Расторгуев попал в съемочную группу в последний момент

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Новость о гибели российских журналистов в Центральноафриканской Республике продолжает обрастать новыми подробностями и версиями случившегося.

Би-би-си восстановила хронику событий конца июля по текущий момент с учетом информации, имевшейся на момент публикации.

28 июля, суббота

Утром съемочная группа в составе журналиста Орхана Джемаля, режиссера Александра Расторгуева и оператора Кирилла Радченко прибыла в Центральноафриканскую Республику. Журналисты прилетели из марокканской Касабланки в столицу ЦАР Банги. Они въехали в страну по туристическим визам.

Журналисты готовили проект Российские наемники» совместно с Центром управления расследованиями. ЦУР — один из медиапроектов экс-главы нефтяной компани ЮКОС Михаила Ходорковского.

Они приехали в ЦАР для съемок фильма о российской частной военной компании Вагнера, бойцы которой, предположительно, присутствуют в стране.

29 июля, воскресенье

Вечером россияне в последний раз выходили на связь, рассказывал главный редактор ЦУР Андрей Коняхин два дня спустя, когда стало известно о гибели журналистов. В ЦАР есть места, где мобильная связь не работает.

29 июля они пытались попасть на базу Беренго, где, как полагали в ЦУР, российские наемники тренируют национальную армию Центральноафриканской Республики. На базу журналисты попасть не смогли — от них потребовали разрешение минобороны ЦАР, которого у них не было, рассказывали позже их коллеги.

Заместитель главреда ЦУР Анастасия Горшкова рассказывала телеканалу «Дождь», что на базе переписали данные журналистов и сказали, что аккредитацию могут предоставить через пять дней.

По словам Горшковой, требования полицейских переводил водитель съемочной группы. Тогда возникли подозрения о том, что он с ними в сговоре. Джемаль, Расторгуев и Радченко ответили, что это маловероятно.

«Водитель нам достался от миссии ООН, он есть в базах французских журналистов, которые там работают, и у нас не было сомнений, но как-то он странно себя повел, разруливая эту ситуацию», — рассказывал впоследствии Коняхин агентству РИА Новости.

30 июля, понедельник

Джемаль, Расторгуев и Радченко были убиты. Судя по всему, речь идет о позднем вечере этого дня. Как именно произошло убийство, остается неясным. Около 19:00 по местному времени они выехали из города Сибю, рассказывал позже представитель администрации этого города Марселен Йойо.

В этот день съемочная группа должна была отправиться в населенный пункт Бамбари в 400 км от столицы страны Банги. Там они должны были встретиться с сотрудником миссии ООН по стабилизации в ЦАР (MINUSCO) по имени Мартин.

Этот человек должен был предоставить информацию о ситуации с российскими военными инструкторами в ЦАР, помочь со съемками золотых приисков Ндассима, а также обещал дать контакты чиновников, которые готовы были разговаривать под запись.

В середине июля издание Africa Intelligence сообщало, что Россия договорилась с правительством ЦАР о разработке месторождения в Ндассиме.

В мае французский еженедельник L’Obs писал, что в 2017 году в ЦАР появились две связанные с Россией компании: горнодобывающая Lobaye Invest и охранная Sewa Security Service. Издание предполагало, что компании связаны с российским бизнесменом Евгением Пригожиным.

Последние несколько лет другие структуры, связанные с предпринимателем, выполняли многомиллиардные контракты минобороны России на уборку казарм, вывоз отходов, строительство, поставку топлива и питания для солдат. Параллельно с этим Пригожин, по данным СМИ, организовал работу ЧВК Вагнера в Сирии и на востоке Украины

31 июля, вторник

Днем агентство Франс Пресс сообщило, что на дороге в 23 км от города Сибю (административный центр префектуры Кемо; 200 км от столицы Банги) найдены тела троих россиян, у которых при себе были пресс-карты.

Вскоре агентство Рейтер процитировало мэра Сибю, который, в свою очередь, пересказывал слова выжившего водителя съемочной группы. Водитель утверждал, что на машину, в которой они ехали, напали из засады. По его словам, журналисты погибли на месте.

Марселен Йойо, в свою очередь, сообщил, что россиян 30 июля похитили «примерно десять человек в тюрбанах, говорившие только по-арабски». Он добавил, что россиян убили на месте, а водителю удалось сбежать.

Источник агентства Интерфакс в местной полиции сообщил, что убийство могло быть совершено с целью ограбления. Известно, что у журналистов была с собой дорогая аппаратура и около 8,5 тысяч долларов наличными.

Позже смерть Джемаля, Расторгуева и Радченко подтвердил МИД РФ, а Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «убийство». Спонсор ЦУР Михаил Ходорковский пообещал приложить усилия к установлению виновных.

1 августа, среда

Агентство ТАСС со ссылкой на центральноафриканскую радиостанцию утром 1 августа сообщило, что за нападением могли стоять боевики мусульманского повстанческого движения «Селека».

Руководитель информцентра ООН в Москве Владимир Кузнецов сообщил Интерфаксу, что миссия ООН по стабилизации в ЦАР не предоставляла ни водителя, ни автомобиль для съемочной группы российских журналистов.

В ЦУР сообщили, что тела погибших должны доставить в Россию 4 августа.

Михаил Ходорковский написал в «Фейсбуке», что его личная вовлеченность в проект «Российские наемники», который готовили погибшие журналисты, ограничивалась предоставлением финансирования, и пообещал, что теперь его «вовлеченность в расследование будет гораздо глубже».

2 августа, четверг

МИД РФ сообщил, что местные врачи, осмотревшие тела убитых, не обнаружили на них следов пыток — только огнестрельные ранения.

Пресс-секретарь правительства ЦАР Анж Максим Казаги рассказал РБК, что россияне решили отправиться в путь вечером в понедельник, 30 июля, хотя их предупреждали, что это опасно.

По его словам, после нескольких десятков километров езды путь машине репортеров преградили люди в тюрбанах, говорившие на арабском.

Они попытались захватить автомобиль. Один из россиян пытался оказать сопротивление, но был убит. Двое других умерли от ран позже. Казаги также допустил причастность к нападению боевиков «Селеки».

Информационный центр ООН в Москве сообщил, что миротворцы ООН в ЦАР участвуют в расследовании убийства российских журналистов.

Александр Расторгуев: Герои – мои палачи

документальное кино

режиссер

биография

Ведущий российский режиссер-документалист. Погиб в Центральноафриканской республике во время съемок документального фильма о ЧВК «Вагнер».

Образование и призвание

Александр Евгеньевич Расторгуев родился 26 июня 1971 года в Ростове-на-Дону. Позже в интервью он с гордостью называл себя земляком Антона Чехова и Михаила Шолохова. И профессию сначала выбрал соответствующую – в 1987 году поступил в Ростовский государственный университет на филологический факультет.

На жизнь он зарабатывал, поступив на местное телевидение, ГТРК «Дон-ТВ». И оказалось, что его судьба – искусство, но не слова, а видео. Он поехал в Санкт-Петербург, в Государственную академию театрального искусства – сейчас вуз называется Российский государственный институт сценических искусств. Профессию режиссера он постигал под руководством Владимира Николаевича Григорьева, работавшего на «Ленфильме».

Никто не мыслил, а он снял

«Он пришел учиться ко мне далеко не мальчиком», — вспоминал потом Владимир Григорьев. Незаконченное высшее и, главное, работа, из-за которой Александру даже пришлось пропустить первую сессию.

«Позвонил мне: «Ну что, Владимир Николаевич, — при этом не робел, не терялся, смелость перед обстоятельствами — его черта, — вы меня уже отчислили?» — «Нет, говорю, Саша, я буду тебя ждать».

Это интересно:  Как Менять Вид Разрешенного Использования Земельного Участка

Об ожидании Владимир Николаевич не пожалел – как говорил, работы, которые студент привозил из родного города, были «сплошной радостью». К примеру, фильм «Родина» 1994 года Расторгуев снял в манере, которая тогда не приходила никому в голову – поставил камеру на высоту и с одной точки наблюдал через объектив за разрушающимся домом (лента получила специальный приз телефестиваля «Вся Россия»).

«Тогда никто еще не мыслил снимать одним планом — он снял», — вспоминал Григорьев. И, кроме таланта, отметил еще одну черту – абсолютное неумение, точнее говоря, нежелание заботиться о самых элементарных вещах, касающихся быта или карьеры. Расторгуев не считал нужным идти на компромисс. Снимал что хотел и, главное, как хотел.

«Он настоящий художник, по нынешним временам это почти вымирающая порода», — говорил о Расторгуеве другой режиссер, театральный. Кирилл Серебренников.

Фолкнер документалистики

Уже первые картины начинающего документалиста Александра Расторгуева привлекла внимание специалистов. Фильм «До свидания, мальчики!» в 1997 году получила приз за лучший дебют фестиваля неигрового кино «Россия» и гран-при международного телевизионного фестиваля «Бархатный сезон».

Дальше награды и на российском, и на международном уровне только множились. Росло и признание со стороны коллег по цеху. Кому-то манера Расторгуева нравилась, кому-то нет. Сходились все на том, что это – талант и один из ведущих документалистов России. Если не ведущий.

«Я посмотрел фильм «Чистый четверг», который потряс меня», — захлебывался от восторга кинорежиссер Александр Сокуров. — Мне страшно представить себе, что если бы «Сеанс» (журнал о кино, — прим. редакции) не настоял, я мог бы его не увидеть. И не увидел бы, потому что у нас все великолепно устроено для совершеннейшей изоляции людей, делающих настоящее искусство».

«Я посмотрел картину «Дикий, дикий пляж» (в титрах написано «Жар нежных») и тут же потащил ее своим студентам. Этот фильм открыл мне подлинную картину того мира, в котором я, Сергей Соловьев, живу. Я даже не могу сравнить его автора ни с одним из режиссеров документального или игрового кино. А вот, допустим, с писателем Фолкнером мне его сравнить не трудно», — признавался другой режиссер с мировым именем, Сергей Соловьев.

«Счастливая неожиданность. Какая-то беззаконная комета в нашем беззвездном пространстве. Я таких документалистов больше не знаю. Пишет камерой. Открытие в каждом эпизоде, в каждом человеческом лице, в каждом сюжетном повороте», — вторил коллегам Алексей Герман.

Нравился Александр Расторгуев, конечно, не всем. Но не замечать его тем, кто в принципе интересовался отечественным документальным кино, было невозможно.

Сам Расторгуев, не соотнося свою жизнь с модой и общим руслом, без документалистики себя не мыслил и считал, что пришло время дать камеру героям.

«Документальный, документирующий процесс сейчас нужен человечеству для выживания», — говорил он.

Талант и (не)поклонники

За картину «Чистый четверг», которую многие считают лучшим фильмом о чеченской войне, Александр Расторгуев получил главный приз Международного жюри фестиваля документального кино в Париже Cinéma du Réel – и уведомление об увольнении с работы.

Руководству студии «Дон-ТВ» не понравилась поездка в Чечню, и они потребовали, чтобы сотрудник срочно вернулся. Съемочная группа даже договорилась о вылете вертолетом, но в последний момент их не взяли на борт из-за перегруза. На глазах у Расторгуева и его коллег вертолет, поднявшись на высоту 50 метров, рухнул на минное поле вокруг аэропорта.

А дома Расторгуева уволили за прогул. Без работы он не остался – в 2001 году он поступил на студию «Вертов», а в 2003-м основал собственную «Студию Кино». И продолжал снимать фильмы.

Парадокс Расторгуева

Одним из самых значительных фильмов Расторгуева стал «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», вышедший на экраны в 2007 году.

Как рассказывал потом президент фестиваля «Артдокфест», режиссер Виталий Манский, полная версия фильма длилась 5 часов 40 минут, и сокращал картину Александр с великим трудом, через силу.

Полуторачасовую «классическую» версию Манский смонтировал сам – автор это делать категорически отказался. Именно эта версия получила специальный приз жюри международного кинофестиваля в Амстердаме – одного из крупнейших в мире. Этот же фильм собрал несколько отечественных наград, в том числе премию «Триумф».

«Дикий, дикий пляж» — настоящий эпос русского бытия, абсолютная вершина документального кинематографа. Если бы Расторгуев снял только эту картину, этого было бы более чем достаточно для того, чтобы о нем говорить как о гении», — считает Манский.

Между тем, работы Расторгуева приносили ему славу, но не деньги. Он не становился ни богаче, ни счастливее. Как полагают друзья, и не смог бы.

«Парадокс Расторгуева: он по определению не может быть счастливым и успешным. И не сможет. Это и залог мощи его художественных высказываний, и причина его хронического профессионального и социального неблагополучия, — отмечал все тот же Виталий Манский.

Летописный монолит времени

Сделав несколько картин в классической манере, Расторгуев начал поиск новых форматов, которые, как он считал, больше бы соответствовали современным реалиям.

«Мне кажется, сейчас кино как законченная форма высказывания избыточна. Это какая-то старушечья форма. Делать кино – это старушечье занятие. Нужно искать новый носитель. Мы сейчас придумали твиттер-сериал, это прекрасная новая форма», — делился он с журналистами.

Новая манера нравилась отнюдь не всем. Расторгуева это не смущало, он с годами не становился менее бескомпромиссным. О нем говорили, что он оппозиционен любой системе просто по своей природе – так что путь в оппозицию был предопределен.

В 2010-м подпись Расторгуева появилась под обращением «Путин должен уйти», в 2011-м режиссера задержали в ходе митингов, которые после выборов в Государственную думу проходили по всей России. Их участники подозревали власть в фальсификации результатов, что позволило «Единой России» получить подавляющее большинство в парламенте.

Подписал Расторгуев и письмо КиноСоюза в поддержку Украины «Мы с вами», созданное в марте 2014 года.

Но главным его делом в этот период стал фильм «Срок», посвященный оппозиционному движению, «белоленточникам» и протестам на Болотной. Соавторами Расторгуева стали Павел Костомаров и Алексей Пивоваров.

«Картина — безусловно, летописный монолит времени, которое, кроме как в «Сроке», нигде не зафиксировано», — отметил Виталий Манский.

Мои палачи

В одном из интервью на вопрос, предает ли режиссер своих героев, Расторгуев ответил – нет. Он раб на их галерах и может только взбунтоваться. И тогда либо попадет на другиегалеры, или же «ему отрубят руку и он станет писать рыцарские романы».

И там же добавил на вопрос о том, кто для него герои. «Они – мои палачи».

Героями очередного фильма должны были стать российские наемники из ЧВК «Вагнер». Журналистское расследование об их возможном присутствии предполагалось провести в Центральноафриканской республике. Там сейчас идет гражданская война, и правительство контролирует около 20 процентов территории страны.

МИД наличие российских наемников за рубежом категорически отрицает. По инорфмации ведомства, сейчас в ЦАР официально работают пять военных и 170 гражданских инструкторов, которые прибыли в страну по приглашению президента.

Некоторые считают, что Расторгуев оказался в ЦАР чуть ли не случайно – найти финансирование для фильмов было все сложнее, а на фильм про ЧВК Вагнер деньги давали. И вообще должен был ехать другой режиссер, и Расторгуев согласился в последний момент. Однако в любом случае он знал, куда едет и зачем.

Это интересно:  Порядок регистрации ребенка через МФЦ

В ЦАР они выехали втроем – Александр Расторгуев, журналист Орхан Джемаль и оператор Кирилл Радченко.

30 июля 2019 года съемочную группу расстреляли неизвестные в 18 километрах от блок-поста национальной армии ЦАР. Выживший в ходе нападения водитель рассказал, что нападавшие говорили не на национальном языке и не на французском, но у него создалось впечатление, что журналисты нападавших хорошо понимали.

Первоначально появились сообщения, что перед смертью журналистов допрашивали, однако следов пыток на телах врачи не нашли. Есть версия, что их хотели ограбить, однако многие в нее не верят.

Убийцы забрали аппаратуру и деньги и оставили одежду, а также жесткие диски и флешки.

Власти ЦАР подозревают в нападении повстанцев из мусульманской группировки «Селека».

Расследование обстоятельств гибели съемочной группы в ЦАР расследуют власти этой страны и России, а также полиция ООН.

Для него не было границ: Коллеги об убийстве режиссера Расторгуева в Африке

В расстрелянную в ЦАР группу входили журналист Орхан Джемаль, ростовский режиссер-документалист Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко .

По словам замруководителя Центра управления расследованиями Анастасии Горшковой , они снимали документальный фильм.

— Проблема была в том, что они должны были ехать куда -то, ехать в другую точку, и у них не должно было быть связи примерно сутки, — сообщила Горшкова. — И поэтому они вышли на связь, сказали, что они едут, и должны были выйти на связь сегодня вечером. Последний раз они выходили на связь позавчера вечером. Сейчас звоним, но телефоны выключены.

На данный момент известно, что съемочная группа направлялась из столицы ЦАР в населенный пункт Бомбари , когда журналистов остановили на блокпосту.

— Саша все время был впереди всех — он выступал эдаким апологетом, который что-то пытается всем, а прежде всего, себе, доказать, — говорит источник «КП», знакомый с журналистом.

— Он любил жизнь и именно поэтому лез на рожон, — утверждают его близкие. — Но в какой-то момент потерял берега: пошел против течения.

В семье режиссера в Ростове -на- Дону не хотят верить, что его больше нет, буквально поминутно сверяясь с новой информацией на лентах новостей.

Что именно произошло, не знает сейчас никто. По предварительным данным, журналисты попали в засаду. Еще одна версия случившегося — ограбление.

СКР возбудил уголовное дело по статье «Убийство»:

— В рамках уголовного дела в соответствии с нормами российского уголовно-процессуального законодательства и международного права будут проведены следственные действия, в том числе направлены запросы о правовой помощи, — отметили в Следственном комитете России. — Кроме того, Следственный комитет готов оказать помощь правоохранителям Центральноафриканской Республики в расследовании особо тяжкого преступления, совершенного в отношении журналистов.

Между тем, как сообщил « КП » источник, знакомый с обстоятельствами подготовки поездки съемочной группы в ЦАР, Александр Расторгуев оказался в ней, можно сказать, случайно: режиссер, который должен был ехать изначально, по каким-то неизвестным причинам отказался, и тогда предложили ему.

— Саша давно всем был хорошо известен как профессионал, не раз, во-первых, бывавший в горячих точках, а во-вторых, он действительно моментально схватывал, что именно от него требуется, ему не нужно было миллион раз или даже дважды объяснять, как задача стоит, — отметил наш собеседник. — И он согласился. И, получается, что произошло какое-то роковое стечение обстоятельств: это была, образно говоря, не его война, но он ведь всегда стремился быть на острие событий, и в этот раз тоже кинулся в омут, не глядя.

По его словам, тела всех троих российских журналистов должны доставить в Москву 3 августа. В столицу из Ростова-на-Дону уже выехали родители Расторгуева — они, по последним данным, собираются забрать его на малую родину, где состоятся прощание с ним и похороны.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Александр Ростургуев — режиссер-документалист. Коренной ростовчанин, родился в 1971 году.

Выпусник филфака РГУ и Государственной академии театрального искусства в Санкт- Петербурге . Работал режиссером ГТРК «Дон-ТР» и в петербургской редакции телеканала НТВ . В 2001 году организовал собственную студию «Кино».

Снял здесь в соавторстве с документалистом Павлом Костомаровым документальные фильмы «Я тебя люблю» (2010) и «Я тебя не люблю» (2012), которые были представлены на нескольких зарубежных кинофестивалях ( Франция , Нидерланды ).

В 2012-м совместно с ведущим НТВ Алексеем Пивоваровым и документалистом Павлом Костомаровым создал Интернет-проект «Срок», а затем запустил с ними же масштабный документальный проект «Реальность».

Фильмография:

1997 — «До свидания, мальчики»

2001 — «Мамочки»: Гран-при открытого фестиваля документального кино « Россия » в Екатеринбурге , премия «Лавровая ветвь» за лучший полнометражный неигровой телефильм.

2003 — «Чистый четверг»

2005 — «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», награжден за него специальным приз жюри международного кинофестиваля в Амстердаме .

2008 — «Мальки и мамки»: специальный приз жюри Артдокфест.

2010 — «Я тебя люблю» (в соавторстве с Павлом Костомаровым)

2012 — «Я тебя не люблю» (в соавторстве с Павлом Костомаровым)

2013 — «Срок» (в соавторстве с Павлом Костомаровым и Алексеем Пивоваровым).

А В ЭТО ВРЕМЯ

Начался сбор денег для помощи семье погибшего ростовского режиссера

Еще больше материалов по теме: «Убийство российских журналистов в ЦАР»

Александр Расторгуев

Биография

Впервые творчество документалиста Александра Расторгуева попало в сетку вещания федеральных каналов после его смерти. Режиссера застрелили во время командировки в Центральноафриканскую Республику, а через несколько дней ТВ-3 показал «Дикий, дикий пляж. Жар нежных». Пронзительная история, критика российского общества, эмоциональный шок как итог просмотра – то, чем отличаются главные ленты Расторгуева, — хорошо знакомы европейскому зрителю.

Режиссер Александр Расторгуев

На зарубежных фестивалях кинодеятель завоевал множество наград, на родине остался без показов за съемку чернухи и безысходности. Но режиссер не собирался отказываться от выбора острых, дискуссионных тем. Последней работой стал документальный фильм о частной военной организации, сбор материала для которого и привел Расторгуева в Африку.

Детство и юность

Будущий режиссер родился в 1971 году в Ростове-на-Дону, дата рождения – 26 июня. Первое высшее образование Расторгуев получил в родном городе, поступив на филфак Ростовского государственного университета. Получив диплом, выпускник пришел работать в телерадиокомпанию «ДОН-ТР».

Александр Расторгуев в молодости

За год работы на телевидении Александр понял, что хочет и дальше развиваться в этом направлении, и подал документы в петербургскую Академию театрального искусства (бывший ЛГИТМиК). Уже со второго курса начал заниматься разработкой идеи своей дебютной картины «До свидания, мальчики», однако параллельно с учебой и творчеством продолжал работать на «ДОН-ТР», где вскоре получил должность режиссера.

Фильмы

Начало карьеры кинорежиссера оказалось нетипичным для последующего творчества. Фильм «До свидания, мальчики» вышел лиричным и сентиментальным. Картину ждал успех: сначала приз за лучший дебют на фестивале документалистов «Россия», затем – Гран-при международного телефорума «Бархатный сезон».

Режиссер Александр Расторгуев

До окончания учебы Расторгуев снял еще четыре ленты, и три из них также удостоены фестивальных наград, а самым титулованным стал фильм «Твой род». В 1999 году эта работа принесла Александру ТЭФИ за лучшую режиссуру, а также четыре приза телефестиваля «Лазурная звезда».

Это интересно:  Платят ли военные пенсионеры транспортный налог

В первой половине «нулевых» Расторгуев создает свои ключевые картины. Режиссер-документалист, президент фестиваля «Артдокфест» Виталий Манский выделяет эту четверку фильмов как наиболее важные в творчестве ростовского автора. В 2001-м друг за другом выходят «Гора» и «Мамочки» — ленты, героинями которых становятся женщины, жившие прежде по соседству в одном бараке Ростова-на-Дону, ныне окруженные нищетой и ожидающие появления на свет своих первенцев.

Художник Эльфрида Новицкая и кинорежиссёр Александр Расторгуев

Картина «Гора» названа по прозвищу главной героини Ирины. Как отмечает Манский, ее беременность – история, с одной стороны, «абсолютной безнадеги», с другой – «прелести, красоты рождения и чистоты в полном смраде бытия». Жюри фестиваля «Россия», ранее отметившее дебют Расторгуева, наградило «Гору» спецпризом.

Год спустя режиссер получил главный приз «России», на этот раз — за фильм «Мамочки». Героиня, которой на момент съемок всего 16 лет, растет в неблагополучной семье и беременеет от знакомого парня. Пара хочет жить вместе, юноша готов взять ответственность за семью, но родители молодого человека против того, чтобы он так рано связывал себя обязательствами. Картина также удостоена национальной премии «ЛАВР».

Съемки фильмов Расторгуев пытается совмещать с работой на «ДОН ТР», но руководство телекомпании недовольно постоянным отсутствием режиссера на рабочем месте. В начале «нулевых» Александра увольняют, формальная причина – не вернулся вовремя на работу после командировки на Кавказ, где снимал восьмую картину «Чистый четверг». Позднее возникла версия, что от сотрудника избавились за выбор опасной тематики, касавшейся Чеченской войны и лежавшей вне русла информационной политики российского правительства.

Александр Расторгуев на пресс-конференции

Причина, по которой Расторгуев не вернулся вовремя в Ростов, спасла ему жизнь. Съемочная группа, завершив работу, собиралась сесть в предоставленный вертолет. В последний момент машина понадобилась бойцам, и вылет группы отложили. На глазах Расторгуева и его коллег вертолет, перевозивший военных, поднялся на несколько десятков метров и рухнул на минное поле, окружавшее аэродром.

«И Саша наблюдал, как выжившие люди взрывались на минном поле», — расскажет позднее сайту medusa.io Виталий Манский.

В картине «Чистый четверг» нет ни одного кадра сражения, но, показывая бытовые условия жизни солдат, режиссер передает гнетущую атмосферу войны. Ему удалось создать образ повседневной бессмысленности и ужаса происходящего. За фильм о Чеченской войне Расторгуев получил главный приз международного фестиваля Cinéma du Réel.

После увольнения из редакции ростовского телевидения Александр устроился в компанию «Вертов», некоторое время сотрудничал с петербургской редакцией НТВ, а в 2003 году запустил свою «Студию Кино».

Фильм Александра Расторгуева «Дикий, дикий пляж. Жар нежных»

В 2005 году вышел девятый документальный фильм ростовского режиссера «Дикий, дикий пляж. Жар нежных». Сюжет состоит из переплетения линий нескольких персонажей, у которых нет денег на «цивилизованный» отдых, и поэтому они приезжают на дикое побережье. Кадр за кадром автор выводит галерею персонажей, которые вместе дают достоверный срез современного общества. Как и предыдущие работы, «Дикий, дикий пляж» завоевал награды российских и зарубежных фестивалей.

В 2010 году Расторгуев поставил творческий эксперимент, результатом которого является фильм «Я тебя люблю». Прошедшие большой кастинг жители Ростова получили в свое распоряжение камеру, на которую снимали фрагменты собственной жизни. В дальнейшем история монтировалась Расторгуевым и его коллегами. Интерес к ленте, которую нельзя в полной мере назвать ни документальной, ни игровой, обеспечил широкий клубный прокат. Продолжение эксперимента – фильм «Я тебя не люблю» вышел спустя два года.

Фильм Александра Расторгуева «Я тебя люблю»

С 2010 года Расторгуев участвовал в проектах российской оппозиции. В том же году режиссер поставил подпись под интернет-обращением, требующим, чтобы Владимир Путин отказался от поста президента. Год спустя вернулся в родной город и участвовал в протестных шествиях, в которых люди настаивали на пересмотре итогов выборов в Госдуму. За участие в несанкционированном мероприятии некоторое время провел под арестом.

События на Болотной площади в 2012 году стали предметом его последнего законченного фильма «Срок. Начало большой истории». Лента, выросшая из интернет-проекта, вышла в 2014 году. Виталий Манский отмечает, что в этой работе глубину, характерную для творчества режиссера, сменяет мозаика.

Трейлер фильма Александра Расторгуева «Срок. Начало большой истории»

К героям фильма — Ксении Собчак, Алексею Навальному и другим — автор относится с иронией, подчеркивая, что от искренности высказываний их удерживает не столько цензура или режим, сколько постоянная оглядка на то, как отреагирует электорат. Манский говорит, что в отличие от них, Расторгуев никогда не работал ради аудитории, и это определяет большую свободу его позиции.

Субъективный, несколько критический взгляд режиссера на противников существующего режима не повлиял на дальнейшие отношения Расторгуева с оппозиционерами. В марте 2019 года радио «Свобода» обратилось к Ксении Собчак с просьбой включить двух сотрудников СМИ в число доверенных лиц.

Корреспондентами оказались Александр Расторгуев и Мария Павлова. Как пояснили представители «Свободы», особый статус должен был позволить Павловой и Расторгуеву вести съемку на избирательных участках в Чечне. Иными правами доверенных лиц журналисты пользоваться не собирались.

Но по прибытии на Кавказ вследствие недопонимания документалисты подписали две сотни пустых бланков для наблюдателей. В результате с помощью такого документа статус общественного ревизора выборов можно было предоставить любому гражданину, а допуск заранее отобранных кандидатов оказался под угрозой срыва. Собчак спешно исключила Павлову и Расторгуева из числа доверенных лиц, а «Свобода» — из собственного штата.

Личная жизнь

Александр Расторгуев был женат, его супругу зовут Евгения. Девушка занималась монтажом некоторых его фильмов. Вместе с женой растил сына. В «Инстаграме» Расторгуев вел собственную страницу.

Александр Расторгуев

На федеральных каналах трудятся несколько полных тезок режиссера. Один из них — шеф-редактор проекта «Дом-2», другой работал в съемочной группе сериала «Закон каменных джунглей».

Смерть

Летом 2019 года кинорежиссер вместе с коллегами Кириллом Радченко и Орханом Джемалем направился в ЦАР. Поездка была нужна для сбора материала к фильму о частных военных компаниях, в которых воюют в том числе русские наемники.

Александр Расторгуев, Орхан Джемаль и Кирилл Радченко

При этом производством предстоящей ленты должна была заняться организация, связанная с Михаилом Ходорковским. В последний день июля машину, в которой находились трое россиян, нашли расстрелянной, участники съемочной группы погибли.

Похороны Расторгуева состоялись 7 августа 2019 года. Церемонию прощания с ним посетило множество коллег погибшего, в том числе Леонид Парфенов, Петр Верзилов, Алексей Пивоваров и другие. Режиссера похоронили на Троекуровском кладбище.

Статья написана по материалам сайтов: www.infox.ru, www.ural.kp.ru, 24smi.org.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий