Пожилые водители — готовы ли мы к их появлению на дорогах

Пенсионеры зачастую переходят дорогу в неположенном месте или на красный сигнал светофора

Происшествия на дорогах с участием пожилых людей не редкость. Как сообщили в отдельном
батальоне ДПС ГИБДД УВД по САО, в 1-м полугодии 2017 года в Северном округе произошло 321 ДТП, в котором пострадали люди. Среди пострадавших — более 100 человек старше 55 лет, то есть почти треть от общего числа! Самые распространённые виды ДТП с участием пенсионеров — наезд на пешехода и падение
пассажира в общественном транспорте.

До светофора далеко

Днём 24 мая 80-летняя женщина попыталась перейти Хорошёвское шоссе в не предназначенном для этого месте, у дома 84, корп. 1. Пенсионерку задел автомобиль «Вольво». Её доставили в травмпункт с ушибом локтя. Вечером 21 апреля 89-летний пешеход решил перейти Коптевский бульвар у перекрёстка с бульваром Матроса Железняка по переходу, но на красный свет. На пенсионера наехала «Лада». Пострадавшего отвезли в больницу с травмой головы и ушибами.

Когда пожилых пешеходов-нарушителей останавливают в ходе профилактических рейдов, пенсионеры, как правило, дают объяснения типа «мне тут удобнее», «до светофора далеко идти», «долго ждать» и т.д. Но
вести себя так — большой риск.

Переходы оборудуют светофорами именно там, где переход дороги другими способами опасен. Для водителя появление пешехода в нескольких десятках, а то и сотнях метров от перехода — всегда не ожиданность.

Выход один: дойти до обозначенного перехода и дождаться зелёного сигнала. Водителям при появлении у края дороги нетерпеливых пешеходов стоит, сбавив скорость, приготовиться к любым их неожиданным действиям.

Ложное чувство безопасности

Вечером 3 июня во дворе дома 71, корп. 1, на Дубнинской улице водитель автомобиля ВАЗ-2114, двигаясь
задним ходом, сбил 89-летнюю женщину. Её отвезли в больницу им. Боткина со ссадиной скулы и травмой
грудной клетки. В собственном дворе бдительность притупляется не только у пешеходов, но и у водителей: привычная обстановка создаёт ложное чувство безопасности. Однако во дворе движущаяся машина не менее опасна для пешехода, чем на улице.

От водителя ПДД требуют сначала убедиться — самостоятельно или при помощи третьих лиц, — что манёвр задним ходом будет безопасен: то есть нельзя полагаться на то, что пешеходы обезопасят себя сами.

Полезный поручень

4 июня водитель трамвая вёз пассажиров по 23-му маршруту (метро «Войковская» — Михалково), двигаясь по Соболевскому проезду в направлении Михалковской улицы. Когда он проезжал мимо дома 22, в салоне
упала 85-летняя пассажирка. Её увезли в больницу с ушибом брови. 17 мая на Коровинском шоссе при торможении автобуса в его салоне упала 64-летняя женщина. Пострадавшая получила сотрясение мозга.

Требование держаться за поручень не случайно вписано в правила проезда в общественном транспорте: если его не выполнять, можно получить травму даже сидя — упасть в проход или сильно удариться о спинку сиденья, находящегося впереди.

О том, что в салоне кто-то упал или ударился, нужно сразу сообщить водителю. И даже если травмы незначительные, у водителя могут быть неприятности, если происшествие не будет зарегистрировано.

Пожилые водители — готовы ли мы к их появлению на дорогах

За первую неделю июля в Брянске зарегистрировано три дорожно-транспортных происшествия с участием пожилых пешеходов. В двух случаях пострадавшие пенсионеры получили значительные травмы, в связи с чем были госпитализированы в лечебные учреждения.

Госавтоинспекция города Брянска в очередной раз призывает водителей быть внимательнее и терпимее к находящимся на дороге пожилым пешеходам.

С чем связан больший процент попадания в ДТП пожилых пешеходов?

Основная причина – это психофизиологические изменения, которые происходят при старении организма. Если говорить о правилах поведении водителей при обнаружении на дороге или вблизи нее пожилого человека, следует вспомнить требование ПДД принимать в складывающейся ситуации меры по снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства, обеспечивающие безопасные условия для дорожного движения людей пожилого возраста. К сожалению, многие водители, видя на проезжей части пожилого человека, который переходит проезжую часть, пусть даже и вне установленного места, просто проезжают мимо. Это неправильно. Нужно понимать, что пожилой человек плохо ориентируется в окружающей агрессивной среде. И нужно помочь перейти ему дорогу, а не бросать его на произвол судьбы. Но и не только водители могут оказать помощь в пересечении проезжей части пожилому человеку. Любой посторонний пешеход, может не остаться безучастным. Словом, забота о престарелых людях – это общее дело. Дело любого гражданина, находящегося в расцвете сил. Есть расхожее мнение, что пожилые – это выжившие из ума люди.

Это интересно:  Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав – комитет по правам ребенка

Возможно, некоторые действительно больны физически, но основная масса пенсионеров еще может жить полноценной жизнью. Стоит ли рисковать своим здоровьем и жизнью ради желания перейти дорогу в неположенном месте или на красный сигнал светофора?

К сожалению, пожилые люди, нарушавшие ПДД и оказавшиеся под колесами автомашины, в момент нарушения думали, что все будет хорошо, забывая при этом об особенностях своего организма, которые нужно учитывать и о которых не надо забывать. Дорога для пешехода – это опасное место. Даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, вы можете стать жертвой под колесами нерадивого или невнимательного водителя. То есть, переходя дорогу по Правилам все равно нужно быть предельно внимательным. Еще более внимательным приходится быть пешеходу, когда он пытается перейти дорогу в нарушение установленных Правил. Опасность, в виде приближающегося автомобиля, может появиться в любой момент. А смотреть и видеть, слушать и слышать или думать, что контролируешь ситуацию и контролировать – это, согласитесь, разные понятия. Что, прежде всего, может помешать пожилому пешеходу, правильно оценить окружающую дорожную обстановку?

Если вы в преклонном возрасте, то должны понимать, что пересечение дороги, для вас — это риск. И риск гораздо больший, чем для пешехода помоложе. Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Старение – процесс продолжительный, обусловленный постепенным снижением функциональных возможностей человеческого организма. В этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма. С возрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к адаптации. Существуют ли какие-либо особенности психологии пожилого и более старшего возраста? Безусловно. Но, к сожалению, мало кто знает эту элементарную истину и понимает, что поступки, реакции пожилого человека следует оценивать с поправкой на возраст.

По данным исследований более 70% пожилых людей пребывают в состоянии депрессии или близком к ней. Одна из главных психологических особенностей людей в пожилом возрасте – чувство одиночества, которое наносит человеку душевную травму. Еще одна особенность заключается в том, что пожилым людям, как правило, трудно адаптироваться к чему-либо новому – особенно к развитию технического прогресса, например, к увеличению автомобилей на дороге или совершенствованию средств организации дорожного движения. Многие ассоциируют старость с немощью, причем, иногда настолько сильно, что сами начинают ощущать себя немощными. Как результат – затяжная депрессия. В состоянии депрессии вероятность оказаться под колесами автомобиля многократно возрастает, тем более, если пешеход нарушает Правила дорожного движения.

Соблюдение пожилыми пешеходами Правил дорожного движения в полной мере – является гарантией их безопасности на дороге. В большинстве случаев водители совершают наезд на пожилых пешеходов, в местах, где они не ожидают их появления на дороге вблизи транспортного средства.

Уважаемые пенсионеры!

Соблюдайте Правила дорожного движения и живите еще сто лет! Ведь нам, молодым, так необходим ваш жизненный опыт, ваша рассудительность и мудрость!

Уважаемые участники дорожного движения!

Не проходите мимо пожилого пешехода, попавшего в затруднительное положение или намеревающегося перейти дорогу в нарушение Правил дорожного движения! Окажите ему помощь! Берегите пожилых людей! Ведь возраст – единица изменчивая. Относитесь к пожилым людям с понимаем и уважением

Водители и пешеходы: кто прав, а кто правее?

На прошлой неделе МВД обнародовало поправки в КоАП, повышающие ответственность водителей за непредоставление преимущества пешеходам. Но только ли автомобилисты виноваты в большом количестве аварий с их участием?

В марте этого года на заседании Госсовета по безопасности дорожного движения президент Владимир Путин в очередной раз предложил «ужесточить ответственность». И МВД быстренько выдвинуло идею увеличить штраф для тех водителей, кто не пропускает пешеходов и велосипедистов в ситуациях, когда они пользуются преимуществом. По мнению авторов законопроекта, штрафовать за это нужно не на 1500, а на 2500 руб. Новшество, разумеется, обосновывают необходимостью снизить количество аварий с участием пешеходов.

ГИБДД в пояснительной записке приводит количество административных протоколов, составленных на водителей по статье 12.18 КоАП. В 2014 году таковых было 1,64 млн, в 2015-м — 1,66 млн. Вот только принимать за основу анализа эти цифры я бы не стал. Систематический контроль на пешеходных переходах налажен слабо, и объем выписанных штрафов напрямую зависит от того, как часто личному составу давали команду следить именно за этим проступком.

Это интересно:  Проведение экспертизы защита прав потребителей

Схожая картина и за пять месяцев текущего года. Из 58,2 тыс. аварий 18,6 тыс. (32%) — это наезды на пешеходов. В 57% случаев виновны водители, в 42% — пешеходы. На «зебрах» зафиксированы те же 34,8% инцидентов.

Наметившаяся в 2016 году тенденция к уменьшению числа ДТП с участием пешеходов, погибших и пострадавших в них, конечно, утешает. Но вызывает непонимание другое. Статистика свидетельствует об изрядной доле вины пешеходов и крайне низкой культуре их поведения. При этом закручивание гаек испытывают только водители. Им достаются комплексы видеофиксации, повышенные штрафы и внимание сотрудников ДПС во время очередного рейда.

А что же безлошадные участники дорожного движения? Складывается впечатление, что у них есть только права — и никаких обязанностей. Официальные данные ГИБДД это подтверждают. За 2015 год на российских водителей составили 23,8 млн протоколов и еще 37,3 млн штрафов разослано «письмами счастья». А пешеходов наказали 2,8 млн раз. И это притом, что, к примеру, в Москве жителей (читай — пешеходов) примерно вчетверо больше, чем зарегистрированных машин (читай — автомобилистов).

Между тем в ПДД есть четко сформулированный п. 4.5 — как раз об обязанностях пешеходов: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств». Его вряд ли знают даже те, кто что-то слышал о ПДД. Зачем? Ведь, если верить новостям в Сети и по телевизору, наказывают только водителей.

Так у пешеходов складывается ощущение не просто вседозволенности, но и неуязвимости. Не верите? Посмотрите в Интернете подборки записей с видеорегистраторов. Выкладывать их здесь не буду по морально-этическим соображениям (найти их при желании нетрудно). Но поверьте отсмотревшему сотни таких роликов: в большей части аварий с участием пешеходов ни о каком соблюдении процитированного выше пункта Правил и речи не идет! Да, небезгрешны и водители, но говорить только об их вине в корне неправильно.

Готов предложить даже свой рецепт проведения воспитательной работы среди пешеходов. Остро необходимо адресовать им социальную рекламу. Причем размещать ее не на телевидении, а непосредственно перед глазами людей: на автобусных остановках, в общественном транспорте, торговых центрах, школах и т.п. Таблички с основными правилами безопасности или выдержками из ПДД можно развешивать на стойках дорожных знаков около пешеходных переходов. Чем чаще будут попадаться на глаза правила, тем меньше станут их нарушать. Школьные уроки о безопасности на дорогах должны быть не разовыми, а постоянными. Тут я солидарен с теми, кто предлагает ввести отдельный предмет по изучению ПДД.

Наконец, стоит провести несколько рейдов с привлечением телеканалов и новостных интернет-ресурсов. Нежелание ГИБДД заниматься этим понятно. Пешеход может оказаться без документов, и тогда составление протокола обернется доставкой в отдел полиции и тратой времени на выяснение личности. С точки зрения собираемости штрафов и занятости личного состава, не спорю, малоэффективно. Зато в следующий раз человек, скорее всего, хорошо подумает, стоит ли бежать на красный свет, рискуя провести следующие несколько часов в компании полицейских.

Я верю, что и пешеходам можно привить культуру поведения на дорогах. В конце концов, камеры на дорогах сделали свое дело, и автомобилисты (в подавляющем большинстве) стали ездить намного цивилизованнее. То же самое можно сказать и о мотоциклистах: обилие мотобата в столице принесло заметные плоды. Было бы желание…

Пожилые водители могут создавать опасность на дороге

Водитель, какие твои годы?

Начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Зараник считает, что проблема существует: «С каждым годом в Минске, да и в других городах, трафик становится все более интенсивным. При всем уважении к людям, которым за 70, надо признать, что скорость реакции у них снижена. Им непросто ориентироваться в сложной, быстро меняющейся обстановке. Госавтоинспекция рекомендует таким водителям продумывать маршрут заранее, избегать резких перестроений, быть максимально сконцентрированными на дороге. При плохом самочувствии лучше вообще не садиться за руль. Также нужно помнить о регулярном прохождении медкомиссии. Срок допуска для управления транспортным средством зависит от решения врача. Кстати, у 91–летнего виновника недавнего трагического ДТП в Минске этот допуск отсутствовал. Он уже давно не наведывался к медикам для его получения».

Это интересно:  Динамика изменения ключевых ставок ЦБ РФ

Помню, как довелось попутешествовать в авто с пожилым водителем. На уже изъезженном вдоль и поперек маршруте он умудрился несколько раз свернуть не туда. Пассажиры регулярно обращали его внимание на различные дорожные обстоятельства: аккуратнее — машина поворачивает, снизь скорость или, наоборот, поднажми, пешеход идет по обочине. А ведь этому автомобилисту только несколько лет назад пошел восьмой десяток лет. Но что думают врачи о возрастной проблеме? Действительно ли преклонные годы существенно влияют на водительские способности?

Обращаюсь в 24–ю минскую городскую поликлинику спецмедосмотров. Заведующая отделением по освидетельствованию водителей Ольга Калечиц подтверждает мои наблюдения: «Действительно, с возрастом изменяются мышление, внимание, память, эмоции, моторика, скорость приема и переработки информации. Выраженность этих изменений весьма индивидуальна. Но практически у всех стареющих водителей они происходят. И шоферы, у которых эти изменения выражены, бывают абсолютно растеряны при возникновении сложной, незнакомой и опасной ситуации. Также они могут быть склонны к излишней самоуверенности, переоценке своих способностей. В связи с этим есть различия между прохождением медкомиссии молодым водителем и пенсионером. Показательны даже медицинские документы, которые автолюбители представляют на комиссию — выписки из карт по месту их наблюдения. У пожилых людей регистрируется значительно больше обращений за медицинской помощью в связи с болезнями сердечно–сосудистой системы, неврологическими, эндокринными и другими заболеваниями. Поэтому такие автомобилисты проходят дополнительные обследования, консультации в специализированных учреждениях и при отсутствии противопоказаний допускаются к управлению с ограничением по сроку действия такого допуска. Шоферы старше 60 лет обязаны проходить водительскую комиссию каждые два года, а при наличии заболеваний, ограничивающих право управления, ежегодно».

Быть может, стоит установить предельно допустимый возраст для управления транспортом? Такую идею предлагают в основном молодые автомобилисты, обсуждая очередное ДТП с участием пенсионера. Ольга Калечиц не согласна: «В нашей практике есть случаи, когда пожилые водители не уступают в физическом и умственном здоровье молодым. Такие случаи немногочисленны, но они есть, поэтому вводить некий запрет для всех считаю не совсем верным. Согласно статистике, водители в возрасте старше 85 лет практически не приходят к нам на медицинское освидетельствование. Но отсутствие медсправки не означает, что человек не сядет за руль. Поэтому было бы правильнее на законодательном уровне ввести ответственность шофера за управление транспортом при наличии проблем со здоровьем. Не важно, в каком возрасте шофер, если он представляет опасность для других участников движения».

В России, кстати, проблему немолодых автолюбителей всерьез обсуждают не один год. Время от времени поднимается вопрос хотя бы об ограничении срока действия водительского удостоверения. Несколько лет назад для пожилых людей его предлагали сократить с десяти до трех лет. Однако каких–либо ограничений на владение правами в связи с преклонным возрастом так и не ввели.

Возможно, время само все расставит по местам: с учетом взрывного роста автомобилизации количество водителей–пенсионеров каждый год будет только увеличиваться. Тогда и увидим, кто прав. Юные автовладельцы, которые готовы биться об заклад, что потенциальная опасность на дороге увеличится? Или более зрелые люди, резонно указывающие на то, что пенсионерам присущи аккуратность и осторожность, основанные на богатом водительском опыте?

По данным 24–й минской городской поликлиники спецмедосмотров, число водителей пенсионного возраста (старше 60 лет), проходящих медицинское освидетельствование, составляет около 12%. Так, в 2016 году из 110.000 человек, прошедших комиссию, 12.000 составили лица старше 60 лет — 11%. За 4 месяца этого года прошли уже 35.000 водителей. Из них 4.500 человек старше 60 лет —12,8%, старше 70 лет — не более 2%. Водителей, признанных не годными к управлению транспортом по медицинским показаниям, — 0,2%. Каждый пятый среди не допущенных к вождению по здоровью — старше 60 лет.

Статья написана по материалам сайтов: xn--90aaefavsx0al6m.xn--p1ai, www.zr.ru, www.sb.by.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий