Прототип Перспективного Дальнего Бомбардировщика в Ближайшие Месяцы Начнут Собирать на Казанском Авиазаводе

Завершается передача конструкторской документации, строительство начнётся в ближайшие месяцы.

В начале 2019 года «Туполев» приступает к созданию первых опытных образцов перспективного авиакомплекса дальней авиации (ПАК ДА), пишет «Интерфакс» со ссылкой на собственные источники в авиационной отрасли. Впрочем, косвенные признаки стартов уже обсуждались. Впервые после модернизации — с неделю назад, запустили летающую лабораторию Ту-214ЛМК, которая и призвана испытать «начинку» для ТУ-160М2 и, в перспективе, ПАК ДА. Источник агентства, таким образом, дополняет общую картину.

«Завершается передача конструкторской документации ПАК ДА на Казанский авиазавод, строительство начнётся в ближайшие месяцы», — говорит собеседник журналистов.

Перспективный авиакомплекс призван заменить стоящие на вооружении ВКС России Ту-160, Ту-95 и Ту-22МЗ. Официальные источники транслируют скудное описание ПАК ДА – через несколько лет мир увидит машину, выполненную по «аэродинамической схеме «летающее крыло», построенную с применением стелс-технологий». Директор Казанского авиазавода Николай Савицких в феврале 2019 года отчасти объяснил такую краткость в описании – дело в том, что ранее был защищен лишь «технический облик самолета», по которому и был «заключён договор на выполнение опытно-конструкторских работ по строительству опытных образцов».

О «начинке» пока рассуждают на экспертном уровне. Так, в прошлом командующий Дальней авиацией ВКС России Анатолий Жихарев, говоря о ПАК ДА, объяснял: ведется разработка принципиально нового самолёта с прицельно-навигационным комплексом, который сможет применять все существующие и перспективные виды оружия, стоящие на вооружении. Комплекс должен быть оснащён новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью. По некоторым данным самолет будут использовать в роли дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов. Все это из разряда первых заявлений о перспективном комплексе. Почти наверняка ПАК ДА оснастят гиперзвуковым оружием и оборонительным вооружением – ракетами класса «воздух-воздух», таким образом, комплекс будет летать без сопровождения, по всей видимости, на дозвуковых скоростях – разогнаться выше скорости звука не позволят особенности конструкции, в том числе, значительный размах крыльев.

Фактически, ПАК ДА должен стать «невидимкой» благодаря стелс-технологиям. А доработанная схема планера и уникальный двигатель позволят авиакомплексу садиться и взлетать в любых условиях. Возможная к применению номенклатура средств поражения обещает быть самой широкой. По словам генерала-полковника Виктора Бондарева – ранее он был главкомом ВКС, а теперь работает в Совете Федерации, ракеты для ПАК ДА получат возможность анализировать воздушную и радиолокационную обстановку и на основании этого анализа принимать решение о высоте и скорости своего полета.

ПОДГОТОВКА «ПОСЛАННИКА»

По большому счету разработкой ПАК ДА занимаются с 2009 года. Тогда Министерство обороны России подписало контракт с КБ «Туполева» на научно-исследовательские работы под шифром «Посланник». Результатом многолетней работы стал эскизный проект перспективного авиакомплекса, который и реализуют в Казани.

Первые этапы сборки «Посланника» стартуют в ближайшие месяцы – по словам источника. Пока же летающая лаборатория Ту-214ЛМК испытывает новый радиолокационный комплекс для модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2 и, в перспективе, ПАК ДА. Для испытаний лабораторию снабдили «соответствующим носовым обтекателем», объясняли ранее эксперты Центра анализа стратегий и технологий. Над лабораторией «колдовали» специалисты Казанского авиазавода имени С.П. Горбунова. Переоборудованием начали заниматься в 2015 году после того, как самолет был выкуплен у «Финансовой лизинговой компании».

Модернизация 2.0: Казанский авиазавод замахнулся на 20 миллиардов

Казань поборется за площадку для ПАК ДА

Дополнительные 19 млрд рублей госинвестиций в продолжающуюся технологическую модернизацию Казанского авиационного завода имени Горбунова намерено осенью пролоббировать Министерство промышленности и торговли РФ, подготовив «казанскую» поправку в расходные статьи на ОПК в федеральном бюджете РФ на 2019 год. Об этом заявил журналистам заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров после выкатки на летно-испытательную станцию глубоко модернизированного бомбардировщика Ту-22М3М. Если эта бюджетная заявка пройдет защиту в высших органах власти, то Казанский авиазавод закрепится в статусе основной производственной площадки ОАК для создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Подробнее в репортаже «Реального времени».

С утра Казанский авиационный завод имени Горбунова начал встречать почетных московских гостей, ограничив на некоторое время автомобильное движение по въездной трассе в северную часть Казани. То ли приглашенных с оборонных заводов Казани оказалось слишком много, то ли VIP-гости прилетели на прилегающий военный аэродром, но небольшие заторы на пути в «авиационное логово» Казани случались.

Но зато на церемонию выкатки дальнего ракетоносца Ту-22М3М, который модернизировали почти два года, беспрепятственно прибыли первые лица российского авиапрома вместе с генералитетом Воздушно-космических сил Минобороны. Главком дальней авиации ВКС России Сергей Кобылаш тепло общался с президентом Объединенной авиастроительной корпорации Юрием Слюсарем, команда ПАО «Туполев» прибыла в полном составе, среди его представителей был и генеральный директор Александр Конюхов, его заместитель Николай Савицких, главный конструктор самолетов Ту-22МЗ, Ту-22М Александр Коренев, который, впрочем, все время держался в тени и не выходил на сцену. Но именно его под конец торжества разыскал на летном поле главком дальней авиации ВКС России Сергей Кобылаш и обнял как старого боевого товарища. Представительную делегацию возглавил заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, которого сопровождал президент РТ Рустам Минниханов. Назначенный полтора года назад 40-летний заместитель главы Минпромторга РФ, оказавшийся, пожалуй, самым молодым из федеральных гостей, стал главным «хедлайнером» торжества.

Это интересно:  Госпошлина за водительское удостоверение в 2019 году - стоимость новых “прав”

На церемонию выкатки дальнего ракетоносца Ту-22М3М, который модернизировали почти два года, прибыли первые лица российского авиапрома вместе с генералитетом Воздушно-космических сил Минобороны

Вы́носить ребенка, достичь совершеннолетия

Перед торжественной церемонией выкатки модернизированного «стратега» Ту-22М3М Бочаров с присущим ему юмором поздравил собравшихся заводчан с «пополнением туполевского семейства». «Все-таки есть в этом магия цифр: выходя на сцену и увидев дату — 16 августа, которая написана за мной, я понял, что есть тень иронии в той силе, которую мы демонстрируем», — произнес он, но, честно говоря, не все сразу поняли его посыл. Хотя профессионалы «считали» ассоциацию с ходу. Действительно, именно 16 ноября 2017 года из ангара авиазавода выкатили модернизированный бомбардировщик Ту-160М. «Ровно 9 месяцев назад мы в этом же составе поздравляли вас и отмечали выкатку Ту-160. И вот новое достижение. Я хочу, чтобы в этой многодетной туполевской семье каждые 9 месяцев рождались новые достижения, — поздравил федеральный замминистра, который сам является отцом шестерых детей. — А Татарстан поздравляю с высоким уровнем демографической авиационной готовности», — прибавил еще одну добрую шутку Олег Бочаров.

«Задачу про 9 месяцев услышали, — откликнулся гендиректор ПАО «Туполев» Александр Конюхов, выросший в семье военнослужащих. — Сейчас на подходе 405-я машина для глубокой модернизации. Будем стараться выкатить ее через 9 месяцев, поддержим традицию», — доложил он. Глава Союза авиапроизводителей Евгений Горбунов подхватил диалог, но по-взрослому критически заметил: «Наверное, очень здорово, когда эти победы становятся регулярными, как сказал Олег Евгеньевич. Но чтобы каждые 9 месяцев рождался ребенок, надо достигнуть совершеннолетия».

Выкатка многотонного, но изящного ракетоносца Ту-22МЗМ длилась несколько минут и сопровождалась многочисленными съемками

Заслуги «отца Татарстана»

Глава общественного авиасоюза напомнил, что «определенный период — сложный период, который начался после распада СССР, предприятие прошло с честью», тогда как не все предприятия авиационной промышленности продолжили работу в России. Он считает, что в этом заслуга «отца Татарстана». «В трудный период, когда предприятие не приносило прибыль, оно получило поддержку», — напомнил он. И сообщил, что в благодарность за прошлые годы коллектив предприятия вышел с инициативой о награждении президента РТ почетным знаком Союза авиапроизводителей. Тут Рустаму Минниханову вручили наградной значок, а под конец выступлений от ПАО «Туполев» — символический самолет Ту-22МЗМ.

Выкатка многотонного, но изящного ракетоносца Ту-22МЗМ длилась несколько минут и сопровождалась многочисленными съемками. Он выезжал из того же ангара, из которого 9 месяцев назад выходил Ту-160М. «Возможности этой машины впечатляют. Они далеко превосходят возможности всех имеющихся на вооружении иностранных государств аналогов. Эта машина имеет искусственный интеллект и мощный боевой потенциал. Ее расширенные возможности позволят нам более качественно выполнять поставленные задачи», — рассказал в ходе церемонии выкатки главком дальней авиации ВКС России Сергей Кобылаш. «Мы с нетерпением ждем, когда машина займет свое место в боевом строю дальней авиации», — добавил он.

Самолет Ту-22М3М представляет собой глубоко модернизированный самолет Ту-22М3 с новой электронной начинкой. Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь отметил, что впереди Ту-22М3М ждет несколько лет испытаний. Но параллельно с этим КАЗ займется модернизацией и ремонтом всех «стратегов», находящихся на вооружении ВКС. «Уже со следующего года строевые самолеты начнут поступать на завод c целью глубокой модернизации для сдачи самолетов с 2021 года. Это и загрузка, и улучшение условий труда, и повышение заработной платы. Это программа технического перевооружения завода, — сказал Слюсарь. — Для нас это новое дыхание завода, еще один продукт в нашей линейке».

Юрий Слюсарь отметил, что впереди Ту-22М3М ждет несколько лет испытаний. Но параллельно с этим КАЗ займется модернизацией и ремонтом всех «стратегов», находящихся на вооружении ВКС

Закрепить за собой «изделие 80»

Но главную новость сообщил заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров. По его словам, Минпромторг намерен направить дополнительные 19 млрд рублей госинвестиций в продолжающуюся технологическую модернизацию Казанского авиационного завода им. Горбунова с тем, чтобы завод стал производственной базой для создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА, заводское обозначение: «изделие 80»). Правда, для этого проект нужно защитить в правительстве РФ и Госдуме, чтобы внести изменения в расходные статьи федерального бюджета на 2019 год.

«Сейчас ключевой вопрос — это создание специальных технических условий для проектирования и строительства таких объектов и введения их в эксплуатацию. ПАО «Туполев» подало заявку в Минпромторг только по этой площадке на 19 млрд рублей, которые должны поступить из текущего бюджета дополнительно к тем деньгам, которые есть у предприятия. Мы будем серьезно смотреть за тем, чтобы средства вкладывались эффективно. У нас высочайшая степень контроля за своевременным вводом этих объектов. Но прекрасно понимаем, что ни один объект не может быть исключен. Потому что мы создали уникальные механические производства, нам потребуются новые технологии — все то, что в мире существует практически в единичном экземпляре и является уникальной компетенцией для российского государства».

По его словам, все это нужно подготовить к 2025 году. «Надо создать заново стендовую базу для этого самолета. Пройдет мощнейшее комплексное переоборудование предприятия с новыми технологическими станками и оборудованием, принципиально новыми научно-исследовательскими конструкторскими стендами, которые позволят нам и в дальнейшем держать приоритет в этом направлении. Это самые мощные финансовые вложения, которые сделает Минпромторг в ближайшие три года, — прогнозирует Олег Бочаров. — Надеемся, что Госдума нас поддержит, потому что это главный приоритет».

По словам Бочарова, Минпромторг намерен направить дополнительные 19 млрд рублей госинвестиций в технологическую модернизацию КАЗ с тем, чтобы завод стал производственной базой для создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации

Это интересно:  Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности – кому грозит статья 177 УК РФ

Диалоги с Минстроем

Правда, он отметил существующие «проблемы в подготовке производства и оценки капитальных вложений»: «Мы вступили в диалог с Минстроем РФ, потому что мы понимаем, что создавать такие уникальные предприятия по общестроительным правилам и нормам достаточно сложно, и так же сложно проходить экспертизу по стандартным нормам, которые разработаны для массовой застройки».

Сейчас заключение на заявку по «80-ке» еще не выдано. «Сейчас она обсуждается в специальных рабочих группах, и Минпромторг защищает эту позицию перед правительством РФ. А потом будут внесения в Госдуму и принято изменение в федеральный бюджет, и только затем бюджетные средства поступают в головную организацию».

Напомним, что проработка концепции ПАК ДА началась в 2009 году, первый полет предполагается осуществить в 2025 году, принятие на вооружение планируется к 2028 году. В будущем ПАК ДА должен заменить стоящие на вооружении российских ВКС самолеты дальней (стратегической) авиации Ту-95 и Ту-160 и частично взять на себя функции Ту-22М3.

Началась разработка двигателя для перспективного дальнего бомбардировщика ПАК ДА

01.10.2019 8:38:00

*** Системы двигателя должны обеспечить выполнение 30-часового полета

Проект ПАК ДА: за завесой секретности

В отдаленном будущем в небо должен подняться первый опытный самолет, созданный в рамках проекта «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА). На данный момент этот проект находится на стадии проектных работ и потому большая часть сведений о нем пока не подлежит разглашению. Впрочем, время от времени в отечественной и зарубежной прессе появляются новые сообщения и оценки. За последние месяцы общий объем доступной информации о ПАК ДА заметно увеличился.

В середине ноября прошлого года информагентство ТАСС со ссылкой на неназванный источник в оборонной промышленности рассказало о ходе текущих работ и о планах на ближайшее будущее. Кроме того, в том сообщении говорилось о целях и задачах новой программы ПАК ДА. По данным источника, к тому времени проект продвинулся достаточно далеко и приблизился к началу новых важнейших этапов.

Прежде всего, ТАСС писало, что военные утвердили тактико-техническое задание на новый самолет. Благодаря этому в скором времени организация-разработчик в лице компании «Туполев» должна была начать подготовку рабочей конструкторской документации по новому самолету. После завершения работ по документации стартует сборка первых опытных образцов новой техники. Также упоминалось снижение стоимости самолета за счет отказа от возможности полета со сверхзвуковой скоростью. При помощи крылатых ракет большой дальности планировалось обеспечить высокую боевую эффективность.

Как утверждал источник ТАСС, новый самолет ПАК ДА призван решать те же задачи, что и существующие российские дальние бомбардировщики. При этом он должен превосходить ракетоносец Ту-160 с точки зрения стоимости строительства и эксплуатации. Впрочем, источник не стал уточнять стоимость будущего самолета и цену летного часа.

23 декабря отечественные средства массовой информации опубликовали заявления председателя комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктора Бондарева, ранее занимавшего пост главкома ВКС. По его словам, наша страна вплотную приблизилась к созданию опытного ПАК ДА. В то время завершались научно-исследовательские работы. Их целью является создание самолета, способного заменить все существующие машины российской дальней авиации. По данным представителя Совфеда, перспективный бомбардировщик будет принят на вооружение и поступит в войска во второй половине двадцатых годов.

Новейший российский проект закономерно привлекает внимание зарубежных специалистов и прессы. Так, в начале февраля французский еженедельный журнал Air & Cosmos опубликовал заметку о российской программе ПАК ДА, в которой, среди прочего, привел массу интересных сведений. Вместе с уже известными данными от официальных лиц в публикации содержались новые данные, якобы полученные из заслуживающих доверия источников.

По данным Air & Cosmos, компания «Туполев» в 2013 году завершила создание эскизного проекта нового самолета, получившего рабочее обозначение «Изделие 80». В конце того же года «Туполев» и Объединенная авиастроительная корпорация подписали контракт на разработку технического проекта. На этот этап работ ушло менее трех лет, и в 2016 году технический проект был утвержден. С конца 2014 года компания «ОДК-Кузнецов» занималась созданием нового двигателя, предназначенного для ПАК ДА / «Изделия 80».

Утверждается, что новое «Изделие 80» будет построено по схеме «летающее крыло». Оно должно иметь взлетную массу порядка 145 т. Таким образом, новый самолет будет едва ли не вдвое легче Ту-160, но при этом занимать промежуточное положение между более легким Ту-22М3 и более тяжелым Ту-95МС. Силовая установка будет состоять из двух турбореактивных двигателей под рабочим названием «Изделие РФ», создаваемыми на основе «Изделия Р» – НК-32-02. Суммарная тяга двух двигателей составит 46 т. За счет такой силовой установки самолет сможет летать с дозвуковой скоростью на дальность до 15 тыс. км.

Следует напомнить, что различные оценки технических характеристик будущего ПАК ДА появлялись с момента объявления о старте этой программы. Некоторые цифры впоследствии упоминались официальными лицам, но полная картина, составленная по информации достоверных источников, отсутствует до сих пор. Насколько данные Air & Cosmos соответствуют реальному проекту ПАК ДА – пока остается только гадать. Уверенный ответ на этот вопрос можно будет дать лишь через несколько лет, когда появится необходимая информация.

В конце февраля были подтверждены уже известные данные о будущем строительстве перспективных самолетов для дальней авиации. Площадкой для сборки такой техники станет Казанский авиационный завод им. Горбунова. Заместитель генерального директора предприятия Николай Савицких рассказал прессе, что технический облик самолета ПАК ДА уже защищен, а также заключен договор на проведение опытно-конструкторских работ с последующим строительством опытного образца. В этом документе в качестве изготовителя прототипа указан именно КАЗ.

Это интересно:  Как Менять Вид Разрешенного Использования Земельного Участка

По оценке Н. Савицких, работы по программе «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» загрузят производственные мощности Казанского авиазавода на ближайшее десятилетие. При этом предприятие испытывает заметные проблемы с подготовкой кадров. В прошлом году специалисты КАЗ подготовили комплексную целевую программу подготовки и закрепления кадров, которым предстоит работать в строительстве самолетов Ту-160 и ПАК ДА. Стоимость программы – 2,6 млрд рублей.

На момент заявлений заместителя гендиректора программа находилась на согласовании в правительстве России. Кроме того, в рамках соответствующей федеральной программы производится модернизация производственных мощностей, в том числе тех, которым предстоит участвовать в строительстве самолетов ПАК ДА.

Последняя на данный момент новость о программе ПАК ФА прозвучала всего несколько дней назад. 24 мая президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, выступая на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, затронул тему названия будущего дальнего бомбардировщика.

Глава ОАК напомнил, что разработка самолета ведется фирмой «Туполев». В связи с этим новая машина должна носить «историческое» туполевское имя. При этом, однако, руководитель корпорации не стал уточнять, какие именно цифры будут сочетаться с традиционным обозначением «Ту».

Российский проект «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» в настоящее время является одной из самых интересных тем в контексте текущего и будущего перевооружения. Одновременно с этим – ввиду особой важности и значимости для национальной безопасности – этот проект является одним из самых секретных. Официальные лица время от времени поднимают тему текущих работ и оглашают те или иные сведения, но при этом обходятся без особых подробностей. В итоге даже через несколько лет после старта работ известны только самые общие черты будущего стратегического бомбардировщика.

Ранее стало известно, что перспективный бомбардировщик ПАК ДА, разрабатываемый компанией «Туполев», предназначается для замены сразу двух современных образцов. В отдаленном будущем машины этого типа вытеснят из дальней авиации сравнительно старые Ту-95 и Ту-22М3, взяв на себя все их задачи. В прошлом обсуждалась возможность замены самолетов Ту-160, но запланированное серийное строительство машин типа Ту-160М2, вероятно, привело к отмене таких планов. Таким образом, с определенного времени основу дальней авиации будут составлять глубоко модернизированные Ту-160М2 и совершенно новые ПАК ДА.

Уже известно, что в основе проекта ПАК ДА лежит новая для отечественной стратегической авиации концепция. Предлагается строить самолет схемы «летающее крыло» с дозвуковой скоростью полета и сокращенной заметностью для средств наблюдения противника. Особая компоновка планера с максимально большими топливными баками и эффективные двигатели достаточной мощности обеспечат возможность полета на дальность до 15 тыс. км.

Основным вооружением такого авиационного комплекса станут крылатые ракеты большой дальности с обычными или специальными боевыми частями. Значительная дальность полета ракет позволит ПАК ДА атаковать указанные цели, не входя в зону действия противовоздушной обороны противника. Определенные стелс-технологии, используемые как на самолете, так и на его ракетах, должны резко снизить вероятность своевременного обнаружения подлетающих бомбардировщиков ли их вооружения. Все это положительным образом скажется на эффективности удара.

По известным данным, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по теме ПАК ДА стартовали около десяти лет назад, в конце двухтысячных годов. За несколько лет «Туполев» и смежные предприятия сформировали основные положения будущего проекта. В тот период появлялись сообщения о возможности строительства и испытаний первого опытного самолета уже в конце десятых годов.

Впрочем, позже планы изменились. В 2015 году было принято решение о возобновлении серийного производства существующих Ту-160 с последующим созданием новой модификации такого самолета. В связи с этим график работ по программе ПАК ДА был пересмотрен. Старт подготовки технической документации по новому самолету сдвинулся на несколько лет вправо. Первый полет опытного образца при этом перенесли на первую половину двадцатых годов. Следует отметить, что существует и иная трактовка событий последних лет. Согласно ей, решение о строительстве новых Ту-160 стало следствием определенных проблем с ПАК ДА и невозможностью выпуска перспективных серийных машин в желаемые сроки.

Несмотря на все ожидаемые и возможные затруднения, разработка «Перспективного авиационного комплекса дальней авиации» продолжается. Уже стало известно о переходе проекта в новую стадию, предшествующую строительству и испытаниям опытной техники. Момент принятия ПАК ДА на вооружение и приемки первых серийных образцов все еще относится к отдаленному будущему, но с каждым днем становится все ближе. Доступные сведения о текущих работах позволяют смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Все говорит о том, что во второй половине следующего десятилетия российская дальняя авиация пополнит парк своей техники совершенно новыми образцами.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://rg.ru/
http://kp.ru/
http://air-cosmos.com/
http://ria.ru/
http://mil.ru/
https://tvzvezda.ru/
http://tupolev.ru/
https://bmpd.livejournal.com/

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Статья написана по материалам сайтов: realnoevremya.ru, militarynews.ru, topwar.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий