Картину Репина, пострадавшую от вандала, перенесут на новый холст

Грозная пятница в Третьяковке

26.05.2019 в 13:44, просмотров: 13444

Вечером в пятницу, перед самым закрытием основной экспозиции Третьяковки что в Лаврушинском, вандал (37-летний приезжий из Воронежа) начал металлической стойкой ограждения бить по известной картине «Иван Грозный и сын его Иван». Он, дескать, счел исторический сюжет убиения сына неправдоподобным. В итоге: порезы на картине в трех местах, повреждена рама. Согласно нашим источникам, полотно немедленно убрали из зала, его сразу же унесли реставраторы и провели первые, самые необходимые мероприятия для сохранности. В понедельник директор созывает всех на брифинг для СМИ.

Брифинг – вещь правильная. В сущности, он работает на пиар Третьяковки и, как следствие, на пиар русской живописи, и это хорошо. Представляете, какой лом будет, когда полотно через полгода-год снова торжественно разместят в зале за пятью пуленепробиваемыми стеклами? Ирония иронией, но вопрос в другом – что делать с проблемой вандализма в принципе? Пока вандальные выходки носят, по счастью, разовый, «сумасшедший» характер, статистику здесь подводить сложно, но это точно не чаще одного случая на пять-десять-двадцать лет. Но, ни приведи бог, еще не вечер. Постараемся разобраться в ситуации.

Итак, согласно официальному заявлению Третьяковской галереи, «25 мая 2019 года в 20:55, прямо перед закрытием музея, во время комиссионного обхода постоянной экспозиции мужчина из числа последних посетителей прорвался в уже пустой зал Репина сквозь группу сотрудников, которые проводили плановый осмотр залов перед их закрытием, и нанес по застекленному полотну картины «Иван Грозный и сын его Иван…» несколько ударов металлической стойкой ограждения».

Смотрители, охранники повязали вандала (что было опасно, поскольку свою агрессию он мог выместить и на людях вокруг), передали в руки полиции. Теперь парень залетит на несколько лет, смотря, какая точно мотивация будет усмотрена в его действиях. Одно дело – всё то, что идет по части психиатрии (с последующим пребыванием в соответствующих учреждениях), другое – покушение на убийство, и прочие пироги.

Что до репинского Ивана, то «в результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито, – сообщает пресс-служба ГТГ, – картине нанесены серьезные повреждения; холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича; от падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама; по счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали».

Это перекликается с прошлым нападением на картину: еще в 1913 году некий Абрам Балашов, признанный душевнобольным, нанес ножом 3 вертикальных пореза холста. Как сообщает Третьяковка, «вслед за этим последовала сложнейшая реставрация, в которой участвовал и сам Илья Репин, и попечитель галереи, художник Грабарь». По счастью, всё качественно восстановили. Но с 1927 года картина постоянно хранится под стеклом.

Наш источник успокоил, что повреждения всё же не носят катастрофического, необратимого характера, все самое ценное сохранено: да, холст поврежден, его нужно будет восстанавливать, но это, так скажем, поправимо. Все могло бы сложиться куда более трагично.

После того, как реставраторы извлекли осколки стекла, произвели демонтаж картины и рамы, «Ивана Грозного» перенесли в реставрационную мастерскую. И теперь будет срочно созван Совет реставраторов, чтобы выработать план действий. Понятно, что вся ситуация на контроле у Минкульта. Причем, если нужно, будут привлечены лучшие реставраторы страны – хоть из Центра им. Грабаря, хоть из Государственного научно-исследовательского института реставрации. Кстати, его директору Дмитрию Антонову мы и решили позвонить для расстановки некоторых важных акцентов:

– Дмитрий Борисович, железной стойкой он стал лупить по картине, говорят, там порезы в холсте, – сколь всё это трагично? Из вашего опыта?

– Это довольно сложная работа. Это, конечно, всё исправляется и делается, тем более что в самой Третьяковской галерее довольно много высококлассных реставраторов, которые справятся с этим делом (если что – мы им поможем или Центр Грабаря, все дружно сделаем). Это займет, я думаю, от шести месяцев до года, а, может, дольше. Я не видел повреждений, сложно комментировать. Вообще, довольно печальная ситуация. Разрывы полотна – это все-таки сложная проблема.

– А как она технологически решается?

– Все зависит от ситуации. Под каждое повреждение разрабатывается специальная методика, применимая только к этой картине. Нет универсального способа. Но тут, думаю, довольно оперативно выработают методику реставрации.

– Вы же работали над картинами с порезами?

– Другими картинами мы и не занимаемся: реставрируем картины с очень сильными повреждениями. И разрывами, и порезами. Порез может оказаться более простой вещью, чем разрыв. Когда режут, то не деформируют ткань и холст. А если разрыв, если бьют и прорывают, то тогда всё окажется печальнее…

– Ну да, то есть дырка в картине. Плюс лакокрасочный слой поврежден…

– Всё поправимо, но от этого сильно зависят и время, и сроки, что и как будет.

Это интересно:  Закон о запрете курения электронных сигарет

– Правильно ли я понимаю, что статистика вандализма по крупным музеям, в принципе, НЕ зашкаливающая?

– Да, это редкие случаи. Причем, они связаны с определенными сюжетами картин. Ну, вы же понимаете, на что у сумасшедших бывают обострения…

– На эротику, на царя…

– Ну да, на эротику. Вы помните «Данаю» в Эрмитаже – история советского периода (1985), когда ее облили кислотой и порезали. А тут Иван Грозный…

– Есть уже слова вандала, что он не согласен с такой исторической трактовкой.

– Да, сумасшедших много. Отдельные сюжеты их притягивают.

– Да, но пока это сумасшедшие. Им не нравится голая Даная, не нравится убиенный сын, но пока это в русле редких психических отклонений. Это бы оно ладно, раз в двадцать лет. «Ладно» – я, конечно, в кавычки беру. Самое страшное, ни приведи бог, если начнется некая тенденция по умышленному уничтожению культурного наследия…

– Боже упаси, нам хватает сейчас Сирии и Ирака.

– Я к тому говорю, что музеи просто будут вынуждены вешать копии.

– Музей не может вешать копии. Если он будет вешать копии, или показывать проекции на экранах, нет смысла туда ходить. Зачем? Потыкать пальцами в проекцию? Потому что идешь смотреть на живое искусство. Копии никому не интересны.

– А ставить стеклянные ширмы вокруг?

– Усиление системы безопасности – это никогда не лишняя тема. Тем более, картина известная. На нее и раньше покушались, часто многие выражали неудовольствие. Повторяю, сумасшедших много, и на будущее, на определенные сюжеты, на определенные картины нужно было бы усилить меры по безопасности.

– Даже превентивные? Предвидя…

– Ну да, наше же дело – реставраторов и музейщиков – это сохранять, чтобы это осталось в веках. Потому что теперь по «Ивану» будет довольно большой труд, и большого коллектива, ситуация нехорошая. Могу только посочувствовать музею. И мы рады помочь всем.

Заголовок в газете: Иван Грозный и Игорь-вандал
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27691 от 28 мая 2019 Тэги: Убийство Организации: Полиция Министерство культуры Места: Грозный, Ирак, Сирия, Воронеж

Вандал серьезно повредил картину Ильи Репина в Третьяковской галерее

В Третьяковской галерее вандал повредил знаменитую работу Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (в народе ее называют «Иван Грозный убивает своего сына»). Все произошло накануне. Известно, что злоумышленник уже задержан.

По последним данным, картина повреждена в трех местах. О нападение на полотно в Третьяковской галерее стало известно сегодня утром, после того как полицейские задержали в Москве вандала. Заведено уголовное дело по статье «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия».

Все произошло накануне вечером, перед закрытием музея. Один из посетителей схватил металлический столбик и нанес удары по известнейшей картине Илья Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Защитное стекло разбилось от удара, а само полотно получило серьезные повреждения. Сейчас работа изъята из экспозиции, сотрудники музея перенесли ее в реставрационную мастерскую, где изучают последствия удара. Уже проведены неотложные аварийные работы, из холста извлечены осколки стекла.

«В результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали. Реставраторы Третьяковской галереи незамедлительно приступают к изучению последствий нанесенных ударов и выработке последовательной программы по восстановлению произведения. Среди первоочередных действий – проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны», – говорится в заявлении пресс-службы Государственной Третьяковской галереи.

Источник в правоохранительных органах сообщил, что после нападения на картину задержан 37-летний мужчина. Он приехал из Воронежа. Мужчина пояснил полиции, что повредил картину из-за недостоверности изображенных на полотне исторических фактов.

Этот эпизод, изображенный на картине, где Иван Грозный наносит смертельный удар своему сыну царевичу Ивану, вызывает много споров у историков. Некоторые считают это недоказанным фактом. Более ста лет назад картина уже подвергалась нападению. Тогда полотно пострадало от трех ударов ножом, которые нанес нападавший. Лица изображенных пришлось воссоздавать фактически заново, но тогда в реставрации участвовал сам Репин.

Известно, что сегодня замоскворецкий суд должен избрать меру пресечения задержанному.

Нападения вандалов на произведения искусства, к сожалению, не такая уж редкость. Многие помнят случай в Эрмитаже – в 1985 году знаменитое полотно Рембранта «Даная» подверглось нападению психически неуравновешенного мужчины. Он облил холст серной кислотой и дважды ударил его ножом. Лишь благодаря титаническим усилиям реставраторов, которые трудились 12 лет, шедевр удалось спасти.

Это интересно:  Как Узнать Срок Годности Счетчика На Воду

Работы голландского живописца страдали от рук вандалов и на родине. На картину «Ночной дозор» покушались трижды. Дважды ее били ножом, а 30 лет назад облили кислотой. К счастью, химикат удалось быстро стереть, полотно пострадало не сильно.

Легендарная «Джоконда» Леонардо да Винчи тоже подвергалась нападениям. В один из главных шедевров Лувра и, наверное, самую охраняемую картину в мире бросали камень и пытались испачкать краской.

Отреставрированный «Иван Грозный» Репина может вернуться в музей в 2020 году

Третьяковской галерее пришлось обустроить отдельную мастерскую для спасения большого полотна, пострадавшего от нападения вандала в мае этого года

Изображение на мониторе первичных оперативно-следственных мероприятий по спасению картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» после нападения вандала. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

По словам главного хранителя Государственной Третьяковской галереи Татьяны Городковой, прошедшие с момента повреждения «Ивана Грозного и сына его Ивана 16 ноября 1581 года» несколько месяцев были посвящены сбору информации и подготовке технико-материальной базы. Была составлена подробная схема проведения реставрационных работ. Согласно графику реставраторов, непосредственно на стол для проведения восстановительных процедур картина ляжет не раньше мая 2019 года, и, если все пойдет по плану, они должны завершиться в 2020 году. Однако, как отметила Городкова, гарантированно окончить работы к этой дате Третьяковская галерея не обещает и, возможно, в следующем году будет названа новая дата.

Столь длительный срок подготовки и непосредственно реставрации связан с особенностями полотна Ильи Репина. Во-первых, оно имеет очень большой размер, во-вторых, помимо механических повреждений, нанесенных вандалом, страдает от хронического заболевания — отслоения красочного слоя. В Третьяковской галерее до сего момента не было реставрационной мастерской настолько просторной, чтобы в ней можно было бы работать над столь крупной картиной. Потребовалось выделить и оборудовать совершенно новое пространство. Благодаря финансовой поддержке Сбербанка, который сразу вызвался спонсировать реставрацию шедевра, Третьяковская галерея организовала новую мастерскую в ранее пустовавшем пространстве между основным зданием музея и депозитарием. Ее оборудование планируется закончить к февралю. Также музей был вынужден заказать новый, большой стол-трансформер, на котором произведение можно было бы реставрировать и горизонтально, и вертикально.

Состояние «Ивана Грозного и сына его Ивана», по словам Городковой, сегодня «сложное, но стабильное». Картина лежит под специальным колпаком и дожидается рук реставратора. Пока же ее снимают и фотографируют с помощью самых различных методов: рентген, инфракрасная съемка и так далее.

Заведующий отделом комплексных исследований Юлиан Халтурин рассказал о хронической болезни шедевра. Это ослабленная связь грунта и холста, из-за которой отходят частицы красочного слоя. О такой особенности было известно давно, именно поэтому он считался «невыездным» за пределы здания в Лаврушинском переулке и периодически подвергался профилактическим реставрациям. В последний раз это происходило в 2017 году, тогда же была сделана тщательная съемка, которая сегодня поможет при восстановлении живописного слоя. К счастью, в отличие от нападения в 1913 году, сейчас пострадало не самое главное — лица и руки, а ткань кафтана царевича, «воскресить» которую гораздо проще.

Рентген картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» после нападения вандала. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Картину, по словам Халтурина, неизбежно придется дублировать на новый холст. Один раз это уже было сделано — в 1913-м, когда полотно было повреждено тремя ударами ножа, и с тем переносом, возможно, связаны некоторые нынешние проблемы сохранности. Также он рассказал, что реставраторы начала ХХ века подвели под новый холст фанерный щит — и именно благодаря этому твердому нижнему слою «Иван Грозный и сын его Иван» в 2019 году пострадали не очень серьезно. Древесина остановила удары металлической стойки ограждения, самортизировала и не дала холсту прорываться дальше.

Весь ХХ век полотно «Иван Грозный и сын его Иван» провело в музейном зале, отделенное от публики лишь бархатной лентой между двумя металлическими стойками. Такой картину Репина мы не увидим больше никогда. Учитывая, что уже дважды она привлекала внимание душевно неуравновешенных граждан, решено ее как следует защитить. Пока музей выбирает, как именно она будет выставлена, оценивает преимущества различных вариантов бронированного стекла, климатических витрин и так далее. Окончательного решения еще нет, а выбор осложняется большим размером полотна.

Помимо прочего, Третьяковская галерея, как рассказала Татьяна Городкова, решила отказаться от мобильных металлических стоек, оказавшихся опасным орудием. Один из вариантов, к которому музей идет, — делать их вмонтированными в паркет.

Любопытно, что тщательное изучение и фотографирование картины в рамках подготовки к реставрации позволило выявить больше деталей — ведь за прошедшие полтора века лак сильно потемнел, а многие пигменты деградировали. Также исследователи углубились в историю создания полотна и то, как его воспринимали современники. Такое пристальное внимание к, казалось бы, давно знакомому произведению, позволило совершить несколько открытий — небольших, но, с точки зрения ученых, весьма важных. Они будут представлены в специальном разделе на ретроспективе Ильи Репина, которая откроется в марте в Новой Третьяковке на Крымском Валу. Также к выставке в серии «История одного шедевра» выйдет книга Галины Чурак о картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Это интересно:  Где можно взять деньги в долг срочно на карту без работы

Картину Репина, пострадавшую от вандала, перенесут на новый холст

Поврежденную в Третьяковке картину Репина перенесут на новый холст

Картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которую полгода назад повредил вандал в Третьяковской галерее, перенесут на новый холст, после будущей реставрации перемещать картину и передавать ее куда-то для других выставок не планируется, сообщила генеральный директор Третьяковской галереи в Москве Зельфира Трегулова.

В здании Третьяковки на Крымском Валу в 2019 планирует выставка Репина, однако одна из самых популярных его картин там представлена не будет. После последней реставрации в 1913 году, когда произошло первое покушение, работу перемещать запрещено. Исключение было сделано лишь однажды — когда необходимо было эвакуировать произведения искусства во время Второй Отечественной войны. После этого ее перемещали лишь на профилактические осмотры в соседнее помещение.

«Когда наши реставраторы проанализировали состояние картины, они высказали мысль, что как в 1913 году было невозможно восстановить произведение, не сдублировав холст, так и сегодня произошедшие утраты нельзя реставрировать без дублирования. А для этого сначала надо раздублировать ее, сняв тот слой, что был наклеен век назад», — сказала Трегулова в интервью газете “ Известия ” , опубликованном в понедельник.

Он пояснила, что когда холст картины истончается, его основа переносится на новый холст. В начале пошлого века для этих целей использовали горячий рыбий клей — холст прикреплялся к новой основе. Однако этот способ совершенно не щадит живописный слой.

«Поэтому, чтобы сейчас сделать дублирование, нужно снять холст, на который была сдублирована картина тогда. Это очень сложный процесс. Мы отдаем себе отчет, в каком состоянии картина и каковы риски. Сейчас идет процесс исследования, проводятся многочисленные консультации, выработка стратегии реставрации», — отметила гендиректор Третьяковки.

По ее словам, все эти процессы досконально обсуждаются лучшими специалистами, так как речь идет об очень серьезном решении и в такой ситуации лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать. После будущей реставрации перемещать картину и передавать ее куда-то для других выставок не планируется.

«Выдавать каким-либо другим музеям мы ее точно не будем. Перемещать же ее в пределах Третьяковской галереи смысла нет. После выставки Репина 2019 года в ближайшие десятилетия мы не планируем делать повторных ретроспектив этого художника», — уточнила Трегулова.

Также она добавила, что очередное раздублирование специалисты еще не проводили, так как для проведения этой операции еще не приобрели все необходимые приспособления.

«В частности, требуются специальные столы — картина большая, и у нас просто нет реставрационных столов такого размера. Но мы не можем закупать все это просто так, потому что, будучи государственным учреждением, мы обязаны проводить закупки через конкурсные процедуры. Так что процесс не будет быстрым», — сказала директор галереи.

Также она отметила, что тот урон, который нанес картине вандал, после реставрации заметен не будет, так как пострадало по больше части изображение одежды царевича, а не лицо, которое было бы воссоздать намного сложнее.

«После завершения реставрации мы заключим эту картину в специальную пуленепробиваемую тяжелейшую капсулу, в которой и будем ее экспонировать. Начиная с 1995 года, на картине было антибликовое стекло, вставленное в раму. Теперь же это будет тонкая витрина зеленоватого оттенка, поскольку пуленепробиваемого стекла без оттенка нет», — заключила Трегулова.

Вечером 25 мая в Третьяковской галерее мужчина нанес по картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван. « несколько ударов металлической стойкой ограждения. Холст оказался прорван в трех местах, от падения стекла сильно пострадала рама. Мужчина объяснил свой поступок тем, что до этого выпил 100 граммов водки в буфете. Гендиректор Третьяковки Зельфира Трегулова заявила, что музей уберет алкоголь из кафе на своей территории.

Статья написана по материалам сайтов: www.1tv.ru, www.theartnewspaper.ru, mosday.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий