО):

об уникальном номере контракта (если операция осуществляется по контракту, принятому на учет)

о коде вида операции

Обратите внимание: при выборе Варианта 2 документы, связанные с проведением операций 1 , должны быть представлены резидентом в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денежных средств на транзитный валютный счет

1. заявление на перевод иностранной валюты (скачать)
2. документы, связанные с проведением операций 1
3. сведения о валютных операциях 2 (скачать бланк СВО):

об уникальном номере контракта (если операция осуществляется по контракту, принятому на учет)

об ожидаемых сроках репатриации 3 :

(если осуществляется авансовый платеж по импортному контракту, принятому на учет),

о коде вида операции (по желанию клиента)

1. документы, связанные с проведением операций 1 (если операция осуществляется по контракту, принятому на учет)
2. сведения о валютных операциях 2 (скачать бланк СВО):

об уникальном номере контракта (если операция осуществляется по контракту, принятому на учет)

о коде вида операции (в случае несогласия с кодом вида операции, указанном нерезидентом в расчетном документе по операции зачисления, либо если отсутствует код вида операции в расчетном документе по операции зачисления)

1. расчетный документ по операции
2. документы, связанные с проведением операций 1
3. сведения о валютных операциях 2 (скачать бланк СВО):

об уникальном номере контракта (если операция осуществляется по контракту, принятому на учет)

об ожидаемых сроках репатриации 3

(если осуществляется авансовый платеж по импортному контракту, принятому на учет).

1 Документы, связанные с проведением операций — это документы и информация, указанные в части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, которые являются основанием для проведения валютной операций. Это в том числе договоры (соглашения, контракты) и дополнения или изменения к ним; документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, таможенные декларации и т.п.

2 Сведения о валютных операциях (СВО) — это бланк документа, который заполняет резидент и направляет в банк с информацией о валютной операции. Согласно Инструкции Банка России № 181-И, сведения о валютных операциях должны содержать:

  • информацию об уникальном номере контракта,
  • информацию о коде вида операции (при расчетах в инвалюте),
  • информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты или валюты РФ:
    • в случае авансового платежа по импортному контракту, принятому на учет (в виде двух дат):
      • ожидаемый срок исполнения нерезидентом своих обязательств по контракту путем поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ожидаемый срок);
      • сроках возврата нерезидентом аванса при неисполнении им своих обязательств по контракту (срок возврат аванса).

Перечисленные выше сведения резидент может представить в банк двумя способами:

  • в виде документа по форме «Сведения о валютных операциях»;
  • в свободной форме (например, в виде официального письма с категорией «Валютный контроль») с обязательным указанием номера и даты платежного документа, на основании которого осуществлялась операция.

Форму СВО устанавливает банк — скачать СВО Альфа-Банка.
Заполнить и отправить СВО можно через интернет-банк. Подсказки и автопроверка введенных данных помогут быстро заполнить документ и не допустить ошибок.

Таким образом, с помощью формы СВО клиент сообщает банку, к какому контракту относятся поступившие на счет или списываемые со счета денежные средства. В свою очередь, банк информирует клиента о том, какую информацию банк отразил в данных по операциям и в ведомости банковского контроля по соответствующему контракту, принятому на учет.

3 Информация об ожидаемых сроках репатриации валюты — иностранной или РФ — представляется резидентом в Банк:

  • в случае осуществления авансового платежа (коды видов операций: 11100, 21100, 23100, 23110) по импортному контракту, принятому на учет, в виде следующей информации (двух дат):
    • ожидаемый срок исполнения нерезидентом своих обязательств по контракту путем поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ожидаемый срок);
    • срок возврата нерезидентом аванса при неисполнении им своих обязательств по контракту (срок возврата аванса).

Форма представления в банк расчетного документа по операции

Расчетный документ по операции — это распоряжение о переводе денежных средств, предусмотренное Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». Он содержит перед текстовой частью в реквизите «Назначение платежа» код вида операции, который соответствует наименованию вида операции, указанному в Приложении 1 к инструкции № 181-И, а также сведениям в документах, связанных с проведением операций.

Информация о коде вида операции указывается в следующем формате:
.

Отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются. Символ «VO» указывается прописными латинскими буквами (например, ).

Расчетный документ по операции не составляется и не представляется резидентом в следующих случаях:

  • при взыскании в пользу нерезидента денежных средств в соответствии с законодательством РФ;
  • при прямом дебетовании расчетного счета с согласия резидента (акцепт, в том числе заранее данный акцепт);
  • при списании валюты РФ в пользу физического лица — нерезидента пенсий, компенсаций, пособий и иных выплат в случаях, установленных законодательством о пенсионном обеспечении и страховании;
  • при осуществлении операций с использованием банковских карт;
  • при осуществлении операций, связанных с расчетами по аккредитиву.

Основания, по которым банк может отказать в принятии расчетного документа по операции

  • Отсутствие информации о коде вида операции в расчетном документе по операции резидента (пп. 16.1.1 Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И).
  • Несоответствие кода вида операции, который указан в расчетном документе, информации в представленных резидентом документах, связанных с проведением этой операций (пп. 16.1.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).
  • В случае если ожидаемые сроки репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации превышают дату завершения исполнения обязательств по договору, указанную в ведомости банковского контроля; (пп. 16.1.1 Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И).
  • Несоблюдение установленного Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И порядка заполнения и представления резидентом соответствующих документов и информации (пп. 16.1.5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

Сумма обязательств по договору (контракту) определяется:

  • на дату заключения договора,
  • если изменяется сумма обязательства — на дату заключения последних изменений / дополнений к этому договору, по официальному курсу иностранных валют Банка России или по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России.

Обратите внимание: важна именно сумма договора, а не сумма операции.

Статья написана по материалам сайтов: spmag.ru, azbuha.ru, alfabank.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий