Росприроднадзор напомнил срок уплаты экологического сбора за 2019

Перечень продукции, подлежащей утилизации, нормативы переработки, ставки экологического сбора — все это утверждает Правительство. Обратите внимание, что с уплаты сбора за 2019 год действуют новые ставки. А в июне 2019 года ужесточилась ответственность за отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов и деклараций о количестве выпущенных товаров из перечня товаров, подлежащих утилизации.

Содержание

Экологический сбор и нормативы утилизации: общие понятия

Для начала определимся, кто платит экологический сбор и что такое нормативы утилизации. В РФ утвержден перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р и включает 46 групп товаров и 8 групп упаковки, начиная с текстильных изделий, заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования с нормативами. Они утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р и рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.

Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:

  • рециклинг — применение по прямому назначению;
  • регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
  • рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому подобная переработка не учитывается при расчете выполненных нормативов. В Письмах Росприроднадзора также звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок товаров, а не в процессе всей производственной деятельности.

Подтвердить, что компания выполнила норматив утилизации за 2019 год, позволяют:

  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов;
  • соответствующие акты;
  • договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.

Формулы расчета

Те поставщики, которые самостоятельно не занимаются обработкой, могут выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экологический сбор. Размер платы рассчитывается по формуле:

  • С — ставка экологического сбора в рублях за тонну, которую утверждает Правительство (Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284);
  • М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
  • Н — норматив утилизации.

Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, в прошлом году частично выполнила норматив утилизации, для экологического сбора (2019 г.) расчет будет другим:

  • С — ставка сбора;
  • Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
  • Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.

После того как компания уплатит экологический сбор либо предоставит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.

Ставка экологического сбора и норматив утилизации 2019

Наименование группы товаров

Ставка экологического сбора, руб. за 1 тонну

Экологический сбор с 2019 года — кто платит? Разъяснения.

Каждая организация, будь то ИП или юридическое лицо, зарегистрированная на территории РФ и получающая прибыль от своей деятельности обязано за свое существование платить в государственную казну. Платежи довольно разнообразны для каждого вида деятельности. В статье разберем, кто должен платить один из видов платежей – экологический сбор в 2019 году и чем он отличается от похожего платежа — за негативное воздействие на окружающую среду, а также какие штрафы предусмотрены за неуплату экологического сбора.

Кто обязан платить экологический сбор в 2019 году?

Обязанность по уплате экологического сбора лежит на изготовителях отдельных видов изделий, подлежащих вторичной переработке в установленном порядке. К данной категории плательщиков, относятся юрлица и ИП, занимающиеся производством продукции, указанной в перечне (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. № 2970-р). Этот перечень установлен на товары, произведенные в 2019 и 2019 году (в 2017 – действовал другой перечень). Среди продукции встречаются картонная и бумажная упаковка, техника, ткани и одежда, резиновые изделия и много других разнообразных товаров. Вне зависимости от организационно-правовой формы субъекта, платеж уплачивается только на основании сведений об изготовлении каких-либо товаров, поименованных в распоряжении.

Экологический сбор платится в том случае, если изделия не утилизированы самим производителем таким образом, как это предписывает постановление Правительства от 08.12.2015 № 1542. То есть товары произведены и реализованы.

Таким образом, прежде чем заняться производством той или иной продукции, следует внимательно не только ознакомиться с расходами, продиктованными налоговиками, но и с платежами иного рода, в том числе по экологическому сбору за упаковку и утилизируемые товары.

Экологический сбор в 2019–2019 годах. Налог ли это?

Для того, чтобы разобраться что такое экологический сбор, обратимся к законодательству. Ныне действующий федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в редакции от 25.12.2019) «Об отходах производства и потребления» содержит статью 24.5 об экологическом сборе. Статья введена в 2014 году и четко дает понятие, что экологический сбор является неналоговым доходом. Но обязанность по его уплате, как выполнение норматива утилизации прямо установлена федеральным законодательством. Поэтому этот платеж так же обязателен, как и все налоговые платежи.

В законодательстве по пунктам расписано как платится экологический сбор. Так, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2019) установлены и порядок, и правила уплаты сбора. Дается право выбора предоставления сведений в территориальные органы Росприроднадзора как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Товары, вывезенные за пределы нашей страны, экологическим сбором не облагаются. Это прямо установлено правилами. Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 утверждена форма расчета суммы экологического сбора. Установлены сроки уплаты экологического сбора – до 15 апреля года, следующего за отчетным (за 2019 год следует заплатить до 15 апреля 2019 года).

Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды в чем разница?

Негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов – это еще один платеж, касающийся юридических лиц и ИП, в процессе работы которых образуются отходы. Этот платеж введен еще в 2002 году, 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Оплата за негативное воздействие на окружающую среду касается фирм, которые занимаются производством чего-либо. В результате производства (или переработки) образуются отходы, загрязняющие водоемы или атмосферу какими-либо химическими выбросами. А значит данная организация влияет на нашу среду обитания отрицательно, за что должна заплатить. То есть, если организация пользуется стационарным объектом (причем, не важно в собственности этот объект или в аренде) и этот объект загрязняет землю, воду или воздух, тогда она обязана платить за тот вред, который приносит своей деятельностью. Законом более подробно рассматриваются разновидности загрязнений, нормативные значения и порядок уплаты в конкретных случаях. Также в этой категории плательщиков есть льготники — объекты, освобождаемые от уплаты.

Это интересно:  Сколько Надо Платить По Долгам Приставам

Штрафы за неуплату экологического сбора и непредставление отчетности

За своевременностью внесения платежей, а также сдачей отчетной документации следит Роспотребнадзор. Сотрудники этого органа вправе выставить требование об уплате экологического сбора или о погашении задолженности. При невыполнении предписаний Роспотребнадзора платежи взыскиваются через суд.

КоАПом (ст. 8.5) установлена ответственность за сокрытие и искажение экологической информации до 80 тысяч рублей. Однако штрафа за неуплату экологического сбора пока нет.

Экологический сбор с производителей и импортеров

Экологический сбор введен поправками к Федеральному закону № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. еще в 2014 году. Суть закона состоит в том, чтобы внедрить расширенную ответственность производителей и импортёров в сфере экологии, в частности ответственность за образующиеся от эксплуатации товаров и упаковки отходы.

1. Общая информация: экологический сбор

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории России и осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов ЕЭС, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации. Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно путем организации инфраструктуры по сбору таких товаров либо путем заключения договоров на утилизацию товаров с третьими лицами. Данный норматив можно выполнить в ходе утилизации не только отходов, образованных от конкретного товара, но и от группы аналогичных товаров в соответствии с перечнем товаров.

2. Перечень товаров на утилизацию

Перечень товаров утверждён Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (ред. от 16.06.2019) «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».
Распоряжение состоит из разделов:

Раздел I. Товары, за исключением упаковки товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, включающий 46 различных групп товаров.
Раздел II. Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств, включающая 8 групп упаковки.

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Кстати!

3. Как провести утилизацию?

Обратите внимание!

Утилизация отходов от использования товаров и упаковки – это лицензируемый вид деятельности, если отходы не отнесены к V классу.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2019) «Об отходах производства и потребления»
Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Нормативы утилизации товаров

Нормативы утилизации для каждой группы товаров, группы упаковки товаров устанавливаются в процентах от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, выраженного в единицах массы или единицах товаров, либо упаковки товаров, выраженного в единицах массы упаковки. Производители упаковки не обязаны утилизировать ее – утилизацией упаковки занимаются производители товаров в этой упаковке.
Если нормативы утилизации перевыполнены, то на следующий год нормативы уменьшаются на эту разницу. Норматив также может быть снижен, если упаковка производится из вторичного сырья. Нормативы утилизации устанавливаются для групп товаров в процентах от общего количества выпущенных товаров с учетом экономических и экологических условий и пересматриваются раз в 3 года.

Представление отчетности заявители могут осуществлять одним из трех способов:

  • С помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя «Модуль природопользователя», размещенного на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • С помощью размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» «Личного кабинета» природопользователя;
  • С помощью иного программного обеспечения, в случае соблюдения требований к формату, публикуемому на официальном сайте Росприроднадзора.

5. Какую отчетность необходимо подавать производителям и импортерам товаров?

Вся отчетность, которую необходимо подавать производителям и импортерам товаров:

  • Декларация количества произведенных товаров и упаковки. Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от этих товаров и упаковки. Отчетность представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • В случае невыполнения нормативов – расчет суммы экологического сбора и его уплата.

Декларация о выпущенных товарах и упаковке составляется в соответствии с Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417.

Если товар произведен в РФ и вывезен на экспорт, в декларации он не указывается. Производители товаров включают в декларацию информацию о товарах на основе первичных учетных документов. Импортеры товаров – на основании таможенных документов. Декларация заполняется для каждого наименования товара, количество указывается в килограммах. Если вы зарегистрировали юридическое лицо (или ИП) в течение года, то декларация заполняется от даты регистрации до конца года. При этом Росприроднадзор может затребовать в ходе проверки достоверности декларации заверенные копии документов, на основе которых она составлена. декларация предоставляется в срок до апреля года, следующего за отчётным.

6. Порядок, формы и сроки представления экологической отчетности

Порядок, формы и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 (ред. от 17.10.2019) «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров». Отчетность об утилизации представляется в срок до 1 апреля за истекший год.

Отчетность, как и декларация, подается производителями товаров в территориальное отделение Росприроднадзора, а импортерами – в центральный аппарат Росприроднадзора. В качестве подтверждающих документов Росприроднадзор вправе запросить копии договоров производителя с третьим лицом, утилизировавшим его отходы либо, если производитель утилизирует отходы самостоятельно, — копии актов об утилизации. Договор можно заключать не только с оператором и региональным оператором, но и с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов).

7. Как отчитываться за экологический сбор в 2019?

В январе 2019 г. Минприроды выпустило письмо с разъяснениями по вопросу формирования отчётности и уплаты сбора за 2019 год. В данном письме было, в частности, сказано,
[…]
Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2019 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 2491-р).
При подаче в 2019 году декларации за отчетный 2019 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2019 год.
В 2019 году за отчетный 2019 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2019 год распоряжением N 2971-р.
В 2019 году за отчетный 2019 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2019 год распоряжением N 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением N 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2019 г. N 1293).
Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2019 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2019 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2019 год при невыполнении ими в течение 2019 года нормативов утилизации.
Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2019 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2019 год, установленные распоряжением N 2971-р.
[…]

Письмо от 22/02/2019 г. подтвердило данную трактовку положений нормативных актов:

Это интересно:  Аккредитация ИТ-компании в Минкомсвязи: пошаговая инструкция

[…]
В соответствии с пунктом 9 Постановления № 1417 и пунктом 9 Правил № 1342 отчетным периодом для представления декларации и отчетности признается календарный год. На основании п.5 ст.2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107 «Об исчислении времени» календарным годом считается период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Согласно п.10 Постановления № 1417 декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора». Таким образом, в 2019 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2019 год, указывают в декларации, отчетности, расчете экологического сбора количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров в 2017 году, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2019 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.

Таким образом, из-за «нового подхода» к формированию отчётности совсем не понятно, как отчитываться в апреле 2019 года. Если производитель/импортер отчитался в прошлом апреле за товары, выпущенные в 2017 оду и отходы от них, утилизированные в том же 2017 году, значит ли это, что придется вновь учитывать эти показатели и платить дважды за одно и то же? Ждем дополнительных разъяснений по данному вопросу от Росприроднадзора или Минприроды.

8. Расчет суммы экологического сбора

Согласно ч. 5 и 6 статьи 24.5 Федерльного закона № 7-ФЗ:
5. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Порядок взимания экологического сбора устанавливается Правительством Российской Федерации через Постановление от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2019) «О порядке взимания экологического сбора». Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 утверждена форма расчета суммы экологического сбора. Данная форма включает:

Раздел 1. Общие сведения о производителе, импортере готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров
Раздел 2. Расчет суммы экологического сбора

При расчете сбора используется показатель количества товаров (готовых товаров/упаковки), выпущенных в обращение на территории РФ, который необходимо брать из декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации. Итоговое количество, подлежащее утилизации, включается в расчет в соответствии с указанным количеством из отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Сумма экологического сбора за готовые товары и сумма сбора за упаковку определяются путем суммирования значений по группам товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации. Итоговая сумма определяется путем суммирования суммы сбора за готовые товары и суммы сбора за упаковку.

Если товар упакован в упаковку, произведенную сторонней организацией, вам необходимо еще на этапе декларирования количества товаров запросить сведения о ее производстве и составе, чтобы выяснить, какую долю в составе упаковки составляет вторичное сырье, что позволит воспользоваться понижающим коэффициентом при расчете.

К заполненной форме расчета экологического сбора прилагаются документы:
а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;
б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

Кто является администратором платежей?

Администратором платежей является Росприроднадзор. Расчет суммы можно провести с помощью программных средств или на бумажном носителе. Датой представления расчета суммы экологического сбора в электронной форме считается дата его отправления через Интернет в Росприроднадзор, на бумажном носителе датой считается отметка Росприроднадзора о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления. Администратор платежей может составить акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения при выявлении данных фактов. Акт направляется плательщику в течение 3 дней, плательщик же может в течение 10 дней направить администратору копии документов, подтверждающих обоснованность расчета, уплату сбора, а также пояснения о причинах несоответствия сведений, представленных плательщиком.

15(3). В акте контроля указываются:

а) факты ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о нормативах и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора;

б) факты невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора;

в) факт завышения размера исчисленного и (или) уплаченного экологического сбора;

г) требование о представлении администратору экологического сбора в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся расчета суммы экологического сбора, и (или) внесения в него исправлений для устранения фактов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора, которые повторно направляются администратору экологического сбора, и (или) погашения задолженности по экологическому сбору в случае выявления фактов, указанных в подпункте «б» настоящего пункта.

Если же плательщик не сможет обосновать правильность расчетов, сумма платы может быть взыскана в судебном порядке. Кроме того, возможно зачисление сумм сбора в счёт будущих платежей или возврат платы по заявлению после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора. Заявление может быть подано плательщиком или его представителем администратору в течение 3 лет со дня последней уплаты (взыскания) экологического сбора с приложением документов:

а) позволяющих определить уплату (взыскание) экологического сбора в размере, который превышает размер экологического сбора, подлежащего уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) экологического сбора;

б) подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление или заверенную копию указанного документа;

в) подтверждающих полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 19 настоящих Правил, подается представителем плательщика.

В случае невнесения, внесения не в полном объеме сбора и (или) непредставления расчета суммы сбора плательщиком в установленные сроки администратор направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора, на это отводится 15 дней, поле чего взыскание начинается в судебном порядке.

9. Экологический сбор: Куда направляются средства?

Средства, полученные в виде сбора, направляются на реализацию государственных программ в форме субсидий на мероприятия региональных программ по обращению с отходами. Причем приоритетно субсидии расходуются на утилизацию в рамках региональных программ тех самых отходов, которые не утилизированы производителями/импортерами и за которые уплачен сбор, во вторую очередь финансирование направляется на строительство, реконструкцию объектов обработки, утилизации отходов.

Это интересно:  Можно ли получить паспорт не по месту прописки в 14 лет

Согласно пояснениям разработчиков, которые готовили подзаконные акты в данной сфере, только за 2 года уплаты сбора станет возможным строительство 24 сортировочных комплексов и 831 технологической линии по переработке отходов, 261 комплекс по переработке для повторного использования отходов, 507 приемно-заготовительных пунктов сбора отходов.

При условии фактической реализации такого финансового инструмента государство могло бы в короткие сроки обновить объекты утилизации и обработки отходов, а также снизить количество свалок и полигонов захоронения отходов, внедрить раздельный сбор и т.д. К сожалению, на данный момент в РФ лишь 7–8 % отходов отправляются на утилизацию или обезвреживание, остальные — либо размещаются на полигонах, либо складируются на незаконных свалках.

Экологический сбор с 2019 года: кто платит, разъяснения, на транспорт

Налогоплательщики перечисляют в бюджет большое количество налоговых и не налоговых платежей. Не все налогоплательщики касаются сферы экологии в своей деятельности, однако, большое количество организаций взаимодействуют в Росприроднадзором, сдают отчеты по экологии и делают перечисления сборов в бюджет. Что новенького появилось в этой области с 2019 года, рассмотрим ниже.

Экологический сбор – история вопроса

Законодательно установлено, что с 2015 года необходимо производить утилизацию упаковку и товары с вышедшим сроком годности. Это правило закреплено в постановлении Правительства №2970-р от 28.12.2017 года.

Государство, конечно, хочет контролировать данный процесс и в связи с этим ввело платёж в бюджет (экологический сбор) и специальную отчетность, которая состоит из 3 форм.

Нужно напомнить, что впервые отчетность по экологическому сбору налогоплательщики предоставляли за 2016 год.

Способы утилизации товаров и упаковки

Существует 2 способа уничтожения товаров и упаковки, у компаний и предпринимателей есть право выбрать:

  1. Заниматься утилизацией самостоятельно с выполнением всех норм и требований законодательства. Можно передать обязанность по утилизации другим лицам, например, специализированной организации
  2. Не заниматься утилизацией и уплачивать экологический сбор

В настоящее время чаще всего используется второй способ, поскольку заниматься отходами самостоятельно очень хлопотно и достаточно дорого, да и законодательная база совершенно не проработана.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Что из себя представляет экологический сбор

Всем известно, что все товары со временем теряют свои потребительские свойства и становятся отходами. Упаковка обычно сразу после использования единожды переходит в разряд отходов. Поэтому производитель или импортер должны задуматься о том, каким образом такие объекты будут уничтожаться.

Как уже было сказано выше, сделать это можно двумя способами, однако наиболее распространенным является второй. Компании не хотят иметь дело с утилизацией, поскольку это достаточно сложно и затратно. Нормативная база несовершенна, поэтому бизнесмены предпочитают не рисковать и не делать ошибок в этой сфере.

Поскольку заниматься утилизацией у бизнеса желания нет, был введен экологический сбор. По замыслу законотворцев он должен стимулировать компании и предпринимателей заниматься утилизацией самостоятельно.

Экосбор по состоянию на 2019 год должен уплачиваться по 54 группам товаров и упаковки. Все они перечислены в уже упомянутом постановлении Правительства №2970-р.

Рассчитывается сбор очень просто. Нужно перемножить между собой ставку сбора на массу утилизируемых отходов и норматив утилизации. Для некоторых позиций предусмотрена нулевая ставка, поэтому сумма сбора будет равна нулю.

Так же необходимо принять во внимание, что экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду – это два разных платежа и отчета.

Экологический сбор платится раз в год, его необходимо перечислить в бюджет до 15 апреля. Нельзя забывать, что в отношении данного сбора сроки не переносятся. Это означает, что если крайний срок уплаты выпадает на выходной день, то сделать перечисление нужно в предыдущий рабочий день.

Ставки экологического сбора на 2019 год

Вокруг ставок экологического сбора было много разговоров. Планировалось, что с 2019 года ставки резко поднимутся. Однако, размер ставок изменился в конце 2019 года согласно постановлению Правительства №1293 от 31.10.2019года и до настоящего времени остаются неизменными. Рассмотрим некоторые из них в таблице.

Номер группы товаров Название товара или вид упаковки Ставка сбора за 1 тонну, руб.
3 Спецодежда 11791,00
14 Канцелярские товары из бумаги 2378,00
24 Прочие изделия из пластмассы 4156,00
30 Металлическая легкая тара 2423,00
32 Компьютерная техника, переферия 26469,00
42 Бытовые электроприборы 26469,00
50 Упаковка из гофрокартона 2378,00
51 Упаковка из бумаги 2378,00
53 Упаковка из дерева и пробки 3066,00

Как предполагает Правительство, такие ставки помогут пополнить бюджет и стать стимулом для производителей самостоятельно утилизировать подобные отходы.

Также предполагается, что с 2021 года ставки сбора будут умножаться на специальный коэффициент, который будет учитывать реальное изменение потребительских цен.

Кто может не уплачивать экологический сбор

Рассмотрим ситуации, когда экологический сбор не уплачивается:

  • Те организации, которые производят упаковку не для собственных нужд, а для других производителей
  • Компании, которые выпускают или импортируют упаковку для своих, внутренних нужд
  • Продавцы товаров и упаковки на экспорт
  • Те организации, которые сами занимаются утилизацией, но в определенном объеме, не меньше того, что установлен на год на законодательном уровне. При этом отчетность сдавать не нужно.

Частные случаи выявления плательщика экологического сбора

Существует несколько сложных случаев, когда можно ошибиться с определением плательщика экосбора:

  1. Сбор платит тот производитель упаковки, который реализует ее непосредственно конечному покупателю
  2. Если упаковка используется несколько раз, то платит за нее производитель
  3. Если продаются услуги по производству, а сырье принадлежит заказчику, то сбор уплачивает заказчик
  4. Если товар производится на заказ, а сырье принадлежит производителю, то сбор уплачивает производитель

Ответственность за неуплату экологического сбора или несдачу декларации

Несмотря на то, что экологический сбор – это не налоговый платеж, за его неуплату предусмотрена ответственность, так же, как и за непредоставление декларации.

Если у компании есть обязанность по уплате сбора, а она этого не сделала или внесла платеж частично, то нужно ждать требование от Росприроднадзора. В этом случае контролирующий орган дает возможность в добровольном порядке перечислить причитающуюся к уплате в бюджет сумму. Это нужно сделать в течение 15 календарных дней. Если налогоплательщик проигнорирует данное требование, то Росприроднадзор может подать на компанию в суд и в итоге перечислить сбор в бюджет придется все равно.

В связи с такими серьезными санкциями не в интересах предпринимателей уклоняться от сдачи декларации и уплаты сбора в бюджет.

Тема экологических отчетов достаточно сложная. Далеко не все предприятия и предприниматели сталкиваются с составлением таких отчетов и уплатой сборов. Большинство компаний предпочитают переложить ответственность за формирование отчетов по этому направлению на специально обученных людей, иными словами, воспользоваться услугами специальных организаций, работающих в этой области. Экологический сбор один из таких экологических отчетов. Это совсем не одно и то же, что плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор касается только утилизации товаров и упаковки. Перед тем, как начать работать с этим направлением деятельности компании, нужно тщательно изучить теорию вопроса.

Статья написана по материалам сайтов: geostart.ru, ecopromcentr.ru, online-buhuchet.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий