Как составить план счетов бюджетного учета?

Перечень счетов, используемый для хозяйственного чета организации, называется Планом счетов. План счетов бюджетных организаций обособлен от плана счетов, используемого в коммерческих организациях. В бюджетных организациях учет ведется по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования.

Увидеть типовые проводки с пояснениями для бюджетного учета на 2019 год можно в данной статье.

Где ведется бюджетный учет

К бюджетным организациям относятся:

  • внебюджетные фонды;
  • государственные учреждения;
  • муниципальные учреждения, и т. д.

Все эти организации входят в систему так называемой государственной учетной политики, которая представляет собой строго определенный порядок бюджетного учета в органах государственной, территориальной, муниципальной власти, внебюджетных фондов и др.

Эта политика регламентируется Инструкцией по бюджетному учету, которая служит основой для разрабатываемой каждым органом собственной политики бюджетного учета. Эта инструкция ограничивает проявления «самодеятельности» бюджетных организаций при самостоятельной разработке собственных правил учета, и одновременно является основой этих правил и принципов.

Структура плана счетов бюджетного учета

План счетов бюджетного учета разработан для сопоставления данных бюджетов различных организаций, входящих в бюджетную сферу.

Образец плана счетов бюджетного учета государственного учреждения можно скачать по ссылке. В нем перечислены все используемые счета, в том числе и забалансовые. В таблице представлена информация о том, в каком виде учреждения используются разные счета — в казенном, бюджетном или автономном:

Новый бюджетный план счетов содержит около двух тысяч синтетических счетов учета. Для потребностей собственного учета государственное (муниципальное) предприятие разрабатывает на основе утвержденного собственный ПС, в который входят только счета, необходимые данной организации.

Номер счета бюджетного ПС состоит из 26 разрядов, структура счета описана в таблице:

Таким образом, в код плана счетов интегрирован код бюджетной классификации. Это позволяет вести учет по определенным видам активов и создавать информационную базу для формирования необходимой отчетности в соответствии с действующим законодательством и требованиями МСФО.

Состав бюджетного ПС

  1. Нефинансовые активы;
  2. Финансовые активы;
  3. Обязательства;
  4. Финансовый результат;
  5. Санкционирование расходов.

К нефинансовым активам относятся основные средства, нематериальные и непроизводственные активы, материалы, расходы, амортизация и т.д. Отличием бюджетного ПС от коммерческого можно назвать присутствие специального счета для вложений в материальные запасы.

В состав финансовых активов входят ДС (на счетах, в кассе и пр.), ценные бумаги, дебиторская задолженность других контрагентов, вложения в фин. активы и др.

3-й раздел, обязательства, включает в себя кредиторскую задолженность контрагентов и все платежи, включая расчеты между контрагентами.

В 4-м разделе скомпонованы счета учета доходов-расходов и фин. результатов.

Можно сказать, что по своему составу бюджетные обязательства и активы аналогичны этим понятиям в коммерческом учете. Отличается состав счетов и методы учета.

5-й раздел представляет собой список счетов, на которых отражаются движения по:

  • ассигнованиям из бюджета;
  • лимитам бюджетных обязательств;
  • запланированных доходов(расходов).

Большинство счетов нового бюджетного ПС представляют из себя субсчета первого, второго и третьего порядка к ранее существовавшим аналитическим счетам.

Каждый отдельный счет бюджетного ПС может быть активным или пассивным, третьего варианта не существует.

Кредитовое сальдо по активному счету отражается по Дт счета суммой со знаком «минус». Аналогично, дебетовое сальдо на пассивном счете — отрицательной суммой по кредиту.

При отсутствии в утвержденной Инструкции типовой корреспонденции счетов, организация вправе сформировать свою собственную, при условии ненарушения законодательства.

Забалансовые счета

Кроме балансовых, ПС содержит и забалансовые счета. Они кодируются двумя цифрами. На счетах забаланса отражается движение в стоимостной оценке активов, не принадлежащих организации, например, ОС в аренде или ТМЦ на ответственном хранении.

Как и в хозрасчетном плане счетов, счета этой группы могут не иметь корреспондирующего счета. И, разумеется, данные, отраженные на этих счетах, не участвуют в формировании баланса.

Это интересно:  Оформление иностранного гражданина на работу: инструкция

Как составить план счетов бюджетного учета?

План счетов бюджетного учета 2016 года сложился после ряда корректировок и изменений в порядке применения, произошедших в последние годы. Особенности его разработки регулируются положениями ряда документов, изданных Минфином.

Бюджетный план счетов и правовая база для его формирования

Начиная с 2011 года организации, создаваемые и ведущие свою основную деятельность за счет целевого бюджетного финансирования, делят на 3 категории:

Для подобных хозяйственных институтов была утверждена специализированная законодательная база, включающая несколько документов, отражающих различные аспекты их деятельности. Одним из важнейших в списке актов будет приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, который содержит в себе план счетов, который необходимо применять для бухгалтерского учета.

Под действие указанного документа подпадают все организации бюджетного сектора. В то же время в силу специфики операций для отдельных их категорий существуют дополнительные законодательные положения:

  • В целях координации механизмов учета во внебюджетных фондах, правительственных органах и казенных учреждениях издан приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н.
  • Для отражения финансовых операций бюджетных организаций при разработке учетной политики необходимо руководствоваться приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н.
  • Методы учета на бухсчетах для автономных компаний установлены приказом Минфина от 23.12.2010 № 183н.

Прежде чем переходить к рассмотрению содержания указанных документов, необходимо более детально ознакомиться с терминологией, которая применяется в них.

Пользователи плана счетов для бюджетных организаций 2016 года

Некоторая неопределенность возникает при более детальном рассмотрении определения плана счетов бюджетного учета. Формально толкование основных положений приказа № 157н предполагает, что его использование правомерно только для структур, поименованных в приказе № 162н, а именно казенных учреждений, фондов социального назначения и органов государственного управления.

Не входящие в данный перечень автономные и бюджетные организации должны использовать в своей работе иное понятие — план счетов бухгалтерского учета. Связано это с отсутствием для них строгих ограничений на занятие различными видами предпринимательской деятельности, не входящей в перечень их основных функций. Этот вывод следует из буквального прочтения пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Одновременно с этим нужно учитывать, что учреждения, проводящие расчетно-кассовое обслуживание автономных или бюджетных учреждений, также подпадают под действие приказа № 162н. В частности, в этой связи можно упомянуть управление Федерального казначейства, которое занимается осуществлением расчетных операций и никоим образом не может быть задействовано в каком-либо направлении бизнеса.

Итогом написанного является то, что формировать рабочий план счетов на основе бюджетного плана могут только казенные учреждения и иные структуры, на которые прямо распространяется действие приказа № 157н.

Основополагающий документ бюджетного счетоводства: приказ № 162н

Какова же сфера использования бюджетных счетов? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, на кого распространяется действие приказа № 162н. Итак, его положения обязательны к применению для:

  • казенных учреждений;
  • органов госуправления;
  • социальных внебюджетных фондов;
  • организаций, находящихся на бюджетном финансировании и подотчетных государственным органам;
  • институтов, обеспечивающих проведение расчетно-кассовых операций с бюджетными средствами;
  • органов казначейства.

Все указанные субъекты в обязательном порядке ведут учет на бюджетных счетах.

Политика учета в организациях бюджетной сферы: таблица

При составлении рабочего плана счетов бюджетные учреждения, если они не используют план счетов, утвержденный приказом № 162н, должны в обязательном порядке руководствоваться приказом № 157н. В соответствии с п. 21 указанного документа на них возложена обязанность создавать подобные перечни самостоятельно, но на основе имеющегося Единого плана счетов или специального учетного плана.

Оба приведенных источника содержат счета длиной 26 символов. Ниже приведем таблицу плана счетов бюджетного учета 2016 года, где рассмотрим структуру бюджетного счета:

Порядковые номера с 1-го по 17-й обозначают аналитический счет, связанный с классификацией доходов, затрат и финансовых операций организации

18-й символ предназначен для приведения типа финансового обеспечения

С 19-й по 23-ю позицию вносится шифр синтетического счета в соответствии с единым планом

В последних трех символах с 24-го по 26-й находит свое отражение шифр по КОСГУ

Пример оформленного рабочего перечня бухгалтерских счетов муниципальной компании можно получить по ссылке ниже на сайте.

Правила образования кодов счетов в 2016 году

Наибольшие затруднения при использовании бюджетных счетов связаны с оформлением символов с 1-го по 17-й — аналитического счета, отвечающего за расшифровку видов операций. При этом основой для заполнения служат:

  • коды доходов;
  • коды расходов, закрепленные законодательно;
  • коды источников финансирования.
Это интересно:  Какие мифы о счастливой семье мешают здоровым отношениям?

В качестве иллюстрации написанного приведем пример отражения кода расходов бюджета.

Структура обозначения затрат следующая:

  • 3 цифры для обозначения распорядителя средств на основе приказа Минфина РФ от 01.06.2013 № 65н;
  • символы с 4-го по 7-й отведены для обозначения кодов раздела и подраздела согласно приложению № 2 к приказу № 65н;
  • порядковые номера 8–14 обозначают код целевой статьи затрат по приложению № 10 к приказу № 65н;
  • завершающие номер счета 3 символа отражают название расхода и берутся из приложения № 3 к приказу 65н.

Если компания испытывает трудности с данной аналитикой счета, то эти символы можно заменить нулями. Данное послабление существенно упрощает разработку рабочего плана счетов и позволяет более плотно сосредоточиться на оформлении кодов с 18-го по 26-й символ.

Составление шифра счета с 18-го по 26-й символ

Тип финансирования находит свое отражение в 18-м символе. Наиболее часто при этом применяют цифру 1, обозначающую бюджетные средства, либо значение 3, дающее понять, что привлечены временно имеющиеся в бюджетной структуре средства. В отношении данного символа также, согласно приложению № 1 к Инструкции в приказе № 162н, действует правило, дающее возможность поставить 0. Значительное количество бюджетных организаций регулярно пользуются данной возможностью.

Начиная с 19-го и заканчивая 23-м номером представлены счета синтетического учета.

Последние 2 знака отведены под значение кода КОСГУ, его можно взять из приложения № 5 к приказу Минфина № 65н.

Необходимо учитывать, что нормы законодательства в отношении бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях довольно часто меняются, поэтому нужно постоянно отслеживать возникающие нововведения.

Изменения в бюджетном плане счетов бухгалтерского учета 2016 года

Не меньшее количество интересных изменений было внесено и во второй нормативный документ — приказ № 162н. Рассмотрим их в следующем разделе.

Организация учетных процедур в казенных учреждениях и внебюджетных фондах

Порядок применения плана счетов бюджетного учета регулируется несколькими документами и имеет разную степень обязательности для отдельных категорий государственных предприятий. Несмотря на стабильность нормативной базы, периодически в порядок организации бюджетных учетных процедур вносятся изменения, последние из них произошли в 2015 году. Их следует обязательно учитывать при формировании учетной политики, в частности при составлении рабочего плана счетов текущего периода.

Как составить план счетов бюджетного учета?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 декабря 2010 года N 174н

Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению

(с изменениями на 28 декабря 2019 года)

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2005, N 1, ст.8; 2006, N 1, ст.8; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст.1478; N 49, ст.4908; 2007, N 45, ст.5491; N 5, ст.411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст.2291) органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — бюджетные учреждения),
(Преамбула в редакции, введенной в действие со 2 марта 2016 года приказом Минфина России от 31 декабря 2015 года N 227н, применяется государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 года и при формировании учетной политики, начиная с 2016 года.

приказываю:

1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Положения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 года, регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 года).
(Абзац дополнительно включен со 2 марта 2016 года приказом Минфина России от 31 декабря 2015 года N 227н, применяется государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 года и при формировании учетной политики, начиная с 2016 года)

Это интересно:  Жилищный сертификат военнослужащим на покупку квартиры: получение, стоимость

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 года.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Кудрин

Приложение N 1. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Приложение N 1
к приказу
Министерства финансов
Российской Федерации
«Об утверждении Плана счетов
бухгалтерского учета
бюджетных учреждений
и Инструкции по его применению»
от 16 декабря 2010 года N 174н
(В редакции,
введенной в действие
с 10 февраля 2019 года
приказом Минфина России
от 28 декабря 2019 года N 299н,
применяется при формировании
учетной политики и показателей
бухгалтерского учета, начиная с 2019 года. —
См. предыдущую редакцию)

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Как составить план счетов бюджетного учета?

В.Л. Киселева,
эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

При формировании учетной политики на текущий финансовый год необходимо сформировать Рабочий план счетов с учетом изменений законодательства на текущую дату. Изменение Рабочего плана счетов возможно только при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы.

Нормативная база

Согласно положениям бюджетного законодательства применение бюджетной классификации РФ (включая КОСГУ) является обязательным для ведения бухгалтерского учета, формирования бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов (п. 1 ст. 18 БК РФ).
Бюджетные и автономные учреждения используют коды бюджетной классификации (КБК) при формировании номера счета бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 21 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н; далее – Инструкция №157н), приложениями № 1, 2 к приказам Минфина России от 16.12.2010 № 174н – для бюджетных учреждений (далее – Инструкция № 174н) и от 23.12.2010 № 183н – для автономных учреждений (далее – Инструкция № 183н), а также разделом V приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Указания № 65н). При ведении бюджетного учета применяется Инструкция от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н).
Согласно пункту 19 приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н СГС «Концептуальные основы» бухгалтерского учета и отчетности», пунктов 6, 21 Инструкции № 157н приказом (распоряжением) руководителя государственного учреждения в рамках формирования учетной политики должен быть утвержден Рабочий план счетов, содержащий счета бухгалтерского учета, применяемые для ведения синтетического и аналитического учета. Утвержденный в установленном порядке Рабочий план счетов служит основанием для проведения соответствующих мероприятий по автоматизации бухгалтерского учета (п. 19 Инструкции № 157н).
Номер счета включает 26 разрядов. Что необходимо помнить при указании (формировании) разрядов номера счета бухгалтерского учета?

1–4-й разряды номера счета

Общероссийские и федеральные перечни формируются в соответствии с видами деятельности, перечень которых определен приказом Минфина России от 18.10.2017 № 153н.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Статья написана по материалам сайтов: okbuh.ru, docs.cntd.ru, www.referent.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий