Объекты и субъекты авторского права: виды и классификация

Читайте также:

  1. VI.3. Наследственное право: основные институты
  2. VII. По степени завершенности процесса воздействия на объекты защиты
  3. Авторское право — правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.
  4. Авторское право.
  5. Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
  6. Акты применения права: понятие, признаки, виды
  7. Англо-саксонское авторское право
  8. Арбитражное соглашение — понятие, виды, применимое право.
  9. Архитектурные стили, понятие, признаки, виды. Основные стили белорусской архитектуры.
  10. Афферентный – понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.
  11. Б. Животные и незрелые в половом отношении лица как сексуальные объекты

Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения, связанные с признанием авторства на произведения науки, литературы, искусства, а также с установлением режима их использования, наделением авторов неимущественными и имущественными правами и их защитой.

Исходя из данного определения можно выделить следующие функции авторского права:

признание авторства на произведения науки, литературы и искусства. Авторство признается за физическим лицом, трудом которого создано произведение. Однако законодательство не дает четкого определения понятия произведение», но предъявляет к нему следующие требования: произведение должно быть результатом творческой деятельности и должно существовать в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко-, видеозаписи, объемно-пространственной). Охрана произведений осуществляется с момента их создания;

установление режима использования произведений. Нормы авторского права регламентируют, кто и на каких условиях использует то или иное произведение — права автора, наследников, третьих лиц;

наделение авторов и иных правообладателей личными и имущественными правами. Авторское право наделяет авторов личными неимущественными правами — на авторство, на имя, на обнародование, на защиту репутации автора, а также имущественными правами — на воспроизведение, на распространение, на импорт, на перевод и др.;

защита данных прав. Нормы авторского права устанавливают его защиту путем привлечения к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Источники авторского права.

Источниками авторского права являются принятые на основе Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов государственной власти.

Основными актами являются:

Федеральный закон от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. от 19 июля 1995 г.);

Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»;

Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. N 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;

Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. N 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности»;

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» и др.

Одним из источников авторского права являются международные договоры. К авторским отношениям применяются правила, в соответствии с которыми международные договоры имеют приоритет над нормами гражданского права в случае их противоречия. К таким источникам относятся:

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (с изм. от 2 октября 1979 г.);

Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (с изм. от 24 июля 1971 г.);

Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (от 24 сентября 1993 г.) и др.

Объекты авторского права

Объекты авторского права — произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой умственной деятельности, независимо от его назначения и достоинства, а также способа выражения.

Особенности объектов авторского права:

произведение признается результатом творческой умственной деятельности, когда оно создано путем умственной работы, а не физической;

объективная форма произведения — письменная (рукопись, ноты), устная (публичное исполнение), звуко- или видеозапись (цифровая, магнитная), объемно-пространственная (скульптура, макет).

Виды объектов авторского права:

драматические, музыкальные, сценарные произведения;

аудиовизуальные произведения (кино, видеофильмы);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна;

произведения декоративно-прикладного искусства;

произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы.

Следует отметить такие произведения, как:

производные — непосредственно связанные с другим произведением, являются их новой формой — рефераты, резюме, переводы, обработки, аранжировки;

составные — результат творческого труда по сбору, подбору и расположению в определенном порядке исходных материалов — энциклопедии, базы данных.

Существует ряд произведений, которые не являются объектами авторского права. Это вызвано тем, что использование данных произведений не может зависеть от одного или нескольких лиц или определить непосредственного автора не представляется возможным. К таким произведениям относятся:

официальные документы (законы, судебные решения, иные нормативные правовые акты);

государственные символы и знаки (флаги, гербы, денежные знаки);

произведения народного творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Объекты авторского права могут быть как обнародованными, так и не обнародованными. Данное условие не является существенным для установления гражданско-правовой защиты авторского права на произведение.

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права являются: создатели произведений; работодатели; правопреемники; другие лица, приобретшие авторские права по закону или договору.

У создателей авторское право на произведение возникает в результате самого факта его создания. При этом не требуется регистрации или иного специального оформления этого произведения. О своем праве на произведение создатель оповещает с помощью:

латинской буквы «С» в окружности c;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

года первого опубликования произведения.

Данные элементы размещаются на каждом экземпляре произведения.

Презумпция авторства — при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Соавторство — создание произведения творческим трудом двух или более лиц. При этом произведение может представлять собой одно неразрывное целое (нераздельное соавторство) или состоять из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство). Право на использование произведения принадлежит соавторам совместно — по соглашению (при целом нераздельном соавторстве) или по своему усмотрению на созданную им самостоятельную часть произведения (при раздельном соавторстве).

Составители сборников, переводчики и авторы иных составных, производных произведений приобретают исключительное авторское право на осуществленные ими подбор и расположение материалов, перевод, переделку или другую переработку. Они пользуются авторским правом при условии соблюдения прав авторов используемых ими произведений.

Авторское право на служебные произведения, т.е. созданные в процессе выполнения трудовой обязанности или служебного задания, принадлежит как автору, так работодателю. Автор имеет лишь личные неимущественные права, а работодатель — исключительные права на использование служебного произведения, в том числе вправе при любом использовании произведения указывать свое наименование. Взаимоотношения между работодателем и автором (размер авторского вознаграждения, порядок их выплат и др.) определяются договором.

Правопреемники и другие лица. Поскольку авторское право переходит по наследству, наследники умершего автора также являются субъектами авторского права. Не переходят по наследству право авторства, права на имя и на защиту репутации автора, но наследники вправе осуществлять защиту указанных прав.

Кроме того, авторское право может переходить в порядке договорных отношений. При заключении авторского договора субъектами авторского права становятся физические и юридические лица, которые могут осуществлять имущественные права вместо автора.

Понятие и виды прав автора

Личные неимущественные права. Имущественные права.

К личным неимущественным правам автора относятся права:

авторства — признание автором созданного произведения;

на имя — использование произведения под своим подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени (анонимно);

на обнародование — обнародование или разрешение обнародования произведение в любой форме, включая право на отзыв. Отозванное произведения считается не обнародованным;

на защиту репутации — защита произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Данное право осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, предусматривающим защиту чести, достоинства и деловой репутации.

Данные права могут принадлежать исключительно авторам произведений и не зависят от имущественных прав или их переуступки.

К имущественным правам относятся права: на воспроизведение, на распространение, на импорт, на публичный показ, на публичное исполнение, на передачу в эфир, на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, на перевод, на переработку.

воспроизведение — изготовление одного или более экземпляров произведения в любой форме;

распространение — реализация различными способами (продажа, сдача в прокат);

импорт — ввоз из-за границы с целью распространять произведение;

публичный показ — показ, демонстрация произведения непосредственно, на экране с помощью технических средств;

публичное исполнение — звуковое исполнение произведения перед неопределенным кругом лицом;

передача в эфир — сообщение произведения путем передачи в эфир;

сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю — сообщение произведения по кабелю, т.е. только для абонентов того или иного канала;

перевод — изменение языковой формы произведения как самостоятельно, так и разрешение сделать это другим лицам;

переработка — переделка, аранжировка или иная переработка произведения самостоятельно или разрешение сделать это.

Сроки в авторском праве

Общий срок действия авторского права — в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти (или смерти его последнего соавтора). Исключением являются личные неимущественные права, которые охраняются бессрочно.

Срок охраны авторского права исчисляется с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для течения срока (создание произведения, смерть автора).

Если автор неизвестен (произведения опубликованы анонимно или под псевдонимом), то авторское право охраняется в течение 50 лет с момента обнародования произведения. Однако если автор раскроет свое имя, к защите его прав будет применяться общий срок охраны.

Произведение, выпущенное в свет уже после смерти автора, будет охраняться в течение 50 лет после его выпуска.

Особенности охраны прав автора:

который был репрессирован и реабилитирован посмертно, — срок охраны начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации;

участвовавшего в Великой Отечественной войне и работавшего в то время — срок охраны продлевается на 4 года.

По истечении срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние и могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

По авторскому договору одна сторона — автор за вознаграждение передает другой стороне имущественные права на использование созданного им произведения. Предметом такого договора не могут быть права на произведения, которые автор создаст в будущем.

Существенные условия авторского договора:

способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

срок и территория, на которые передается право;

размер вознаграждения и (или) порядок определения этого размера за каждый способ использования произведения, порядок и сроки выплаты;

другие условия по соглашению сторон.

Авторский договор может быть заключен с передачей исключительных прав другому лицу (по такому договору лицо может использовать произведение в установленном порядке определенными способами, а также имеет право запрещать подобное использование другим лицам) или на основе передачи неисключительных прав (использование произведения лицом допускается наравне с другими пользователями таким же способом).

Если в договоре прямо не указывается, на какой основе передаются права, то они считаются переданными на неисключительной основе.

В свою очередь, лицо, получившее по договору право на использование имущественных прав автора, может передать их другому лицу, но только если это прямо предусмотрено в авторском договоре.

Срок договора определяется сторонами. Если условие о сроке отсутствует, то по истечении 5 лет автор может расторгнуть данный договор, предварительно письменно предупредив об этом пользователя за 6 месяцев.

Вознаграждение автора может устанавливаться в виде как зафиксированной суммы, так и процентов от дохода за тот или иной способ использования. Стороны могут предусмотреть и иную форму выплаты вознаграждения. При этом минимальные его ставки устанавливаются Правительством РФ, а если вознаграждение предполагается в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть определен максимальный тираж произведения.

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Исключением является договор на использование произведения в периодической печати, который может быть заключен в устной форме.

Ответственность по авторскому договору предусматривает, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении виновная сторона обязана возместить убытки другой стороны, включая упущенную выгоду.

Одним из видов авторского договора является авторский договор заказа, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику, а заказчик, в свою очередь, выплатить автору аванс на условиях, предусмотренных в договоре.

Данный договор обладает некоторой спецификой. Так, по общему правилу предметом авторского договора не может быть произведение, которое будет создано в будущем. Однако по договору заказа предполагается, что произведение уже задумано автором, т.е. имеет название, жанр, сферу применения и т.д., хотя и не существует в законченном виде.

Договор заказа должен содержать все существенные условия авторского договора, в то же время предусматривает ограниченную ответственность автора. При невыполнении заказа автор обязан возместить заказчику причиненный ему реальный ущерб, но не упущенную выгоду.

Условия свободного использования произведений авторского права

При реализации своих прав автор претерпевает и ряд некоторых ограничений, которые выражаются в праве третьих лиц использовать произведения без согласия авторов и без выплаты им вознаграждения. В ряде случаев при таком использовании обязательным условием являются указание имени автора, использование только части произведения и др. Перечислим следующие способы свободного использования произведений авторского права.

Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: допускается свободное воспроизведение обнародованного произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях. Исключением является произведения архитектуры (здания, сооружения), базы данных, программы для ЭВМ (за некоторыми исключениями), репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов.

Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: допускаются следующие виды использования произведений с обязательным указанием имени автора:

цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, критических и информационных целях;

использование в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;

воспроизведение в газетах, передача в эфир ранее опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам;

воспроизведение в газетах, передача в эфир публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений;

воспроизведение произведений для слепых специальными способами (рельефно-точечным шрифтом) без извлечения прибыли.

Использование произведений путем репродуцирования: допускается репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

библиотеками и архивами для восстановления и замены утраченных или испорченных экземпляров;

отдельных статей и малообъемных произведений библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;

отдельных статей и малообъемных произведений образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения: в отношении произведений, расположенных в местах открытых для свободного посещения (в музеях, выставках), допускается их свободное воспроизведение и передача в эфир, за исключением использования их в коммерческих целях.

Свободное публичное исполнение: допускается свободное исполнение музыкальных произведений в оправданном объеме во время официальных и религиозных церемоний, а также на похоронах.

Свободное воспроизведение для судебных целей: в целях судебного производства допускается использование произведений без согласия автора.

Свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания: при получении права на передачу в эфир произведения организация эфирного вещания имеет право без согласия автора перезаписывать данное произведение для собственных передач. По истечении 6 месяцев организация должна уничтожить такую запись, если иное не согласовано с автором.

Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ: любое лицо, правомерно владеющее программой ЭВМ или базой данных, может:

вносить в нее изменения, необходимые для ее функционирования на технических средствах пользователя;

изготавливать ее копию, предназначенную только для замены утерянного, уничтоженного или непригодного к использованию оригинала или в архивных целях.

Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора с выплатой авторского вознаграждения: изготовители и импортеры оборудования (аудио- и видеомагнитофонов) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленок и кассет, лазерных дисков, компакт-дисков) могут без согласия авторов, но с обязательной выплатой вознаграждения воспроизводить аудиовизуальные произведения или звукозаписи. Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Если соглашением не предусмотрено иное, вознаграждение распределяется в следующей пропорции: 40% — авторам, 30% — исполнителям, 30% — производителям фонограмм.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)

Авторское право. Права, смежные с авторскими

Объекты авторского права

1. Нормами гл. 70 ГК регулируются отношения, возникающие по поводу таких результатов интеллектуальной деятельности, как произведения. К сожалению, российский закон не содержит общего определения произведения. Даны определения лишь отдельных их видов: аудиовизуального, программы для ЭВМ и базы данных (п. 2 ст. 1260, ст. 1261 и 1263 ГК). Нет определения произведения и в законодательстве других стран, в международных конвенциях, в которых участвует наша страна. При этом в законе всегда содержались признаки произведения. Охраняться может не любой результат мыслительной деятельности, а только тот, который этими признаками обладает, иначе говоря, отвечает критериям охраноспособности произведения.

2. Первый из них: произведение должно быть результатом творчества (п. 7 ст. 1259 ГК). Понятие творчества в законе не дается. Обычно оно определяется как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. В соответствии со ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре (Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I) творческая деятельность – это создание культурных ценностей и их интерпретация. В широком понимании – это создание чего-либо нового, ранее не существовавшего, либо новая комбинация уже известных элементов.

Это интересно:  Исковое заявление признание утратившим право пользования помещением

Если труд автора действительно был творческим, в итоге обязательно появится что-то новое, оригинальное. Следует заметить, что в разных правовых системах подходы к пониманию оригинальности различаются. Для стран общего права достаточно того, чтобы следующее произведение не было копией предыдущего. В романо-германской системе подход более строгий. Считается, что произведение должно нести отпечаток индивидуальности автора. Как говорил С. Батлер, любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет. А думает и выражает свои мысли каждый человек по-своему. Поэтому творчество и копирование – взаимоисключающие понятия. Произведение искусства уникально по своей природе.

По мнению Э.П. Гаврилова, оригинальны только неповторяющиеся творческие результаты. И.А. Зенин полагает, что оригинальность произведения – это следствие неповторимости индивидуальных способностей автора и самостоятельности его труда. Интересно, что в дореволюционной России охранялись лишь те лекции, которые были подготовлены профессорами.

Итак, итогом самостоятельной творческой деятельности может быть только новое произведение, не похожее на ранее созданные. Достаточен ли уровень творчества для того, чтобы можно было говорить о появлении нового произведения? В неочевидных случаях на этот вопрос могут ответить специалисты в конкретной области искусствознания.

В философии различаются категории формы и содержания. В каждом произведении можно выделить его содержание (например, для литературного произведения – это сюжет) и форму (способ представления этого сюжета с помощью выразительных средств). Что же охраняется авторским правом? По мнению большинства ученых – форма «подачи» содержания. Поэтому сюжет может быть заимствован, использование его другими лицами не нарушает прав первого автора. История культуры знает немало тому примеров. Небольшая новелла П. Мериме «Кармен», написанная им в XIX в., позднее легла в основу либретто одноименной оперы Ж. Бизе. В XX в. композитор Р. Щедрин, используя музыку Ж. Бизе, создал балет на эту же тему. Снято немало фильмов на этот сюжет. Всякий раз менялась художественная форма, а содержание оставалось прежним. Таким образом, авторское право защищает от копирования формы произведения. На сами идеи, концепции (а это и есть содержательная часть произведения) авторское право не распространяется, т.е. они не охраняются, следовательно, могут быть использованы любыми лицами без согласования с автором произведения.

Юридически безразличны назначение и достоинство произведения.

Такая позиция законодателя основана на том, что каждый человек воспринимает, понимает и оценивает произведения искусства по-своему. То, чем восхищается один, может вызывать отвращение у другого.

Давая такую формулировку, закон позволяет уйти от субъективизма при решении вопроса о предоставлении правовой охраны.

3. Второй признак произведения – объективная форма выражения.

Само по себе произведение – идеальный объект. Оно сначала возникает в виде замысла и только потом выражается автором вовне. Теперь оно уже может быть воспринято другими людьми. Форм выражения много: письменная (текст, звукозапись, изображение), устная (публичное исполнение), объемно-пространственная (скульптура) и др.

Способ выражения не имеет юридического значения, он может быть любым. Произведение как бы «едино в двух лицах»: с одной стороны, это нематериальный объект, с другой – вещь, в которой оно воплощено.

Законодательством многих стран, а также в Женевской конвенции этот признак сформулирован иначе: необходимо наличие материальной формы выражения, т.е. произведение должно быть зафиксировано на каком-либо материальном носителе (оригинал произведения, его экземпляры и др.). Следовательно, те результаты творчества, которые не имеют овеществленной формы, не охраняются. В Российской Федерации объектом авторского права признается и то произведение, которое пока не материализовано в какой-либо вещи (стихи прозвучали, танец, музыкальное произведение исполнены, но никак не записаны). Не исключена ситуация, когда кто-либо, обладающий хорошей зрительной или слуховой памятью, единожды увидев (услышав) чужое произведение, затем опубликует его под своим именем, опередив истинного автора.

Наш закон позволяет применить меры защиты и в данной ситуации.

4. Итак, признаков произведения всего два. Результат творчества, отвечающий этим критериям охраноспособности, становится объектом авторского права и получает защиту с момента его создания. Причем это может быть и не законченное произведение (этюд, набросок). Не требуется соблюдение каких-либо формальностей (регистрации, как в патентном праве, какого-либо удостоверения и т.п.). Исключение сделано для программ для ЭВМ и баз данных (ст. 1262 ГК) – они могут быть зарегистрированы, но это право, а не обязанность автора. Ранее по нормам русского авторского права художнику следовало пройти непростую процедуру: свою картину надо было предъявить нотариусу, получить от него удостоверение, затем известить Императорскую академию художеств, которая делала публикацию в своих ведомостях. В США и сегодня охраняются только те произведения, которые зарегистрированы в Бюро охраны авторских прав Библиотеки конгресса США.

5. Охраняется не только произведение в целом, но и его отдельные части при условии наличия у них обоих признаков произведения. Это могут быть оригинальное название произведения, фраза, персонаж.

Не предоставляется охрана официальным документам (в том числе нормативным и судебным актам), их переводам, государственной символике, денежным знакам, произведениям народного творчества, не имеющим конкретных авторов, и сообщениям информационного характера (п. 6 ст. 1259 ГК).

6. Виды произведений. Их классификация может быть проведена по различным критериям, например, по видам искусства (литературные, музыкальные, графические, архитектурные и др.). Законом определен режим таких произведений как производные (созданные в результате переработки оригинального произведения), составные (сборники, например, научных трудов, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты и т.п.), фильмы (по терминологии закона – аудиовизуальные произведения), служебные (созданные в рамках трудовых обязанностей автора), произведения архитектуры и садово-паркового искусства.

В ст. 1240 ГК выделены сложные объекты, такие как театрально-зрелищные мероприятия, мультимедийные продукты и др.

Субъекты авторского права

В теории права традиционно выделяются субъекты первоначального и производного авторского права. Первоначально право возникает у самого автора, которым может быть только физическое лицо, чьим творчеством было создано произведение. Законом введена презумпция авторства – им считается тот, чье имя указано на экземпляре произведения, пока не доказано обратное (ст. 1257 ГК). Если одно произведение создается творческими усилиями нескольких лиц, возникает соавторство. Оно может быть раздельным, при котором можно определить творческий вклад каждого из соавторов. Тогда у каждого из них есть авторское право на свою часть, имеющую самостоятельное значение, а также на все общее произведение. Классический пример – учебники, написанные авторским коллективом. Если же выделить вклад каждого участника творческого процесса невозможно, соавторство считается нераздельным. При нем у каждого соавтора появляется право лишь на произведение в целом. В качестве примера можно назвать произведения братьев Вайнеров, братьев Стругацких.

Субъектами производного авторского права являются правопреемники автора: его наследники, а при жизни автора – контрагенты по договорам.

Содержание субъективного авторского права

1. Авторское право, как и любое субъективное право, предоставляет его правообладателю определенные возможности. Если в содержание субъективного права собственности входит три возможности, то в авторском праве их значительно больше, поэтому удобнее будет их классифицировать.

2. Исключительное право. Это единственное имущественное право из всех авторских правомочий. Его содержание составляет возможность использовать произведение в любой форме и любым законным способом (п. 1 ст. 1270 ГК). В указанной статье дан перечень возможных способов использования произведения. Их 11, но перечень не закрытый, поэтому могут быть и иные.

По своей природе это абсолютное право (можно сказать, монопольное), как и право собственности. В.А. Дозорцев относил его к одной из ветвей абсолютных прав. Сказанное означает, что использовать произведение может только сам правообладатель, все остальные – лишь с его согласия, т.е. путем заключения с ним договора. Поэтому любое бездоговорное использование является нарушением авторского права. Из этого общего правила есть исключения – случаи свободного (без заключения соглашения) использования, предусмотренные ст. 1273–1279 ГК. Это ограничение свободы автора установлено в интересах общества, которое заинтересовано в максимальной доступности произведений. Еще одним противовесом власти автора является установление срока действия исключительного права. Оно (право) существует с момента создания произведения и прекращается по истечении 70 лет после смерти автора. Точнее, этот срок по общему правилу начинает течь с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Затем произведение становится общественным достоянием, и его может использовать любое лицо без заключения договора с наследниками автора и без выплаты вознаграждения.

Исключительное право оборотоспособно, оно может перейти к другим лицам по договору либо в порядке универсального правопреемства (при наследовании или реорганизации юридического лица – правообладателя).

Для оповещения о наличии исключительного права может быть проставлен знак охраны авторского права в виде латинской буквы «С» в окружности (от англ. copyright) c указанием правообладателя и года опубликования.

3. Помимо имущественного (исключительного) права у автора одновременно появляются и личные неимущественные права (по законодательству других стран – моральные). Они сродни обычным гражданско-правовым правам такого рода: принадлежат личности как таковой, непередаваемы и не имеют срока действия, поэтому охраняются бессрочно. Если имущественное право возникает лишь одно, то личных неимущественных прав появляется сразу несколько:

1) право авторства – это возможность считаться создателем (творцом) произведения;

2) право на имя – это возможность, предоставленная только автору, выбрать по своей воле один из трех вариантов: указать собственное имя или псевдоним (вымышленное имя) либо совсем не указывать имени (выпустить произведение в свет анонимно);

3) право на обнародование – это возможность довести произведение до сведения неопределенного круга лиц, ознакомить с ним общество.

Способы обнародования могут быть различными. Авторским правом охраняются и необнародованные произведения, поэтому при жизни только автор может принять решение об его обнародовании. После смерти автора это могут сделать его правопреемники при условии, что обнародование не будет противоречить воле автора, которую он выразил письменно. Например, он в дневнике сделал запись о своем нежелании выпускать произведение в свет;

4) право на отзыв – это возможность для автора, сначала приняв решение об обнародовании произведения, затем отозвать его (например, посчитав, что оно нуждается в доработке). Не зря говорится: нет предела совершенству. Такая возможность у автора есть, но он обязан возместить причиненные этим убытки, к примеру, издательству, начавшему уже работу с его рукописью;

5) право на неприкосновенность – это возможность воспрепятствовать любому вмешательству в форму произведения. Оно должно существовать в том виде, в каком его создал автор. Он, и только он, может изменять собственное произведение, все остальные – лишь с согласия автора при его жизни. Затем такое разрешение может дать его правопреемник при условии, что это не будет противоречить выраженной письменно воле автора, не исказит его замысел и не нарушит целостность восприятия произведения.

4. Помимо исключительного права и личных неимущественных прав автор наделен и иными интеллектуальными правами.

1. Право доступа позволяет художнику, передавшему свою картину (например, по договору купли-продажи или дарения), потребовать от ее собственника обеспечения возможности воспроизвести (скопировать) свою картину. Введением (с 1991 г.) этого правила законодатель разрешил конфликт между собственником оригинала картины, имеющим на него вещное право собственности, и художником, которому принадлежат интеллектуальные права. Право доступа касается только произведений изобразительного искусства и архитектуры.

2. Право следования – это возможность художника при публичной (через галерею, художественный салон и т.п.) перепродаже его картины по более высокой цене получить определенную часть цены перепродажи, по тексту Бернской конвенции – право долевого участия в каждой продаже, следующей за первой. Оно позволяет еще при жизни автора «воздать ему должное», потому что повышение цены на произведение свидетельствует о признании обществом значимости работ художника.

Право следования распространяется и на автографы (рукописи, выполненные авторами литературных либо музыкальных произведений), которые высоко ценятся в мире искусства.

3. Право на получение вознаграждения (гонорара) за создание служебного произведения (п. 2 ст. 1295 ГК). По природе это имущественное право, но оно по общему правилу необоротоспособно, так как не может перейти ни по договору, ни по наследству.

Договоры в области авторского права

1. Исключительное право на произведение может быть передано по тем же соглашениям, которые были рассмотрены в общих положениях об интеллектуальных правах: лицензионным, в том числе издательским, об отчуждении права, о его залоге. Но наряду с ними в авторском праве есть особые договоры, опосредующие оборот прав только на произведения науки и искусства.

2. Договор об отчуждении оригинала произведения. В силу двойственности объекта авторского права (как произведение он нематериален, но обычно существует на каком-либо материальном носителе) при передаче оригинала (вещи телесной, в которой произведение воплощено) право собственности на оригинал возникает у его приобретателя. Что касается интеллектуального исключительного права, оно по общему правилу не переходит по договору, а сохраняется за автором (а после его смерти – его наследниками). Правда, иное (переход к приобретателю и вещного, и исключительного права) может быть установлено соглашением. Договоры такого рода заключаются нередко собственниками художественных галерей, занятых приобретением произведений искусства для их показа. В целях развития рынка художественных ценностей, обеспечения доступности произведений искусства для общества в п. 2 ст. 1291 ГК установлено, что даже если договор не предусматривает перехода исключительного права к приобретателю, отдельные элементы этого права у него все же появляются. Он, в частности, может сам демонстрировать картины, передавать их на другие выставки, фотографировать (копировать) их для издания каталога организуемой выставки либо каталога своей коллекции.

3. Договор авторского заказа. Это соглашение, заключаемое еще до появления произведения. По нему автор обязуется его создать и передать материальный носитель произведения заказчику, поэтому предметом договора являются права на будущий результат интеллектуальной деятельности. По общему правилу это возмездная сделка. Овеществленный результат может быть передан в собственность заказчика (и это общее правило) либо в его временное пользование. Что касается исключительного права, то оно по общему правилу к заказчику не переходит (ни на время, ни навсегда), но условие об этом может быть включено в договор по воле сторон.

4. Статьей 1286.1 ГК введен упрощенный порядок заключения лицензионных договоров в сфере авторского права. Такая лицензия именуется открытой. Все условия будущего соглашения должны быть доступны неопределенному кругу лиц, например, размещены в Интернете (по сути, это публичная оферта), причем таким образом, чтобы с ними можно было ознакомиться до начала использования произведения. Акцептом в таком случае будет совершение действия, указанного в оферте (к примеру, нажатие кнопки «согласен» в интерфейсе компьютерной программы при ее загрузке и (или) установке). По способу заключения – это известный гражданскому праву договор присоединения (ст. 428 ГК).

Данное соглашение может быть заключено на условиях только простой (неисключительной) лицензии. К существенным условиям отнесен лишь предмет. Договор может быть возмездным, но при этом цена не становится существенным условием (в отличие от обычных лицензий и договора об отчуждении права). Несущественными также являются условия о территории действия соглашения (если она не определена, это весь мир), сроке действия договора (при его отсутствии соглашение действует пять лет, а по программам для ЭВМ и базам данных – весь срок действия исключительного права). В качестве обычного (несущественного) может быть включено условие о праве лицензиата создавать производные произведения (о праве лицензиата на переработку оригинального произведения лицензиара). При этом установлено, что в дальнейшем при использовании производного произведения лицензиата любыми иными лицами не надо будет получать согласие лицензиара.

Защита авторских прав

Для этого можно воспользоваться разными мерами. Правообладатель вправе различными способами поместить на экземплярах информацию о себе, о допущенных им условиях использования произведения, в том числе проставить знак авторско-правовой охраны. Для контроля за доступом к произведению и исключения его несанкционированного использования могут быть применены и технические средства защиты (ст. 1299 ГК). Если произошло нарушение прав, можно воспользоваться общими мерами защиты и ответственности, предусмотренными соответствующими статьями гл. 69 ГК. В том числе можно применить меру, альтернативную взысканию убытков: потребовать выплаты компенсации. Для определения ее размера на выбор правообладателя предложено три варианта: 1) денежная сумма в пределах от 10 тыс. до 5 млн руб.; 2) двукратная стоимость контрафактных (т.е. изготовленных и используемых с нарушением исключительного права – п. 4 ст. 1252 ГК) экземпляров; 3) двукратная стоимость исключительного права. В связи с распространенностью нарушений авторских прав в Интернете суд может принять меры по ограничению доступа к материалам, в которых содержатся незаконно используемые произведения.

Права, смежные с авторскими

Само название прав, о которых пойдет речь, свидетельствует об их близости к авторским.

Творческие личности заинтересованы в том, чтобы их произведения стали известны людям. Причины разные: это и удовлетворение честолюбия, и возможность получить вознаграждение и т.д. Но для того чтобы это случилось, надо довести результат творчества до публики.

Иногда это делает сам автор, но чаще другие лица – исполнители.

Много столетий их труд считался мастерством, но не творчеством, потому что они всего лишь исполняют чужие произведения. И, возникнув в XIX в. (после появления возможности аудиофиксации исполнений), только в XX в. была реализована идея о необходимости охраны тех, кто знакомит общество с достижениями культуры, путем наделения их интеллектуальными правами. Была принята международная (Римская) конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций от 26 октября 1961 г.

Постепенно в законодательство многих (но все же до сих пор далеко не всех) стран, в том числе и России, были включены нормы о смежных правах.

Субъекты смежных прав

Их перечень четко и исчерпывающе определен в законе.

1. Исполнитель. Это физическое лицо, которое непосредственно исполняет чье-то произведение (артисты) – певцы, музыканты, танцоры и т.п. Иногда автор произведения и исполнитель совпадают, когда, например, А. Розенбаум сам поет свои песни, М. Жванецкий сам исполняет свои юмористические произведения. Кроме артистов, это еще и организаторы исполнения: дирижер и режиссер-постановщик спектакля, которые сами обычно не вовлечены в исполнительский процесс (правда, В. Спиваков, Ю. Башмет порой берут в руки скрипку и одновременно с дирижированием становятся исполнителями). Но без труда дирижера невозможно представить исполнение музыкального произведения оркестром, особенно если это произведение большой формы (симфония, опера и т.п.). Поведение драматических актеров тоже должно быть подчинено общему замыслу, скоординировано.

Это интересно:  БИК карты Сбербанка: как узнать несколькими способами, зачем он нужен

2. Изготовитель фонограммы (звукозаписывающая организация).

Это лицо, которое впервые записало звучание чьего-либо исполнения или какие-то иные звуки.

3. Организация эфирного и кабельного вещания (далее – вещательная организация) – юридическое лицо, которое сообщает в эфир или по кабелю (осуществляет вещание) радиои телепередачи.

4. Изготовитель базы данных. С развитием производства и введением в экономический оборот баз данных возникла необходимость предоставить правовую охрану тем, кто этим занимается, вкладывая свои силы и средства (финансовые и технические) в их создание. Изготовитель базы данных – это любое (физическое или юридическое) лицо, которое выступило в роли организатора работ интеллектуального (по сбору, обработке и расположению входящих в базу материалов) и технического (само изготовление) характера.

5. Публикатор. Иногда произведения, написанные автором, при его жизни остаются неизвестными. И. Бах, создавший бессмертные произведения, служил простым органистом в церкви. После смерти о нем забыли, и только через 80 лет другой композитор Я. Мендельсон, обнаружив его ноты и опубликовав их, открыл его гений людям. В XX в. в обществе постепенно сформировалось мнение, что труд таких людей должен быть оценен по заслугам в виде предоставления им возможности получать доход от использования опубликованного ими чужого произведения. Публикатором признается гражданин, который сам обнародовал чье-то произведение, ранее «не видевшее свет», или это организовал.

Объекты смежных прав

1. В отношении объекта прав исполнителей нет единства мнений ученых и практиков. Как представляется, в этом вопросе важно определить, что копируют незаконные подражатели («двойники») артистов.

Они пытаются воспроизвести особый, присущий именно этому актеру стиль (его манеру поведения, движения, голос, использованные им для создания художественного образа какого-либо персонажа). Следовательно, охраняться должен созданный исполнителем его своеобразный стиль.

Это касается и других субъектов права на исполнение. Исполнения одного и того же музыкального произведения под руководством разных дирижеров будут отличаться друг от друга. Один и тот же спектакль каждый режиссер ставит по-своему. Поэтому нередко в театр (музыкальный или драматический) приглашаются режиссеры и дирижеры «со стороны».

Для облегчения доказывания в случае спора законом введено условие о необходимости фиксации исполнения, т.е. выражения в форме, позволяющей с помощью технических средств его воспроизвести и распространить (п. 1 ст. 1304 ГК). Такое же условие предусмотрено и для результатов труда дирижеров (это исполнение произведения оркестром под его управлением) и режиссеров-постановщиков (сценическое решение драматического произведения, постановка спектакля).

2. Для изготовителя фонограммы объектом охраны выступает сама звукозапись (фиксация звуков, позволяющая воспроизводить их неоднократно).

3. Для вещательной организации – сообщение передачи в эфир или по кабелю (процесс вещания как передача сигнала).

4. Для изготовителя базы данных объектом охраны выступает сама база данных как совокупность определенных материалов, систематизированных таким образом, чтобы их можно было найти и обработать с помощью ЭВМ (абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК). Это своеобразное электронное хранилище информации.

Если при создании базы данных творчески были отобраны и расположены ее элементы, она охраняется нормами авторского права как составное произведение (сборник), а у ее составителя, соответственно, появляется набор правомочий автора. Нетворческие базы данных не могут охраняться в качестве объектов авторского права, но их создание (особенно крупных) требует немалых затрат. При этом извлечь из них необходимые данные (а затем использовать их, в том числе и в коммерческих целях) не представляет большого труда. Нормы § 5 гл. 71 ГК позволили ввести охрану для изготовителей и таких баз данных путем предоставления им не авторских, а смежных прав при условии, что база данных включает не менее 10 тыс. элементов.

5. Объектом охраны прав публикатора является то произведение другого автора, с которым он ознакомил общество. Обязательное условие: произведение должно быть неохраняемым. Следовательно, в отношении него уже истек срок действия авторского права, либо оно никогда не охранялось авторским правом. Последнее возможно хотя бы потому, что условия предоставления охраны в разных странах могут различаться (это допускается международными актами).

Содержание субъективного смежного права

1. В законе содержание субъективного права излагается отдельно для каждого из субъектов смежных прав (ст. 1313–1344 ГК). И все же могут быть выделены общие подходы.

На все объекты смежных прав возникает одно имущественное – исключительное право, понимаемое как возможность использовать охраняемый объект. Набор способов его реализации похож на тот, что указан в нормах авторского права.

2. Различаются сроки действия этого права. Для исполнителя – в течение всей его жизни, но не менее 50 лет после того, как исполнение было осуществлено или записано либо передано вещательной организацией. Для изготовителя фонограммы или вещательной организации – 50 лет с момента осуществления звукозаписи либо вещания. Для изготовителя базы данных – 15 лет после создания базы.

Для публикатора – 25 лет после обнародования чужого произведения.

Все указанные сроки начинают течь с 1 января года, следующего за тем, в котором произошли указанные события.

3. Исключительное право оборотоспособно, т.е. оно может быть передано по договору или перейти в порядке универсального правопреемства.

4. Исполнители и изготовители фонограмм для оповещения о принадлежности им исключительного права могут использовать знак охраны смежных прав. В отличие от такого же знака в авторском праве здесь используется латинская буква «Р» (от англ. phonogramma).

5. Личные неимущественные права. Труд исполнителей (наконец-то!) признан творческим, поэтому у артистов, режиссеров-постановщиков и дирижеров на результат их труда возникает право авторства.

Право на имя (возможность указать свое имя, а для организации – наименование) предоставлено исполнителям, звукозаписывающим организациям, изготовителям баз данных и публикатору. Свое имя публикатор указать может, а имя автора произведения, которое он обнародует, – обязан.

Право на обнародование есть у студий звукозаписи и изготовителей баз данных. Исполнители в таком праве не нуждаются, так как исполнение всегда происходит для публики. Исполнение не может быть необнародованным. А для публикатора обнародование чужого произведения – условие возникновения его смежных прав. Пока не произойдет обнародование, нельзя говорить о публикаторе, а значит, и не появятся смежные права.

Правом на неприкосновенность наделены исполнители, изготовители фонограмм и публикатор.

Иными (по терминологии ст. 1226 ГК) интеллектуальными правами субъекты смежных прав не наделены.

Субъекты и объекты авторских прав

Главным субъектом авторских прав является автор произведения. Как и автором изобретения или другого результата интеллектуальной деятельности, автором произведения науки, литературы или искусства, во-первых, может быть признан только гражданин (физическое лицо) и, во-вторых, им может выступать лишь гражданин, чьим творческим трудом создано охраняемое произведение.

ГК устанавливает презумпцию признания автором произведения лица, которое в качестве такового указано на оригинале или экземпляре произведения. Иное должно быть доказано заинтересованными лицами. Это лишний раз подтверждает трактовку творчества как акта самостоятельного создания произведения умственным трудом или, иными словами, интеллектуальной деятельности.

Создание произведения несколькими гражданами порождает соавторство. В основе критериев соавторства, закрепленных в п. 1 ст. 1258 ГК, также лежат общие критерии соавторства на любой результат интеллектуальной деятельности, сформулированные в п. 4 ст. 1228 ГК. Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом нескольких граждан. При этом не имеет значения структура совместно созданного произведения и принадлежность отдельным соавторам права на все или на часть произведения. Иначе говоря, не важно, имело ли место нераздельное или раздельное соавторство. Все лица признаются соавторами вне зависимости от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из самостоятельно значимых частей. Граждане, вложившие свой творческий труд в создание всего или части произведения, будут признаны соавторами.

Пункт 2 ст. 1258 устанавливает презумпцию совместности использования соавторами произведения, созданного ими в соавторстве. Иное, т.е. раздельное, использование всего произведения или его частей должно предусматриваться соглашением соавторов.

По общему правилу созданное в соавторстве произведение, образующее неразрывное целое, может использоваться по усмотрению всех его соавторов. Однако возможен и вариант использования произведения по желанию части соавторов. Чтобы соавторы могли реализовать такую возможность, предусмотрено, что ни один из соавторов не вправе запретить использование указанного произведения. Для одностороннего запрета необходимо наличие достаточных оснований.

Иные правила установлены для использования части произведения, если эта часть может использоваться независимо от других его частей. Иначе говоря, речь идет о части произведения, которая имеет самостоятельное значение и которая создана ее автором в рамках раздельного соавторства. Типичным примером этого могут служить главы учебников для вузов, созданные отдельными авторами в рамках авторских коллективов.

Подобная часть произведения, как правило, может быть использована ее автором по своему усмотрению. То есть согласия на это других соавторов не требуется. Иной порядок должен быть предусмотрен соглашением между соавторами.

Важное значение придается распределению между соавторами доходов от использования произведения и распоряжению исключительным правом на созданное в соавторстве произведение. Связанные с этим отношения возникают между соавторами любых результатов интеллектуальной деятельности. Поэтому к данным отношениям между соавторами произведения науки, литературы или искусства применяются общие правила п. 3 ст. 1229 ГК.

Нарушение прав на созданное в соавторстве произведение может затрагивать интересы отдельного соавтора как в случае создания им самостоятельной части произведения, так и при его творческом участии в создании произведения, образующего неразрывное целое. Поэтому каждому из соавторов предоставлено право самостоятельно принимать меры по защите своих прав в обоих из указанных случаев.

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить критерии охраноспособности и виды объектов, авторские права на которые могут принадлежать конкретным лицам.

Поскольку согласно ст. 1228 ГК право авторства на произведение порождает только творческий труд, первым критерием охраноспособности любого произведения является творческий характер труда создателя произведения, при этом, как уже неоднократно отмечалось, творческим следует считать любой интеллектуальный труд.

Вторым критерием охраноспособности произведения в авторском праве является его выражение в любой объективной форме. Пункт 3 ст. 1259 ГК предусматривает примерный перечень объективных форм выражения произведений, охраняемых авторским правом. Это может быть форма, в частности:

  • – письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
  • – устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
  • – звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
  • – изображение;
  • – объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).

При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные речи, доклады, лекции, проповеди.

В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, диска и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторских прав не имеет значения также способ его выражения. Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет. Поэт В. Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторских прав эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.

Менее формализованы по сравнению с патентными правами и правами на средства индивидуализации товаров и их производителей также возникновение, осуществление и защита авторских прав. Для всего этого не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Иными словами, возникновение, осуществление и защита авторских прав целиком обусловлены фактом создания произведения творческим, т.е. самостоятельным, умственным трудом его автора и выражением в какой-либо объективной форме.

Регистрация возможна только в отношении программ для ЭВМ и баз данных. Однако эта регистрация носит факультативный характер. Она осуществляется по желанию правообладателя. Кроме того, правообладатель любого произведения имеет право помещать на экземплярах произведения знак охраны авторского права. Однако и это действие является факультативным (см. ст. 1271 ГК).

Произведения науки, литературы и искусства являются объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения произведений, а также от способов их выражения. Это лишний раз подтверждает ранее высказанное суждение о трактовке как творческой любой умственной деятельности, а о ее результате – как объекте авторских прав, если не доказан плагиат, т.е. незаконное присвоение продукта чужого интеллектуального труда.

В числе объектов авторских прав в ГК указываются произведения: литературные, драматические, музыкально-драматические, хореографические, в том числе пантомимы, музыкальные с текстом и без текста (симфонии, оперы, оперетты), аудиовизуальные, изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и др.), декоративно-прикладного и сценографического искусства, архитектуры, градостроительства и садово- паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, фотографические и полученные способами, аналогичными фотографии, а также географические, геологические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам. Этот перечень является открытым.

Каждый из перечисленных объектов авторских прав может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разновидностям – по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного и т.п. характера. Однако все названные и неназванные виды, подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами авторских прав, когда они являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме.

Отдельно названы такие объекты авторских прав, как программы для ЭВМ, охраняемые в качестве литературных произведений. Отчасти это объясняется как своеобразием данных произведений, так и сравнительно недавним причислением их к объектам авторских прав.

Приравняв программы для ЭВМ к литературным произведениям, закон установил широкий круг видов данных произведений, на которые распространяется авторско-правовая охрана. Авторские права охраняются на все виды программ для ЭВМ, в том числе на операционные системы и программные комплексы. Охраняемые программы могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

Статья 1261 ГК содержит ставшее традиционным легальное определение программы для ЭВМ как представленной в объективной форме совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Охрана программ для ЭВМ и баз данных средствами авторского права была введена во многих зарубежных странах после продолжительных дискуссий о возможности их охраны патентным правом или иным путем, в частности путем государственной регистрации алгоритмов и программ для ЭВМ. Однако эти дискуссии закончились включением программ для ЭВМ в качестве объектов авторских прав в законы об авторском праве. То же самое было сделано и в России.

Вследствие неповторимости индивидуальных способностей авторов, самостоятельно создающих свои произведения, объекты авторских прав всегда оригинальны. Вместе с тем некоторые творчески вполне самостоятельные произведения могут быть органически связаны с другими, служить их новой внешней формой. Такие произведения именуют производными или составными произведениями.

Производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения, как объекты авторских прав имеют широкое распространение. Массовыми являются такие виды производных произведений, как переводы, т.е. произведения, которым придана иностранная языковая форма. Довольно часто в качестве производных произведений выступают также экранизации, т.е. создание на базе литературного произведения (романа, повести, рассказа) аудиовизуального произведения, прежде всего кино- или телефильма. В музыкальной сфере производными произведениями нередко служат аранжировки – переработки указанных произведений, в том числе под иное инструментальное исполнение.

Как переводчику, так и автору другого производного произведения принадлежат те же авторские права, что и автору оригинального произведения. Разумеется, объектом этих прав служит не само оригинальное произведение, а осуществленный перевод или иная переработка данного произведения.

Отнесение к числу объектов авторских прав составных произведений продиктовано, с одной стороны, их широкой распространенностью, а с другой – их важным практическим значением. Наряду с различными сборниками (стихов, рассказов, научных статей), антологиями, энциклопедиями, атласами и другими составными произведениями в современном электронизированном и компьютеризованном мире важную роль играют такие составные произведения, как базы данных.

По определению п. 2 ст. 1260 ГК база данных – это представленная в объективной форме, например на диске, совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые решения или факты не являются объектами авторских прав. Например, авторское право не охраняет факты принадлежности телефонных номеров конкретным абонентам. Поэтому у разных составителей могут быть авторские права на телефонные справочники даже в пределах одного населенного пункта. Важно лишь, чтобы справочники разных составителей, содержащие одинаковые телефонные номера одних и тех же абонентов, существенно различались по подбору и расположению предметного каталога, его отдельных рубрик, фотоиллюстраций, рекламных материалов, а также по возможному сопроводительному переводу текстовых материалов на иностранные языки, цветовому оформлению и архитектонике буквенных, цифровых и графических компонентов. При таком условии не будет иметь правового значения, кто из составителей раньше или позже использовал для подготовки справочника исходную неохраняемую фактическую информацию.

Разумеется, составители, имеющие дело с произведениями, охраняемыми авторским правом, обязаны считаться с авторами данных произведений. Более того, составитель пользуется авторским правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включаемых в составное произведение. Попросту говоря, необходимо заручиться письменным согласием этих авторов.

Это интересно:  Новый закон по установке счетчиков на воду

Важное значение имеет разграничение прав авторов оригинальных, с одной стороны, и производных и составных произведений – с другой. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав. Поэтому их охрана не зависит от охраны прав авторов произведений, на базе которых они созданы, т.е. оригинальных произведений.

Вследствие сказанного авторы оригинальных произведений осуществляют свои авторские права независимо от авторов производных или составных произведений, основой которых они служат. Так, автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, имеет право использовать свое произведение независимо от составного произведения. Иной порядок должен быть предусмотрен договором автора произведения с составителем.

Независимость авторских прав на производное или составное произведение проявляется в их отношении с авторами не только оригинальных, но и других производных либо составных произведений. Наличие у каких-либо субъектов авторских прав на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не мешает другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения. Важно лишь, как и в приводившемся ранее примере с подготовкой телефонного справочника на базе неохраняемых фактических данных, чтобы новые составные произведения отличались иным подбором или расположением тех же оригинальных материалов.

Своеобразным правовым режимом обладают такие составные произведения, как энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания. Их издателям принадлежит право использования таких изданий. Кроме того, издатель подобных составных произведений имеет право при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать указания этого наименования.

Наличие у издателей прав на указанные составные произведения не умаляет прав авторов или иных обладателей исключительных прав на произведения, включенные в энциклопедии и подобные им составные произведения. Они сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом. Исключение из этого общего правила составляют лишь случаи передачи указанных исключительных прав издателю или другим лицам либо их перехода к этим лицам по другим предусмотренным законом основаниям.

Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных не является обязательной. Правообладатель может зарегистрировать их по своему желанию в течение срока действия исключительного права на них. Регистрацию осуществляет федеральный орган по интеллектуальной собственности.

Детальный порядок регистрации программ для ЭВМ и баз данных устанавливает Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для ЭВМ и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.10.2008 № 324.

Регламент содержит: общие положения; требования к порядку исполнения государственной функции; административные процедуры; порядок и формы контроля за исполнением государственной функции; порядок обжалования действий (бездействия) и решений принятых в ходе ее исполнения, а также ряд приложений, касающихся: сведений о месте нахождения, контактных телефонах, Интернет-адресах, адресах электронной почты Роспатента; образцов заявления на государственную регистрацию и дополнения к данному заявлению; блок-схемы последовательности действий при государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных.

Если государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных является факультативной, то договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных, а также переход исключительного права на них к другим лицам без договора должны регистрироваться в обязательном порядке. Регистрацию и в этих случаях осуществляет федеральный орган по интеллектуальной собственности.

Несоблюдение требования о государственной регистрации может повлечь для правообладателя негативные последствия. Дело в том, что сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных и публикуются в официальном бюллетене федерального органа по интеллектуальной собственности на основании только зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа.

Важное значение имеет авторско-правовая охрана аудиовизуального произведения, обладающего целым рядом особенностей, что и вызвало необходимость в отдельной регламентации его режима как объекта авторских прав. В первую очередь закон дает легальное определение данного произведения и перечень его видов.

Аудиовизуальное произведение – это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений. Эти изображения могут идти с сопровождением или без сопровождения их звуком. Они должны быть предназначены для зрительного, а в случае сопровождения звуком также и для слухового восприятия. При этом восприятие происходит только с помощью технических устройств, соответствующих конкретному виду аудиовизуального произведения.

К числу аудиовизуальных произведений относятся, прежде всего, кинематографические произведения. Аудиовизуальными являются также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим. Это, в частности, теле- и видеофильмы, а также другие подобные им произведения, например клипы, диафильмы и слайдфильмы. При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.

Закон устанавливает ставший традиционным круг авторов аудиовизуального произведения. Ими являются: режиссер-постановщик, автор сценария и композитор. Последний входит в число авторов аудиовизуального произведения только при условии, если он является автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого произведения.

Другой правовой статус имеет композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), созданного безотносительно к аудиовизуальному произведению, но использованному в нем. Этот композитор не входит в число авторов аудиовизуального произведения. Он имеет лишь право на вознаграждение за использование его музыкального произведения при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Свои права на аудиовизуальное произведение имеет продюсер, т.е. физическое или юридическое лицо, организовавшее его создание. Эти права определяются в соответствии со ст. 1240 ГК. Продюсер, организовавший создание такого сложного объекта, как кинофильм или иное аудиовизуальное произведение, включающее несколько результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право использования этих результатов. Данное право возникает на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключенных продюсером с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуального творчества, такие как литературный сценарий или музыкальное произведение, специально созданное для использования в аудиовизуальном произведении.

Кроме того, изготовитель аудиовизуального произведения имеет право при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование. Пункт 4 ст. 1263 ГК презюмирует признание изготовителем аудиовизуального произведения лица, имя или наименование которого указано на этом произведении. Обязанность опровержения данной презумпции лежит на заинтересованном лице.

Помимо авторов аудиовизуального произведения (сценариста, композитора, режиссера-постановщика), результаты творческого труда которых служат базой данного произведения, в это произведение в качестве его составных частей входят и другие произведения. Эти произведения могут существовать и до создания аудиовизуального произведения, например литературное произведение (роман, повесть, рассказ), положенное в основу сценария, или музыкальное произведение (с текстом или без текста). Они могут быть созданы и в процессе работы над указанным аудиовизуальным произведением. Таковы, в частности, результаты труда оператора-постановщика или художника-постановщика.

Закон охраняет авторские права всех этих лиц. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, сохраняет исключительное право на свое произведение. Иное возможно только в случае, когда исключительное право передается изготовителю (продюсеру) или другим лицам по иным предусмотренным законом основаниям, в частности в порядке наследования.

Наряду с привлекательными для авторов качествами авторские права имеют и некоторые «слабые» стороны.

Авторские права не распространяются на идеи, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, концепции, принципы, открытия, факты и языки программирования. Данное ограничение авторских прав обусловлено неспособностью авторского права как института гражданского права обеспечить надлежащую охрану перечисленных достижений. Прямая охрана идей, способов и т.п. результатов возможна лишь в рамках жесткой формализации данных результатов, проведения экспертизы и выдачи охранных документов (по патентно-правовой модели), что не входит в функции авторского права.

В императивной форме п. 6 ст. 1259 ГК вообще исключает из круга объектов авторских прав ряд результатов интеллектуальной деятельности. При этом мотивы исключения различны.

Не являются объектами авторских прав прежде всего официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований (городских и сельских поселений). Имеются в виду в первую очередь законы, другие нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты государственных органов субъектов РФ, решения префектур и других органов местного самоуправления). Кроме того, к официальным документам отнесены судебные решения, другие материалы законодательного, административного и судебного характера (акты административных комиссий, постановления, определения и решения судов различной юрисдикции), официальные документы международных организаций (конвенции, договоры, соглашения, пакты и т.п.), а также их официальные переводы. Изъятие данных объектов из сферы авторских прав объясняется государственными интересами: нельзя ставить действие общеобязательных нормативных правовых актов, а также исполнение судебных решений в зависимость от усмотрения лиц, которые подготовили их тексты.

Точно так же в силу их государственного и иного публичного назначения не могут быть объектами авторских прав государственные символы и знаки (флаги, гербы, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальных образований. И здесь публично-правовая мотивировка исключения данных объектов из круга авторских прав не вызывает сомнений: недопустимо, скажем, обращение денежных знаков передавать в руки лица, подготовившего их эскизы. Поэтому словоупотребления вроде «автор закона, герба, флага» следует понимать в сугубо бытовом, а не авторско-правовом смысле.

ГК узаконивает право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака (флага, герба, ордена, денежного знака и т.п.), символа или знака муниципального образования. Право авторства на любой из таких проектов принадлежит его разработчику, т.е. лицу, создавшему проект. Разработчик проекта официального документа, символа или знака имеет право обнародовать подобный проект с указанием своего имени. Однако если проект был разработан по заказу государственного органа, органа местного самоуправления муниципального образования или международной организации, эти органы или организации могут запретить обнародование. В этом случае не может быть указано и имя разработчика проекта. Данные ограничения обусловлены спецификой природы самого официального документа, в частности закона, другого нормативного акта, международного акта, государственного, муниципального или международного символа или знака, проект которого может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией.

При его подготовке или разработке на основе соответствующего проекта в него могут быть внесены дополнения и изменения по усмотрению соответствующего органа или организации, осуществляющих подготовку официального документа или разработку официального символа или знака. В случае обнародования проекта его разработчиком с указанием своего имени подобные действия подлежали бы согласованию всякий раз с разработчиком, что могло бы серьезно осложнить работу над каким-либо законом, иным официальным документом, разработку официального символа или знака.

По аналогичным соображениям закон допускает после официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией использование проекта без указания имени его разработчика.

Ведущиеся длительное время дискуссии о предоставлении правовой, в частности авторско-правовой, охраны произведениям народного творчества, т.е. фольклору, пока не нашли законодательной поддержки. Изъятие данных произведений из авторско-правовой охраны мотивируется единственным, но довольно убедительным аргументом: тем, что данные произведения, несмотря на их порой весьма широкое использование, не имеют конкретных авторов.

Наконец, не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер. В этой сфере также предлагалось распространить авторские права на некоторые информационные источники, в частности на программы телепередач. Однако и эти предложения не были восприняты законодателем, поскольку они противоречат назначению указанных сообщений. Поэтому и сегодня данные программы, а также сообщения о новостях дня, расписаниях движения транспортных средств и подобные им сообщения о событиях и фактах, предназначенные только для информационных целей, изъяты из авторско-правовой охраны.

В связи с участившимися в рыночных условиях случаями незаконного использования в коммерческих целях частей популярных произведений, их названий и персонажей закон распространил авторско-правовую охрану и на эти компоненты произведений. Широко известны, например, судебные споры по поводу коммерческого и иного использования такого персонажа мультипликационного фильма, как Чебурашка [1] .

Пункт 7 ст. 1259 ГК распространяет авторские права на данные компоненты. Однако для этого необходимо непременное признание их самостоятельными результатами творческого труда автора и подтверждение соответствия требованиям п. 3 данной статьи. То есть указанные элементы произведения, как и произведение в целом, должны быть плодом самостоятельного интеллектуального труда, а не плагиата и выражаться в какой-либо объективной форме.

Субъекты и объекты авторского права

Общая характеристика и виды субъектов авторского права

Важным компонентом системы гражданского законодательства современных государств выступает относительно самостоятельная подотрасль – авторское право, положениями которого регламентируются отношения по признанию авторства и охране разного рода произведений, а также установлению режима их использования и наделения субъектов авторского права различными правами имущественного и неимущественного характера.

При этом важнейшими признаками, позволяющими сформировать представление о рассматриваемой подотрасли гражданского права, выступают характеристика его субъектов – то есть участников упорядочиваемых общественных отношений, а также объектов – то есть самих общественных отношений, на которые направлено регулятивное воздействие положений авторского права.

Проводя характеристику субъектов авторского права, прежде всего, закономерно следует назвать в качестве такового самого автора произведения, в качестве которого признается:

В качестве автора, как основного субъекта авторского права, признается физическое лицо, посредством творческого труда которого было создано произведение науки, творчества или искусства.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Важным замечанием в рассматриваемой сфере выступает то, что в качестве автора по общему правилу признается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре соответствующего произведения, если не доказано иное.

Следующей категорией субъектов авторского права выступают правопреемники авторов – то есть лица к которым в порядке универсального правопреемства (чаще всего – наследования), либо в силу норм действующего законодательства или соглашения с автором переходят отдельные авторские полномочия.

При этом в качестве правопреемников авторских прав могут выступать:

  1. Физические лица, авторские права к которым переходят в результате наследования. Исключение составляют права автора на имя и защиту репутации, которые не входят в состав наследственной массы, однако могут защищаться правопреемниками автора в установленном законом порядке;
  2. Юридические лица могут приобретать отдельные авторские права в двух случаях – в результате создания служебного произведения (то есть в порядке выполнения служебных обязанностей). Права на такое произведение принадлежат лицу, нанявшему автора произведения – его работодателю. Вторым наиболее распространенным случаем, при котором юридические лица приобретают авторские права выступает издание юридическим лицом энциклопедий, газет, журналов и иных продолжающихся изданий. В таком случае, за обозначенными юридическими лицами закрепляется право использования такого произведения целиком;
  3. Государство также может быть признано в качестве носителя авторских прав, например, в ситуации ликвидации юридического лица-правообладателя авторских прав, когда авторские права входили в состав выморочного имущества, и т.д.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Соавторы как субъекты авторских прав

На практике зачастую имеет место ситуация, при которой научное произведение или произведение искусства одновременно создается творческим трудом нескольких лиц. Подобное объединение усилий авторов, в результате которого произведение может составлять единое целое либо состоять из частей получило название соавторства.

Соавторы закономерно признаются в качестве субъектов авторских прав, а объем их правомочий может различаться и в зависимости от совокупности факторов, составляет следующие формы соавторства

  • Раздельное соавторство, при котором произведение состоит из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. При такой ситуации, автор части произведения, созданного коллективно, приобретает авторские права на соответствующую часть и может использовать ее отдельно от других, если иное не предусмотрено соглашением;
  • Нераздельное соавторство – когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом. Особенностью правового положения субъектов данного вида соавторства выступает то, что при создании подобного неразрывного произведения ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения другим соавторам.

Еще одной особенностью прав соавторов, как субъектов авторского права, выступает то, что каждый из них может самостоятельно принимать меры к защите своих прав (в том числе в ситуации нераздельного соавторства).

Объекты авторских прав

Как было отмечено выше, еще одним важнейшим признаков авторского права выступают его объекты:

Объект авторского права – самостоятельное произведение, выраженное в объективной, доступной для восприятия форме, в том числе: в письменной, устной, в форме звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственного объекта, и т. д.

При этом на законодательном уровне прямо определяется перечень объектов, не относящихся к числу объектов авторского права:

  • Официальные документы, включая нормативно-правовые и правоприменительные акты, а также их официальные переводы;
  • Государственная символика, денежные знаки;
  • Фольклорные произведения – то есть не имеющие автора произведения народного творчества;
  • Информационные сообщения о событиях и фактах, в том числе в периодических средствах массовой информации.

В свою очередь, в числе объектов, относящихся к числу объектов авторского права могут быть отнесены разнообразные произведения науки, литературы и искусства независимо от их содержания и назначения, включая литературные произведения, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения (как с текстом, так и без), аудиовизуальные произведения, произведения архитектуры, градостроительства, включая проекты, чертежи, макеты, и т. д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, studme.org, spravochnick.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий