НДС при экспорте в Белоруссию

Вывоз товаров и собственной продукции за пределы России – финансово выгодная операция для налогоплательщиков. Законодательство предусматривает особенный порядок начисления и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) для предприятий, участвующих в экспортной деятельности:

  • ставка НДС по отгруженным на экспорт товарам/услугам установлена в размере 0%;
  • налог, уплаченный при покупке предназначенных для вывоза за рубеж изделий, подлежит возмещению из государственного бюджета.

Ввиду необходимости возврата из бюджета уплаченного на российской территории НДС фискальные органы с особенным вниманием относятся к предприятиям, применяющим экспортные операции. Необоснованно заявленное возмещение НДС или несоблюдение регламента подтверждения права на применение льготной ставки налога чревато солидными доначислениями платежей в бюджет и штрафными санкциями.

Содержание

Специфика экспортного НДС

При приобретении товаров или производстве собственной продукции/работ в стоимость единицы товара изначально заложен НДС, уплаченный поставщику. При перепродаже такого изделия на российской территории компания будет вынуждена 10% или 18% от суммы реализации заплатить в бюджет.

Если же этот товар продать иностранному предприятию, то обязанность уплачивать НДС у экспортера отпадает, поскольку для таких операций предусмотрено использование ставки НДС в 0%.

Пример

Как видно из примера, экспортные операции способны практически вдвое увеличить прибыль, что, несомненно, является выгодным для российской компании. Однако получение повышенного дохода связано с необходимостью подтверждения налоговым структурам применение нулевой ставки по НДС.

Как подтвердить нулевую ставку при экспортной операции

Перечень таможенной документации, прилагаемой к декларации по НДС и обосновывающий правомерное применение нулевой налоговой ставки, зависит от направления экспортных операций:

  • вывоз товаров в страны Евразийского экономического союза (бывшие республики СССР);
  • отгрузка в прочие страны, находящиеся за пределами ЕАЭС.

Экспорт в страны ЕАЭС

При перемещении товаров в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию – применяется упрощенный таможенный регламент, поэтому перечень документов, необходимых для обоснования применения ставки в 0%, достаточно ограничен. Продавец должен предъявить в налоговую службу следующие бумаги:

  • транспортные и товарные документы на экспортный груз;
  • заявительные документы на ввоз товаров и подтверждение уплаты покупателем косвенных налоговых платежей;
  • контракт между российским продавцом и покупателем из стран ЕАЭС.

Поскольку между таможенной и налоговой службами налажен двусторонний электронный обмен данными о ввозе/вывозе товаров, предъявление документов в бумажном варианте не обязательно. Фирме-экспортеру достаточно сформировать реестр необходимой документации в электронном виде и передать его в налоговую инспекцию.

Экспорт в другие иностранные государства

При экспорте товаров в страны, не входящие в ЕАЭС, подтвердить применение 0%-й ставки НДС можно соответствующими документами:

  • копия внешнеторгового контракта либо, при его отсутствии, акцепт или оферта;
  • договор оказания посреднических услуг – если экспорт осуществляется через третье лицо (поверенного, агента, посредника);
  • таможенная декларация (копия либо реестр в электронном виде);
  • товарные и транспортные документы (коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные).

Все предъявляемые документы должны иметь официальные пометки таможенных служб, свидетельствующие о фактическом вывозе товара с территории России.

Налоговые органы при камеральной проверке могут затребовать банковские выписки или счета-фактуры по экспортной сделке, поэтому продавцу целесообразно подготовить копии документов для приложения к декларации по НДС.

Срок подтверждения правомерности применения нулевой ставки и камеральная проверка

Налоговое законодательство предписывает продавцу-экспортеру в течение 180 календарных дней после того, как груз покинет пределы России, сформировать и предъявить в налоговую службу пакет необходимых документов.

После успешного подтверждения налогоплательщиком права на применение ставки НДС 0% ФНС приступает к камеральной проверке. При этом следует иметь в виду, что фискальный орган не контролирует правильность совершения отдельной экспортной операции – проверке подлежит весь налоговый период, когда совершена сделка.

В ходе осуществления камеральной проверки подлежит анализу:

  • наличие у экспортера ресурсов, необходимых для международной торговли – офиса, складов, укомплектованного штата сотрудников;
  • присутствие лицензионной и разрешительной документации;
  • своевременное заключение соглашений с транспортными и логистическими компаниями, осуществляющими перевозку экспортного груза.

Налоговые инспекторы, скорее всего, проведут встречные проверки, запросив накладные и счета-фактуры у поставщиков товара, вывезенного за границу.

Если экспортирующая фирма на протяжении последних 6 месяцев претерпела реорганизационные изменения (смена юридического адреса, процедуры слияния или присоединения), то внимание налоговой инспекции к ее внешнеторговой деятельности будет особенно пристальным.

Последствия несоблюдения экпортером предписанного регламента

Отсутствие полного пакета документов или нарушение срока представления их в налоговый орган оборачивается для экспортера следующими санкциями:

  • доначисление НДС по ставке 18% (10% – при экспорте товаров из соответствующего перечня);
  • налоговая база определяется по моменту фактического пересечения грузом границы РФ;
  • исчисление пени с даты отгрузки товара.

Если экспортер опоздал по времени с предоставлением документов, то он может рассчитывать на возмещение НДС в следующем налоговом периоде. После того, как полный перечень документов будет передан в ФНС, контролирующий орган принимает решение о проведении камеральной проверки. Однако эта процедура начнется только с начала следующего квартала и будет продолжаться три месяца.

Добровольность при применении нулевой ставки НДС

Применение любых льгот для налогоплательщика носит исключительно добровольный порядок. Достаточно часто организации не пользуются положенными послаблениями, если не уверены, что могут достоверно и аргументированно подтвердить свое право на льготу.

В отличие от установленных законом налоговых привилегий, использование при экспортных операциях нулевой ставки НДС – обязательное условие. Налогоплательщик не освобождается от уплаты налога, он должен на общих правах вести учет облагаемых операций и предоставлять в налоговый орган декларацию по НДС.

Помимо этого, налогоплательщику обязательно следует разделять учет операций по стандартным ставкам (10% и 18%) и по нулевой ставке. «Входящий» НДС по товарам/услугам, впоследствии используемым при экспортных операциях, должен учитываться отдельно. Сюда входят расходы на приобретение материалов и сырья, товаров для продажи, транспортные услуги сторонних компаний, аренда складов и т.д. Вся сумма налога по приобретенным ресурсам, идущим на обеспечение экспорта, подлежит возмещению из бюджета, поэтому во избежание налоговых споров, необходимо строгое ведение учета.

Помните: экспортные сделки сопровождаются обязательным выставлением счета-фактуры с выделенной нулевой ставкой. Документ должен быть выписан не позднее пяти дней после совершения отгрузки.

Когда экспортер может получить бюджетные деньги

По завершении трехмесячной камеральной проверки налоговая служба выносит решение, в котором предписывает полностью или частично возместить компании-экспортеру уплаченный «входной» НДС. На принятие решения закон выделяет контролирующему органу не более 7 календарных дней.

Налогоплательщик может заявить о намерении направить сумму возмещения на покрытие имеющейся недоимки по обязательным платежам. Если такое заявление не поступило в ФНС, в течение пяти банковских дней на расчетный счет экспортера должна поступить сумма возмещения.

Отказ в возмещении налога

В ряде случае налоговая служба может отказать экспортеру в возмещении НДС. Отрицательное решение ФНС может быть вызвано следующими причинами:

  • наличие явных ошибок при учете экспортных операций и составлении первичных документов;
  • сделки совершены взаимосвязанными компаниями;
  • необоснованная, с точки зрения ФНС, постановка товаров на учет.
Это интересно:  Виза в Чехию - 4 ключевых момента при получении визы в Чехию

При получении отказа налогоплательщик может оспорить решение инспектора ФНС в вышестоящей инспекции или в суде.

НДС при экспорте в 2019 году

НДС при экспорте товаров

Особенностям налога на добавленную стоимость при вывозе продукции посвящены п. 2 ст. 151, п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 165, п. 9 ст. 167 Налогового кодекса России. При этом в качестве синонимов используются термины «налог не уплачивается» и «ставка 0 %». Перечни документов, которые следует предоставлять в налоговую, указаны в договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (приложение № 18) и в НК РФ (ст. 165). Подтверждающие документы при экспорте для НДС могут быть предоставлены в электронном формате, обоснованность положений закреплена в Приказе ФНС от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427.

В налоговом учете операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6: если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4 декларации, иначе — лист 6 декларации; лист 5 используется редко. При этом в бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК, — по каждому из них должен быть свой регистр учета.

Экспорт в Казахстан, Белоруссию и Армению учитывается отдельно; налог в 0 % подтверждается не так, как в прочие страны. Возможно, в будущем налогообложение станет проще за счет электронного взаимодействия налоговых и таможенных органов государств ЕАЭС. Пока же необходимо спрашивать заявление об уплате НДС от покупателей. При его отсутствии применить нулевую ставку невозможно.

Ставка НДС при экспорте

Налоговая ставка при вывозе товаров из России составляет 0 % (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Иначе говоря, экспортеры не освобождены от налога на добавленную стоимость: являются его плательщиками, должны сдавать декларации, имеют право на вычет входящих сумм. Для того чтобы воспользоваться преференциями, следует подтвердить экспортные операции. Подтверждать их необходимо документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ:

  • оригиналом или копией внешнеторгового контракта,
  • таможенной декларацией,
  • копиями транспортных и товаросопроводительных справок.

Кроме того, нулевая ставка распространяется на таможенные режимы, перечисленные в п. 2 ст. 151 НК РФ:

  • экспорт;
  • таможенный склад для вывоза;
  • свободную таможенную зону;
  • реэкспорт;
  • вывоз припасов.

С 2019 года нулевая ставка налога на добавленную стоимость при экспорте стала не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу при экспорте. Такой отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычной ставке.

Обратите внимание, что отказаться от нулевой ставки при экспорте в ЕАЭС вы не можете. Так как положения договора о ЕАЭС, а именно обоснования п. 3 данного протокола не предусматривают такой возможности для налогоплательщиков (п. 1 ст. 7 НК РФ ).

Общий срок отказа — не менее чем на год. Плательщикам это право необходимо, если они хотят принимать налог к вычету, выставленный по ставкам 20 % или 10 % теми поставщиками, которые, имея право на нулевую ставку, не хотят ее подтверждать, выделяя в результате в счетах-фактурах обычный налог. Ведь для применения этой льготы фирма должна собирать документы для ее подтверждения и предоставлять в ФНС.

В прошлые периоды налоговики обращали пристальное внимание на тех, кто регулярно «забывает» собрать нужные документы. Поэтому организации хитрили и проводили часть операций по обычной ставке 10 % или 20 % (18 % до 2019 г.), и хотя бы что-то оформляли под 0 %. Теперь прибегать к таким сложностям не нужно.

Налоговая база НДС при экспорте

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт определяется как стоимость товаров по условиям заключенных договоров (п. 1 ст. 154 НК РФ ).

Обратите внимание, что налоговую базу по НДС следует определять исключительно в российских рублях. Если же договор заключен в иностранной валюте, то произведите пересчет по официальному курсу рубля по данным Центробанка России на дату отгрузки товара.

А вот момент определения налоговой базы по НДС по экспортной операции напрямую зависит от того, когда вы собрали пакет документов. Отметим, что при экспорте товаров в ЕАЭС определение налоговой базы проводится в следующем порядке:

  1. Если документы и подтверждения подготовлены в течение 180 дней с момента определения товара под таможенную процедуру экспорта, то налоговую базу определите последним днем отчетного квартала, в котором были собраны документы, и включите сведения в декларацию.
  2. Если же документы и подтверждения были собраны после 180 дней, то налоговую базу определите на момент отгрузки.

При экспорте товаров ЕАЭС учитывайте, что момент определения нал. базы зависит от времени подтверждения нулевой ставки. Вместе с тем 180-дневный срок следует определять с момента осуществления отгрузки. А вот НДС по ставке 0 % с аванса начислять и уплачивать не требуется, по общим правилам.

Вычет, возврат или возмещение НДС при экспорте

В интернете часто встречаются все три термина, означающие уменьшение или освобождение от налоговых платежей, и их легко спутать:

  • вычет относится к вычислению суммы налога (ст. 171), определяется самим предприятием при подаче декларации;
  • возмещение — общее понятие для зачета и возврата (ст. 176), вопрос о нем решает ФНС на основании поданных документов: деклараций и заявлений.

Уплата налогов вполне может привести к ситуации, если из-за вычетов сумма налога станет отрицательной. Дальнейшие действия по возмещению налога:

  1. Предприятие подает декларацию и заявление о зачете или возврате НДС. Зачет по декларации — сумма идет на штрафы, недоимки или будущие платежи; если по документам возврат — сумма перечисляется на банковский счет.
  2. Налоговая проверяет сведения в отчетных декларациях в течение трех месяцев (ст. 88). Она может запросить дополнительные документы, например копии счетов-фактур, книгу продаж или уточняющие декларации.
  3. Затем она же в течение семи дней принимает решение о полном, частичном возмещении или отказе в нем. Форма возмещения — зачет или возврат — определяется либо ФНС для покрытия недоимок в бюджет, либо согласно заявлению.
  4. Федеральная инспекция отправляет платежные документы в Казначейство на следующий день после принятия решения о возврате. Деньги перечисляются Казначейством в течение пяти дней.

Подтверждение 0-ой ставки НДС при экспорте

При экспорте в Белоруссию, Казахстан, Армению нулевой НДС подтверждается:

  1. Договором, согласно которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует продукцию.
  2. Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя.
  3. Транспортными или товаросопроводительными документами (рекомендована товарно-транспортная накладная ТТН).

При экспорте в другие государства нулевой НДС подтверждается:

  1. Договором или другими документами по сделке, если договора нет (например, офертой и акцептом).
  2. Копией таможенной декларации или электронным реестром; по каждому виду операций предоставляется отдельный реестр.
  3. Копиями транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни или их электронным реестром.

Остальные документы (банковские выписки, счета-фактуры) не нужно прикладывать к декларации, но стоит хранить на случай, если налоговая их потребует подтвердить информацию, указанную в декларации.

Обратите внимание, если налогоплательщик не предоставил документы на подтверждение нулевой ставки налога, то необходимо начислить НДС по общим основаниям и все расчеты раскрыть в декларации. Например, по ставке 10 % или 20 %.

НДС при экспорте в Белоруссию

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог, который взымается из каждой проданного или произведенного товара, работ, услуг. Иными словами можно сказать это налог на разницу между ценой продажи и ценой покупки товара, работ или услуг. Оплачивает этот налог конечный потребитель.

Это интересно:  Обмен рундука, как обменять рундук в магазине на новый

Ставки по НДС

  • 18% – налогообложению подлежат все товары, работы или услуги на территории РФ;
  • 10% – налогообложению подлежат некоторые продовольственные товары, мясная продукция, медицинская продукция и детские товары;
  • 0% – это товары, которые идут на экспорт; трубопроводный транспорт нефти, газа; передача электроэнергии; перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом

Кто является плательщиком НДС

На основании статьи 143 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДС являются следующие лица:

  • Юридические лица – это могут быть как российские, так и иностранные компании;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Лица, которые перемещают товар через таможенную границу.

Всех налогоплательщиков НДМ можно разделить на две группы:

1 группа – налогоплательщики внутри страны, те которые уплачивают налог за реализацию товара, работ или услуг на территории РФ;

2 группа – налогоплательщики, которые уплачивают НДС при ввозе товара на таможенной границе.

Налогоплательщиков ввозного товара намного больше, чем налогоплательщиков внутри страны. Так как не все налогоплательщики внутри страны уплачиваю этот налог в силу из-за того что не все налогоплательщики находятся на общей системе налогообложения. А при ввозе товара из-за границы налогоплательщик обязан уплатить налог, поэтому все его уплачивают.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Кто не является плательщиком НДС

Физическое лицо Если физическое лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя
Предприятия и индивидуальные предприниматели Данные лица находятся на упрощенной системе налогообложения согласно гл. 26.3 НК РФ;

По определенным видам деятельности они перешли на ЕНВД согласно гл.26.3 НК РФ;

Находятся на системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) согласно гл. 26.1 НК РФ. Индивидуальные предприниматели Находятся на патентной системе налогообложения

Лица, которые не являются плательщиками НДС, не имеют права требовать от своих покупателей уплачивать налог НДС, при проведении операции по реализации товара, работ или услуг. Так же они не должны указывать в договорах или накладных сумму налога НДС, а так же в первичной документации.

Лица, не являющиеся плательщиками НДС не составляют счет-фактуры при совершении операции по реализации товара, работ или услуг.

НДС при экспорте товара

Согласно законодательства Российской Федерации при отправке товара на экспорт применяется ставка НДС 0%. Что необходимо делать для того что бы получить данную ставку при экспорте:

  • При вывозе товара необходимо соблюдать таможенно экспортную процедуру;
  • Вывозить товар при условии, что он будет перемещен в особую экономическую зону;
  • Осуществление международных перевозок.

Под таможенной процедурой следует понимать – при вывозе товара за пределы страны необходимо уплатить таможенную пошлину, соблюдать все правила перемещения, а именно не вывозить запрещенные товары за пределы РФ, предоставление документов и сертификатов на вывозимый товар, которые содержать информацию о происхождении товара, который идет на экспорт.

Товары, перемещаемые в СЭЗ, разрешается складировать, хранить, отдавать в переработку на производство, отправлять в ремонт, осуществлять прочие действия по погрузке/разгрузке для дальнейшей транспортировки в пункт назначения.

НДС при экспорте в Беларусь

Белоруссия входит в состав Таможенного союза (ТС) и подчиняется правилам таможенного союза как и все остальные участники ТС.

При отправки товара в Беларусь, необходимо в ИФНС предоставить требуемый пакет документов, до окончания 180 дней от даты отгрузки товара покупателю.

Документы, которые подтверждают факт поведения сделки по экспорту:

  • Контакт на поставку товара;
  • Товарно-транспортные накладные;
  • Накладные на отгрузку товара, УПД, счет-фактура;
  • Заявление на ввоз товара и уплата НДС;
  • Декларация по экспортной сделке.

Декларацию по налогу на добавленную стоимость необходимо предоставлять в налоговую инспекцию в том квартале, когда была предоставлены документы на подтверждение экспортной сделки для применения нулей ставки по НДС.

Общие правила применения нулевой ставки по НДС при экспорте в Беларусь

Алгоритм действий при экспорте товара в Беларусь представим в виде таблицы:

При декларировании экспортной поставки может быть две ситуации это или вовремя предоставлены документы, или в течение 180 календарных дней не предоставили подтверждающих документов.

Рассмотрим каждую ситуацию по отдельности:

Ситуация 1: Своевременно собраны документы по экспортной сделке и направлены в ИФНС. В данной ситуации отгрузка товара и налоговые вычеты должны отражаться в четверном разделе декларации по НДС за тот квартал, в котором были собраны документы. Документы по экспортной сделки необходимо предоставить в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС.

Ситуация 2: В течение 180 календарных дней не успели собрать необходимый пакет документов. В данной ситуации отгрузку товара и налоговые вычеты необходимо отражать в шестом разделе декларации по НДС. Этот раздел необходимо будет включить в уточняющую декларацию за тот период, когда произошла отгрузка товара на экспорт. При сложившейся ситуации поставщику товара на экспорт придется заплатить НДС в размере 18% или10% в зависимости от того, какой товар экспортируется. Уплаченный налог можно будет принять к вычету только после того, как соберется весь пакет документов по экспортной сделке.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Что собой представляет НДС?

Ответ: Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог, который взымается из каждой проданного или произведенного товара, работ, услуг. Иными словами можно сказать это налог на разницу между ценой продажи и ценой покупки товара, работ или услуг. Оплачивает этот налог конечный потребитель.

Вопрос№2 При экспорте в Беларусь какая применяется ставка НДС?

Ответ: Согласно законодательства Российской Федерации при отправке товара на экспорт применяется ставка НДС 0%.

Ответ: Если поставщик товара при совершении экспортной сделки не успел собрать необходимый пакет документ для подтверждения, тогда он должен самостоятельно уплатить налог на НДС или 18%, или 10%, это зависит от того какой товар экспортировался.

Вопрос№4 При экспортной сделке поставщик не собрал вовремя пакет документов подтверждающие сделку, он уплатил самостоятельно НДС. В данном случае он может вернуть как то это уплаченный налог?

Ответ: Уплаченный НДС можно будет принять к вычету только после того, как соберется весь пакет документов подтверждающий о экспортной сделке.

Экспорт белоруссия ндс

Исчисление НДС при экспорте в белоруссию импортных товаров

До 1 января 2005 г.

НДС по торговым операциям с Республикой Беларусь взимался по принципу «страны происхождения» товара, налоговые взаимоотношения регулировались Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ. При ввозе белорусских товаров на территорию Российской Федерации сумму НДС, уплаченную белорусскому продавцу, можно было предъявить к налоговому вычету в общем порядке.

С 1 января 2005 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Соглашение). Согласно Соглашению косвенные налоги при торговле с Белоруссией с 1 января 2005 г. также будут взиматься по принципу «страны назначения». Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, где подробно описывается порядок применения налогов при импорте и экспорте товаров.

Однако многие организации допускают ошибки при исчислении НДС при экспорте в Белоруссию импортных товаров, применяя порядок взимания косвенных налогов, предусмотренный Соглашением. Дело в том, что согласно Федеральному закону от 28.12.2004 N 181-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» указанный в Соглашении порядок на реализацию в Республику Беларусь импортных товаров не распространяется. В частности, в Законе N 181-ФЗ указано, что Российская Федерация исходит из того, что под термином «товары» в Соглашении понимаются товары, происходящие из территории государств сторон. Согласно п.1 ст.30 Таможенного кодекса Российской Федерации страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными этим Кодексом, или в определенном им порядке.

Таким образом, если импортные товары отгружаются с территории Российской Федерации в Республику Беларусь, должен действовать общий порядок обложения НДС. В соответствии со ст.147 НК РФ местом их реализации признается территория Российской Федерации. Следовательно, возникает объект налогообложения, и вопрос заключается в том, по какой ставке должна облагаться данная операция — 18 (10) или 0%.

Согласно пп.1 п.1 ст.164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, применяется нулевая ставка. Организациям, реализующим в Белоруссию импортный товар, для подтверждения нулевой ставки налога следует представить в налоговые органы пакет документов, предусмотренный ст.165 НК РФ:

контракт (копию контракта) с белорусской организацией на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от белорусского покупателя товаров на счет российской организации в российском банке;

грузовую таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации. При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров;

копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия» отменен таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия. Следовательно, перед организациями, экспортирующими в Белоруссию импортные товары, встает именно вопрос таможенного оформления экспорта товаров в Белоруссию.

Приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806 утверждена Инструкция о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), в разд.III которой приведен Порядок подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, вывозимых через границу с Белоруссией. Согласно данному Порядку подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, вывоз которых осуществлялся через границу с Белоруссией, производится таможней, в регионе деятельности которой расположен таможенный пост (либо отдел таможенного оформления и таможенного контроля), производивший таможенное оформление товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Подтверждение фактического вывоза производится по обращениям заявителей при условии представления ими необходимых документов (их перечень содержится в п.9 Инструкции). Основанием для подтверждения фактического вывоза товаров является информация, содержащаяся в таможенных декларациях (копиях), поступивших из таможенных органов Республики Белоруссия с отметками, свидетельствующими о фактическом вывозе товаров.

При этом информация, поступившая из таможенных органов Республики Белоруссия в электронном виде, может рассматриваться таможенными органами в качестве дополнительной.

Уполномоченное должностное лицо внутренней таможни сверяет информацию, содержащуюся в документах, представленных заявителями, с информацией, имеющейся в таможенном органе, и при ее соответствии проставляет на оборотной стороне первого листа таможенной декларации (копии) отметку «По информации _______ (указывается название таможенного органа Республики Белоруссия) товар вывезен», заверяет ее оттиском личной номерной печати и указывает дату фактического вывоза товаров (если товар не вывезен полностью, указывает фактическое количество вывезенного товара, его наименование и код согласно ТН ВЭД России).

Особого внимания налогоплательщиков — экспортеров импортных товаров заслуживает п.27 Инструкции, где указано, что по решению ГТК России допускается подтверждение фактического вывоза товаров на основании комплексной оценки представленных заявителем иных документов (свидетельствующих о поступлении от иностранного лица — покупателя товаров валютной выручки на счет заявителя, а также транспортных либо товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов зарубежных стран), позволяющих однозначно установить факт вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Таким образом, при выполнении данных условий организация сможет подтвердить нулевую ставку НДС при экспорте импортных товаров в Республику Беларусь.

Если полный пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения, неподтвержденный экспорт импортных товаров в Белоруссию будет приравнен к продаже товара на внутреннем рынке, а моментом определения налоговой базы в этом случае считается день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг). Организация должна будет начислить НДС в размере 10 или 18% за счет собственных средств организации. Необходимо будет представить уточненный расчет по НДС за тот период, в котором был отгружен товар, а также перечислить в бюджет не только сумму налога, но и пени за его несвоевременную уплату.

При заполнении разд.II Декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов «Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено» в графе «Налоговая база» отражается цена реализуемых товаров (работ, услуг), сформированная с учетом налога по соответствующей ставке (Письмо Управления МНС России по г. Москве от 10.09.2002 N 24-08/41813).

Хотелось бы обратить внимание организаций, экспортирующих импортные товары в Белоруссию, на п.7 Порядка проставления налоговыми органами отметок на счетах-фактурах, утвержденного Приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н. Несмотря на то что данный Порядок разработан в целях реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, налоговыми органами фиксируются также счета-фактуры по реализации в Белоруссию импортных товаров. В частности, в п.7 Порядка указано, что в случае, если в графе 10 счета-фактуры, представленного экспортером в налоговый орган, указана страна происхождения иная, чем Российская Федерация, такие счета-фактуры вручаются (направляются по почте) экспортеру или его представителю без проставления на них отметки налогового органа. Эти счета-фактуры регистрируются в журнале регистрации отметок на счетах-фактурах. Таким образом, можно сделать вывод, что работники налоговых органов будут обращать особое внимание на реализацию импортных товаров в Белоруссию для контроля за правильностью исчисления НДС.

Статья написана по материалам сайтов: ppt.ru, online-buhuchet.ru, warmedia.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий