Организация обязана заново оформить УСН после преобразования

После преобразования компания может продолжать применять «упрощенку» без подачи уведомления. К такому выводу пришла ФНС России в решении от 08.06.2019 № СА-4-9/11150@.

В чем проблема

Преобразование является одним из видов реорганизации компании (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Пунктом 4 ст. 57 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Таким образом, в результате реорганизации в форме преобразования образуется новое юридическое лицо.

Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация для применения УСН должна уведомить налоговый орган о переходе на данный спецрежим не позднее 30 календарных дней с даты постановки ее на учет в налоговом органе. Однако в результате преобразования компания фактически остается прежней, меняется только ее организационно-правовая форма. При этом права и обязанности компании в отношении других лиц не изменяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ). В связи с этим возникает вопрос: обязана ли компания, которая до преобразования применяла УСН, снова подавать уведомление о переходе на УСН?

Такое же мнение высказывали и московские налоговики (письма УФНС России по г. Москве от 23.11.2011 № 16-15/112995@, от 08.10.2010 № 16-15/105637). Однако ФНС России в рассматриваемом решении заняла иную позицию.

Суть спора

Компания, находящаяся на УСН, была преобразована 3 июля 2017 г. После преобразования она продолжила применять данный спецрежим, не уведомляя об этом налоговую инспекцию. В декабре компания получила от налоговиков требование о подаче налоговой декларации по налогу на прибыль за девять месяцев 2017 г.

Полагая, что требования налоговиков незаконны, компания обратилась с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Но он оставил жалобу без удовлетворения. Тогда компания направила жалобу в ФНС России. Обосновывая свое право на УСН, компания привела следующие аргументы.

Главой 26.2 НК РФ не регламентирован порядок применения УСН в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования. Из положений Гражданского кодекса и ст. 50 НК РФ следует, что при преобразовании к правопреемнику переходят все права и обязанности его предшественника, при этом права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не прекращаются и не изменяются. Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих переход права на применение УСН в порядке универсального правопреемства. Таким образом, в случае преобразования право на применение УСН в составе всего объема прав и обязанностей реорганизованного юридического лица переходит к правопреемнику. Поэтому компания вправе после преобразования продолжить использование УСН без подачи уведомления о переходе на данный спецрежим.

Мнение ФНС России

Правовая позиция Верховного суда

В определении, на которое сослались налоговики, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда рассмотрела аналогичную ситуацию: компания после реорганизации в форме преобразования продолжила применять УСН, не подавая при этом в налоговый орган уведомление о переходе на данный спецрежим.

Суды трех инстанций посчитали, что компания не имела права использовать УСН, поскольку в результате преобразования возникла новая организация, которая может перейти на данный спецрежим лишь при условии подачи соответствующего уведомления в срок, установленный п. 2 ст. 346.13 НК РФ.

Верховный суд решения нижестоящих судов отменил. Он указал, что в силу п. 6 и 7 ст. 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. В рассматриваемом случае суды применили п. 2 ст. 346.13 НК РФ, которым установлена обязательность уведомления о переходе на УСН для вновь созданных организаций. Но из содержания данной нормы однозначно не следует, что ее положения должны применяться к организациям, поставленным на налоговый учет в результате реорганизации в форме преобразования.

Учитывая изложенное, при отсутствии в главе 26.2 НК РФ специальных правил, регулирующих применение УСН в случае реорганизации, компания обоснованно исходила из сохранения у нее в неизменном состоянии права на использование данного специального налогового режима.

Верховный суд также указал, что компания однозначно выразила свое намерение продолжить применение УСН, исчислив авансовый платеж по специальному налоговому режиму и совершив действия по его уплате в бюджет. Волеизъявление налогоплательщика относительно сохранения за ним права на УСН должно быть учтено налоговым органом, поскольку применение данного специального налогового режима носит уведомительный, а не разрешительный характер.

Эта правовая позиция нашла отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 04.07.2019. Верховный суд рекомендовал судам учитывать приведенные в обзоре позиции в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению подобных категорий споров.

МИНФИН: ЮРЛИЦО, КОТОРОЕ ДО РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИМЕНЯЛО «УПРОЩЕНКУ», ОБЯЗАНО ЗАНОВО УВЕДОМИТЬ О СВОЕМ НАМЕРЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УСН

Чиновники рассуждают следующим образом. Реорганизация юридического лица в форме преобразования (изменение организационно-правовой формы) считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Об этом сказано в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Поскольку при преобразовании возникает новое юридическое лицо, то на него распространяется порядок перехода на УСН, который предусмотрен пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ для вновь созданных организаций. В нем сказано, что вновь созданная организация может уведомить о переходе на УСН в тридцатидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае она будет вправе применять «упрощенку» с даты постановки на учет.

Таким образом, несмотря на то, что до реорганизации налогоплательщик применял УСН, после преобразования правопреемник, который намерен использовать «упрощенку», обязан уведомить инспекцию о переходе на данный специальный налоговый режим в течение 30 дней. Если этот срок пропущен, юрлицо должно применять общий режим налогообложения и уплачивать, соответственно, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и другие виды налогов.

Это интересно:  Как узнать на какой системе налогообложения находится ип

Реорганизация упрощенца»

Под реорганизацией понимается прекращение или изменение правового положения юридического лица (юридических лиц), влекущее переход прав и обязанностей этого юридического лица к другому лицу (лицам). Реорганизация юридического лица проводится по разным причинам и в разной форме.

К первой группе относятся формы реорганизации, в результате которых реорганизуемое юридическое лицо (лица) прекращает свое существование: слияние, разделение, преобразование (пункты 1, 3, 5 ст. 58 ГК РФ).

Вторую группу образуют формы реорганизации, в результате которых статус реорганизуемого юридического лица (одного из реорганизуемых) сохраняется: выделение, присоединение (пункты 2 и 4 ст. 58 ГК РФ).

Организация, применяющая УСН, безусловно, также может быть участником процесса реорганизации в той или иной степени. В этой статье мы изучим некоторые проблемы, с которыми может при реорганизации столкнуться «упрощенец» и подскажем, как эти проблемы решить.

Формы реорганизации, отнесенные нами к первой группе, объединяет то, что в результате реорганизации ранее существовавшее юридическое лицо (лица) ликвидируется, а на его (их) базе возникает новая организация (организации). Для наглядности поясним это следующими схемками.

Реорганизуемых организаций может быть и более двух.
Новых организаций может быть и более двух.

Предположим, что реорганизованная организация (организации) была «упрощенцем». Переходит ли право применения УСН к новой (новым) организации?

Нет, режим налогообложения вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица никак не зависит от режима налогообложения, который применял его предшественник.

У новой организации есть право выбора, как у всех вновь созданных организаций: применять «упрощенку» с момента своего создания, воспользовавшись порядком перехода на УСН, предусмотренным п. 2 ст. 346.13 НК РФ, либо применять общий режим.

В первом случае организации следует подать в налоговый орган по своему местонахождению заявление о переходе, указав в нем выбранный объект налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». Сделать это она должна в пятидневный срок с даты постановки организации на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Этот вариант возможен при условии, что нормами п. 3 ст. 346.12 НК РФ ей не запрещено переходить на УСН.

Свою позицию суды аргументируют тем, что при универсальном правопреемстве к вновь возникшему юридическому лицу переходит и право реорганизованного юридического лица на применение УСН (ст. 58 ГК РФ).

На наш взгляд, эти суды не правы. В порядке универсального правопреемства к вновь созданной организации переходят права, предусмотренные гражданским законодательством. К налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

Налоговое же законодательство (в данном случае — глава 26.2 НК РФ) устанавливает, что вновь зарегистрированное юридическое лицо имеет право применять УСН либо с момента своего создания, либо с начала календарного года.

При переходе на УСН у организации есть право выбора объекта налогообложения: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов». При этом объект налогообложения не может меняться в течение трех лет с начала применения УСН (п. 2 ст. 346.14 НК РФ). Как мы выяснили выше, при преобразовании возникает новое юридическое лицо, которое при желании может применять УСН так же, как это делал его предшественник — реорганизованная компания. Только это новое юридическое лицо может выбрать другой объект налогообложения по сравнению с тем, который применял его предшественник

Таким образом, реорганизация в форме преобразования является для организации, применяющей УСН, легальным способом поменять объект налогообложения раньше чем через три года. Для этого нужно изменить организационно-правовую форму организации: например, ЗАО перерегистрировать в ООО или наоборот.

Ту же форму реорганизации могут использовать «нетерпеливые» организации, которые хотят перейти на «упрощенку», не дожидаясь начала следующего года.

Финансовое ведомство неоднократно обращало внимание налогоплательщиков также на следующий момент.
В соответствии со ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняет его правопреемник (правопреемники). При преобразовании правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (п. 9 ст. 50 НК РФ).

Тот факт, что организация-правопреемник обязана перечислить в бюджет сумму единого налога за своего предшественника, отнюдь не свидетельствует о том, что сама эта организация также должна быть «упрощенцем».

Как нам представляется, Минфин России имел в виду следующее.

Пример.
Предположим, что ЗАО было преобразовано в ООО. При этом ЗАО применяло УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Его правопреемник (ООО) также является «упрощенцем», но с объектом налогообложения «доходы». ООО зарегистрировано 31 января 2007 г.

А вот с учетом расходов по уплате налогов за реорганизованное юридическое лицо у нового «упрощенца» могут возникнуть проблемы. Так, ФАС Поволжского округа рассмотрел следующий спор такого налогоплательщика с налоговым органом.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) в результате реорганизации стало правопреемником производственного кооператива, в том числе в части его обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

См. Приказ Минфина России от 08.12.2006 N 168н.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ

При формах реорганизации, отнесенных нами ко второй группе, реорганизуемое юридическое лицо не ликвидируется. Это наглядно отражено на следующих схемах.

Выделившихся новых организаций может быть несколько.

При выделении или присоединении режим налогообложения организации (на схемах — реорганизуемая организация), из которой выделяется или к которой присоединяется другая организация, не меняется. То есть организация, которая до реорганизации находилась на «упрощенке», вправе продолжать применять ее и после реорганизации. Главное здесь — проверить, не повлияла ли реорганизация на соответствие «упрощенца» требованиям, установленным п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

Напомним некоторые из них.

Во-вторых, доля участия других организаций в уставном капитале правопреемника не может составлять более 25% (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В-третьих, средняя численность работников этой организации за налоговый (отчетный) период не может быть более 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Коэффициент-дефлятор на 2007 г. (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360).

В-четвертых, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации, определяемая по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

При нарушении требований, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ, реорганизуемая организация утрачивает право на применение УСН и должна вернуться на общий режим с начала того квартала, в котором допущено превышение лимита доходов или иное несоответствие требованиям п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Очевидно, что наибольший риск «вылететь с упрощенки» возникает у организации, к которой присоединяется другая организация. В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ к ней переходят права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.

Поэтому средняя численность работников организации-правопреемника возрастает за счет работников присоединенной организации и может превысить установленный лимит. То же самое может произойти и с остаточной стоимостью ОС правопреемника после того, как он принял к себе на баланс основные средства присоединяемой организации.

Пример.
Организация А применяет УСН. Остаточная стоимость ее основных средств по данным бухгалтерского учета на 1 января 2007 г. равна 60 млн руб.

В феврале 2007 г. организация А реорганизована путем присоединения к ней организации Б. В соответствии с передаточным актом организацией Б переданы на баланс организации А основные средства, остаточная стоимость которых составляет 43 млн руб.

Запись о прекращении деятельности организации Б в ЕГРЮЛ внесена 5 марта 2007 г. На эту дату организацией А сформирована вступительная бухгалтерская отчетность, по данным которой остаточная стоимость ее основных средств стала составлять 103 млн руб. (60 млн руб. + 43 млн руб.).

Поскольку организация А перестала соответствовать требованиям, установленным подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, она обязана вернуться на общий режим налогообложения с 1 января 2007 г.

Что касается организации-«упрощенца», из которой выделяется другая организация, то вероятность принудительного возврата этой организации на иной режим налогообложения после реорганизации, наоборот, снижается. В соответствии с разделительным балансом она отдает часть своего имущества (в том числе основных средств) новой организации; количество работников у нее также уменьшается.

Отметим также, что новая организация, образованная в результате выделения, вправе самостоятельно решить, какой режим налогообложения она будет применять.

В состав основных средств и НМА включается имущество, признаваемое амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.

Свежая «арбитражка»: УСНО «по наследству» не передается

Автор: Н. В. Никифорова

О том, что фирма намерена использовать УСНО, налоговиков нужно уведомить заранее. Касается ли данное условие правопреемников, реорганизованных в форме преобразования юридических лиц, если последние до смены организационно-правовой формы применяли УСНО?

УСНО – довольно популярный у налогоплательщиков специальный налоговый режим. Его привлекательность обусловлена прежде всего тем, что в отношении всей деятельности или ее части вместо нескольких налогов уплачивается всего один (за некоторыми исключениями). Соответственно, облегчается налоговый учет, ведь налоговую базу приходится исчислять по единому налогу. Правда, на применение УСНО могут рассчитывать только лица, выполнившие определенные условия, закрепленные в гл. 26.2 НК РФ[1]. Своевременное уведомление налогового органа о намерении использовать спецрежим – одно из них. А касается ли данное условие компаний – правопреемников реорганизованных в форме преобразования юридических лиц, если последние до смены организационно-правовой формы применяли УСНО?

Начнем с того, что нормами налогового законодательства данный вопрос не урегулирован. Поэтому однозначно ответить на него не представляется возможным. Заметим, что контролирующие органы достаточно давно сформулировали свою позицию, которую не подвергают сомнению многие годы. А вот среди арбитров единства не наблюдается, хотя в последнее время они чаще соглашаются с точкой зрения чиновников.

Позиция контролеров

Суть разъяснений, содержащихся в данных письмах, сводится к следующему. Поскольку в силу положений ст. 57 ГК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое (то есть при изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на последнее распространяется порядок перехода на УСНО, который предусмотрен п. 2 ст. 346.13 НК РФ для вновь созданных организаций. Такие организации при соблюдении положений п. 3 ст. 346.12 НК РФ вправе в установленный срок (в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет) уведомить контролеров о выборе УСНО в качестве применяемой системы налогообложения.

Таким образом, компания, реорганизованная путем преобразования (например, из ЗАО в ООО), которая до смены организационно-правовой формы была «упрощенцем», вправе продолжать применять спецрежим только при соблюдении порядка, установленного гл. 26.2 НК РФ для перехода на УСНО вновь созданными организациями. В противном случае (если уведомление вовсе не подано в налоговый орган или подано, но с нарушением срока) правопреемник не может на законных основаниях исчислять налоги в соответствии с УСНО в том налоговом периоде, на который приходится момент завершения реорганизации. Значит, применение спецрежима откладывается до начала следующего календарного года – при условии, что с подачей уведомления в этот раз компания не опоздает.

Мнение арбитров

Мы проанализировали имеющуюся в открытом доступе судебную практику и выявили как поддерживающие точку зрения контролеров решения, так и противоположные ей.

Это интересно:  Какие вещи не имеют права изымать судебные приставы

Добавим, что до 2013 года п. 2 ст. 346.13 НК РФ предусматривал иные сроки уведомления налоговиков вновь созданными организациями о реализации права на применение УСНО (не 30 календарных дней, как сегодня, а 5 рабочих). Это, полагаем, не имеет принципиального значения для разрешения арбитрами обозначенных споров.

Между тем есть другое обстоятельство (о нем скажем чуть позже), которое значительно влияет на подход арбитров.

Представим результат анализа правоприменительной практики в табличной форме.

Правопреемник реорганизованного «упрощенца»
не уведомил инспекцию о переходе на спецрежим

Позиция 1: можно продолжить применение УСНО

Позиция 2: нельзя применять УСНО до начала следующего налогового периода

Постановления ФАС УО:

Постановления АС ЗСО:

Постановления АС СЗО:

Рассмотрим подробно каждую из названных точек зрения.

Позиция 1: для продолжения применения УСНО уведомлять налоговый орган не требуется

В качестве аргументов судебные органы привели следующие доводы.

1. Отсутствие заявления налогоплательщика о переходе на «упрощенку» при совершении иных действий, свидетельствующих о применении данного спецрежима с момента государственной регистрации юридического лица после его реорганизации в виде преобразования, не влечет запрета на использование УСНО и возникновения обязанностей по представлению деклараций по налогам, подлежащим уплате при ОСНО.

Это как раз то важное обстоятельство, о котором мы упоминали выше. До 01.01.2013 «упрощенка» применялась в заявительном порядке, и хотя в п. 2 ст. 346.13 НК РФ были установлены конкретные сроки для соблюдения данного порядка, последствия их нарушения законом не были определены. В результате судьи, руководствуясь нормами п. 7 ст. 3 НК РФ о том, что все неясности и неопределенности закона трактуются в пользу налогоплательщика, приходили к выводу: установленные сроки не являются пресекательными. К тому же отсутствие заявления, по сути, не мешает налогоплательщику фактически применять УСНО, ведь такого условия для перехода на спецрежим в гл. 26.2 НК РФ просто не было.

Теперь дело обстоит иначе. С 2013 года п. 3 ст. 346.12 НК РФ пополнился новой нормой – пп. 19, в котором четко прописано: при нарушении сроков уведомления инспекции о реализации права на использование «упрощенки» спецрежим применять нельзя. Поэтому на данный довод арбитров налогоплательщику – правопреемнику преобразованной организации опираться уже нельзя.

Это интересно:  Долги У Судебных Приставов И Работа Ип

2. В силу абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ.

Отсюда вывод: поскольку правопреемство при преобразовании юридического лица путем изменения организационно-правовой формы носит универсальный характер, к вновь возникшей организации наряду с другими правами переходит право реорганизованного юридического лица на применение УСНО.

К тому же нормами гл. 26.2 НК РФ не предусмотрена обязанность правопреемника на подачу заявления о переходе на спецрежим, если правопредшественник до реорганизации находился на УСНО.

Однако, полагаем, применить данный довод судей в качестве обоснования права на продолжение применения правопреемником УСНО без уведомления об этом налоговиков вряд удастся. Свежая правоприменительная практика свидетельствует: позиция судей поменялась коренным образом. Теперь те же нормы они трактуют иначе (хотя поправки в закон в этой части не вносились).

Позиция 2: право на применение УСНО от правопредшественника к правопреемнику автоматически не переходит

1. Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При этом в силу п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента госрегистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность.

Порядок и условия начала и прекращения применения УСНО установлены ст. 346.13 НК РФ, согласно п. 2 которой вновь со­зданная компании должна уведомить о переходе на данный спецрежим не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Из перечисленных норм гражданского и налогового законодательства следует: поскольку при преобразовании возникает новое юридическое лицо, правопреемник реорганизованного «упрощенца» должен вновь уведомить инспекцию о реализации права на применение УСНО. Причем в том же порядке, что предусмотрен для вновь созданных организаций (правда, при условии соблюдения положений п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Несоблюдение данного порядка (то есть нарушение установленного п. 2 ст. 346.13 НК РФ срока) в силу пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ влечет безусловный отказ в применении УСНО (запрет).

Обратили внимание – данный довод практически дословно повторяет мнение контролирующих органов из вышеупомянутых писем?

2. Положения ст. 50 НК РФ предусматривают правопреемство в отношении налоговых платежей, обязанность по уплате которых возникла у преобразованного юрлица до его реорганизации. Но! Эта норма не устанавливает возможность перехода к новой организации в порядке правопреемства режима налогообложения, ранее выбранного правопредшественником.

Делая свои выводы, суды руководствуются позицией КС РФ, высказанной в Определении от 29.01.2015 № 200-О. Здесь отмечено: с учетом положений ст. 57 Конституции РФ в п. 1 ст. 50 НК РФ федеральный законодатель предусмотрел, что при реорганизации юрлица обязанность по уплате налогов исполняется его правопреемником (правопреемниками). Такое правовое регулирование установлено с учетом возникающего в процессе реорганизации перехода обособленного имущества организации-правопредшественника, которым она должна отвечать по своим обязательствам, к организации-правопреемнику. Это позволяет эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога. Иные вопросы, связанные с осуществлением отдельных мероприятий налогового контроля, указанное законоположение не регулирует.

Таким образом, согласно п. 9 ст. 50 НК РФ при преобразовании одного юрлица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица признается возникшая организация лишь в части исполнения обязанностей по уплате налогов прекратившего свою деятельность правопредшественника. Иными словами, применяемая до реорганизации система налогообложения «по наследству» не передается. Ее выбор является правом вновь образованного юридического лица. Значит, последний вправе применять УСНО только при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 346.13 НК РФ (то есть путем подачи в налоговый орган соответствующего заявления).

Иных правил применения анализируемого режима налогообложения действующее законодательство не предусматривает. Ведь возможность реализации права перехода на УСНО не ставится в зависимость от способа со­здания юридического лица. В силу пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации, не уведомившие о переходе на «упрощенку» в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ, не вправе применять УСНО. При отсутствии волеизъявления о переходе на какой-либо спецрежим организация должна применять ОСНО.

Подведем итоги. Арбитражная практика 2015 и 2016 годов свидетельствует, что реорганизация юридического лица в форме преобразования не позволяет правопреемнику без осуществления действий, прописанных в гл. 26.2 НК РФ, реализовать право на применение УСНО. Причем анализ судебных актов показывает, что позиция арбитров по обозначенной проблеме не отличается единством. Как правило, судьи первой и апелляционной инстанций придерживаются позиции 1. И только благодаря окружным арбитрам начинает формироваться устойчивая правоприменительная практика, согласно которой мнения контролеров и судей не противоречат друг другу.

Руководствуясь положениями п. 1, 9 ст. 50, гл. 26.1 НК РФ, п. 5 ст. 58, п. 1 ст. 59 ГК РФ, судьи пришли к выводу, что правопреемник не является вновь созданной организацией, поскольку он возник вследствие реорганизации в форме преобразования из одной организационно-правовой формы в другую. Фактически оставаясь сельхозтоваропроизводителем, новое общество сохранило тот же профиль деятельности. Значит, у него нет обязанности подавать в налоговый орган уведомление о переходе на указанный спецрежим, которая для вновь созданных организаций установлена п. 2 ст. 346.3 НК РФ.

[1] Подробно об УСНО рассказано в статье «Для тех, кто еще не определился с режимом налогообложения» в этом номере журнала.

[2] Направлено для сведения и использования в работе нижестоящими налоговыми органами Письмом ФНС России от 07.09.2015 № ГД-4-3/15711.

Статья написана по материалам сайтов: itsyour.ru, www.klerk.ru, www.audit-it.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий