Изменения по НДС для экспортеров с 1 октября 2019 года

Автор: Зайцева С. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Товары, вывезенные в таможенной процедуре экспорта, облагаются НДС по ставке 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

В случае если реализация производится в страны ЕАЭС, ориентироваться нужно также на Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол), согласно которому (п. 3 и 4) к экспорту товаров в страны ЕАЭС применяется нулевая ставка, если в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представлены соответствующие документы.

Поговорим о таких документах подробнее, тем более что с октября 2019 года нормы о документальном подтверждении скорректированы – см. Федеральный закон от 03.08.2019 № 302-ФЗ.

Экспорт товаров в страны дальнего зарубежья

Договор (контракт) с российской организацией

С 01.10.2019 ситуация урегулирована: в отношении отгрузки товаров филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению российской организации, находящемуся за пределами ЕАЭС, подтвердить «экспортную» ставку можно контрактом с российской организацией (скорректирован абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Причем новые правила для подтверждения нулевой ставки НДС, а также налоговых вычетов по операциям реализации сырьевых товаров, указанных в абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ, применяются для всех случаев, перечисленных в пп. 1 и (или) 8 п. 1 ст. 164 НК РФ (что следует из абз. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Норма п. 1 ст. 164 НК РФ

Содержание нормы

Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта

Реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ)

Реализация товаров, вывезенных при реэкспорте, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов, остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещенных под обозначенную таможенную процедуру

Реализация товаров, вывезенных при реэкспорте, ранее помещенных под таможенные процедуры СТЗ, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под обозначенные таможенные процедуры

Реализация припасов (топлива и ГСМ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания), вывезенных с территории РФ

Этот же подход наблюдается и в отношении реализации товаров через посредника (комиссионера, поверенного или агента) по посредническому договору (комиссии, поручения или агентскому соответственно). Иными словами, для подтверждения нулевой ставки, а также вычетов НДС по операциям реализации сырьевых товаров в налоговые органы представляют (пп. 2 п. 2 ст. 165 НК РФ в новой редакции):

контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку товаров или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с посредническим договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории ЕАЭС и (или) припасов за пределы территории РФ;

контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с посредническим договором), с российской организацией на поставку товаров ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории ЕАЭС.

Транспортные (товаросопроводительные) документы

С октября 2019 года для подтверждения ставки 0% копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, представлять не надо, что следует из обновленного пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ.

Также эти документы не представляются при реэкспорте товаров, указанных в абз. 4 и 5 пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ (абз. 4 пп. 6 п. 1 ст. 165 НК РФ с 01.10.2019 утратил силу). Здесь понадобятся:

контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку таких товаров за пределы ЕАЭС;

таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении товаров, ранее ввезенных в РФ, под таможенные процедуры СТЗ, свободного склада или переработки на таможенной территории;

таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении под таможенную процедуру реэкспорта указанных товаров.

Не нужны транспортные документы и для подтверждения экспорта товаров, если налогоплательщик представит реестры этих документов в электронной форме (см. следующий раздел консультации). Налоговики сами получат информацию о вывозе у таможенников.

Однако сразу прощаться с транспортными документами не стоит, ведь налоговые органы при определенных обстоятельствах (в частности, при обнаружении несоответствия представленных налогоплательщиком и полученных от таможенников сведений) вправе истребовать копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, предусмотренных абз. 2, 4 и 5 пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, за пределы таможенной территории ЕАЭС (новый п. 1.2 ст. 165 НК РФ).

Для справки: в целях проверки налоговыми органами обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, в том числе по ввезенным товарам, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на контроль и надзор в области налогов и сборов, сведения в электронной форме (п. 17 ст. 165 НК РФ).

Требования налоговиков нужно исполнить в течение 30 календарных дней с даты их получения, принимая во внимание особенности, представленные в таблице ниже (абз. 2 – 5 п. 1.2 ст. 165 НК РФ).

Способ вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта)

Способ подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС

Через морские порты, в том числе в случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа

В налоговые органы представляются:

– копия поручения на отгрузку грузов с указанием порта разгрузки. В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию РФ в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию РФ, копию поручения представлять в налоговые органы не нужно;
– копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема товара к перевозке, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории ЕАЭС

В налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории ЕАЭС

Истребуемые транспортные документы могут представляться в электронной форме по формату, утвержденному совместно федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на контроль и надзор в области налогов и сборов и таможенного дела. Указанные документы представляются в налоговый орган
в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов

Срок для представления документов из реестров

Участники внешнеэкономической деятельности в целях подтверждения нулевой ставки вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных (транспортных) документов (разумеется, если таковые требуются) вправе направить в налоговый орган электронные реестры этих документов (п. 15 ст. 165 НК РФ).

Но если налоговый орган выявит между «реестровыми» и «таможенными» сведениями несоответствия, он вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие сведения, по которым выявлены несоответствия.

До сих пор на представление таких документов экспортеру было отведено 20 календарных дней с даты получения требования от налогового органа (абз. 15 п. 15 ст. 165 НК РФ). К копиям документов предъявлялось условие о наличии соответствующих отметок таможенников.

Документ

Требования ст. 165 НК РФ

Таможенная декларация (ее копия)

Наличие отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов

Отметки таможенных органов мест убытия, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории

Компетентные органы подчеркивали:

на истребуемых согласно п. 15 ст. 165 НК РФ документах должны быть проставлены отметки в соответствии с Порядком о таможенном декларировании (Письмо ФНС России от 10.01.2019 № АС-4-15/56@);

С 01.10.2019 рассматриваемая норма (п. 15 ст. 165 НК РФ) скорректирована. Во-первых, срок на представление «реестровых» документов налоговикам продлили с 20 до 30 календарных дней. Во-вторых, копии таможенных деклараций, сведения из которых включены в реестр, могут представляться без отметок российских таможенных органов места убытия.

К сведению: при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории ЕАЭС, копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в соответствующие реестры, представленные в налоговый орган в электронной форме, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия.

Если по требованию налоговиков «реестровые» документы не представлены, обоснованность применения нулевой ставки в соответствующей части считается неподтвержденной.

В случае если экспорт (реэкспорт) за пределы таможенной территории ЕАЭС по представленным налогоплательщиком документам не подтверждается сведениями, полученными от таможенников, об этом сообщается налогоплательщику. Последний вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у него документы, подтверждающие вывоз указанного товара (новый абз. 18 п. 15 ст. 165 НК РФ).

Пояснения и документы (если таковые были представлены налогоплательщиком в налоговый орган согласно абз. 18 п. 15 ст. 165 НК РФ) налоговая служба включает в запрос, направляемый в ФТС. Если на основании этого запроса таможня так и не подтвердит вывоз товаров, обоснованность применения нулевой ставки в соответствующей части будет считаться неподтвержденной.

Это интересно:  На сколько подорожает загранпаспорт в 2019 году?

Повторное представление контрактов

Если контракты (договоры) ранее были представлены в налоговый орган для обоснования применения нулевой налоговой ставки или обоснования освобождения от уплаты акциза за предыдущие налоговые периоды, их повторное представление не требуется.

Обратите внимание: данное нововведение касается всех налогоплательщиков, применяющих нулевую ставку НДС (то есть экспортеров товаров в ближнее и дальнее зарубежье).

Вместо контрактов в налоговый орган нужно направить уведомление с обозначением реквизитов документа, которым были представлены указанные документы, и наименования налогового органа, в который они были представлены. Это сказано в новом абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ.

Экспорт товаров в страны ЕАЭС

В главу 21 НК РФ внесены технические поправки, определяющие право на применение ставки 0% при вывозе товаров на территорию ЕАЭС. В частности, п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен пп. 1.1, согласно которому налогообложение по ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных из России в страны ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), в случаях, предусмотренных Договором о ЕАЭС.

Для подтверждения нулевой ставки, а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров из абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ в налоговые органы представляются документы, предусмотренные Договором о ЕАЭС, но с учетом обозначенных новым п. 1.3 ст. 165 НК РФ особенностей. Напомним, что Протокол среди подтверждающих экспорт документов называет:

договор (контракт), на основании которого осуществляется экспорт товаров;

заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов, освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств (либо перечень таких заявлений);

транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;

иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

К сведению: при экспорте товаров с территории РФ на территорию государств – членов ЕАЭС представление таможенной декларации (ее копии) не требуется (Письмо ФНС России от 27.04.2017 № СД-4-3/8126@).

Но транспортные (товаросопроводительные) документы экспортерам ближнего зарубежья можно не представлять. Копии этих документов могут быть заменены на перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налоговой в электронной форме(абз. 2 п. 1.3 ст. 165 НК РФ).

К сведению: предусмотренный п. 15 ст. 165 НК РФ реестр, подтверждающий обоснованность применения налоговой ставки 0%, к рассматриваемой ситуации неприменим. Иными словами, налогоплательщик не может представить такие реестрывместо копий транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории РФ на территорию государств – членов ЕАЭС (письма ФНС России от 03.08.2019 № СД-4-3/15160@, от 27.04.2017 № СД-4-3/8126@).

Вместе с тем налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе выборочно истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Истребуемые документы (их копии) представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа.

В случае если по требованию налоговиков документы не представлены, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной.

Экспорт услуг (работ)

Для полноты картины стоит также отметить: Федеральный закон № 302-ФЗ внес и другие изменения – в частности, в ст. 165 НК РФ ввел п. 20, в котором представлены особенности подтверждения экспортной ставки НДС и налоговых вычетов при реализации работ (услуг). Но эта норма (в отличие от рассмотренных выше) будет применяться с 01.04.2019 (п. 9 ст. 4 закона).

Итак, согласно п. 20 ст. 165 НК РФ при железнодорожных перевозках вместо копий документов в налоговый орган могут быть представлены транспортные и перевозочные документы, составленные в электронной форме по установленному формату. В таблице ниже показано, о реализации каких услуг (работ) идет речь, а также обозначена норма НК РФ, в которой перечислены документы, «заменяемые» на электронные.

Услуги

Статья 165 НК РФ (о документах)

Услуги по международной перевозке, оказанные в отношении товаров, вывозимых железнодорожным транспортом в таможенной процедуре экспорта (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Подпункт 3 п. 3.1

Транспортно-экспедиционные услуги, а также услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемые российскими организациями (ИП), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, при условии что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Подпункт 3 п. 3.7

Услуги по перевозке или транспортировке экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ

Работы (услуги), связанные с такой перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых (реэкспортируемых) товаров

Услуги и работы, оказываемые и выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте (пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Указанные в п. 20 ст. 165 НК РФ документы представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов.

Представленные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ.

Мы рассмотрели скорректированные законодателем (Федеральный закон № 302-ФЗ) нормы гл. 21 НК РФ, которые нужно взять на вооружение участникам внешнеэкономической деятельности в ближайшее время.

при экспорте товаров российской организации можно применить ставку 0%, подтверждением права на нее является контракт с российской организацией;

для подтверждения нулевой ставки при экспорте могут не понадобиться транспортные документы;

продлен срок для представления документов из реестров;

копии таможенных деклараций, сведения из которых включены в реестр, могут представляться без отметок российских таможенных органов места убытия;

контракт для подтверждения нулевой ставки НДС представлять повторно не надо.

Перечисленные изменения вступили в силу 01.10.2019, но применяются в отношении операций по реализации товаров, совершенных начиная с указанной даты (п. 2 и 8 ст. 4 Федерального закона № 302-ФЗ). Это означает, что по старым (до 01.10.2019) экспортным поставкам изменения применяться не будут, даже если подтверждение нулевой ставки произойдет по ним после указанной даты. Вместе с тем официальных разъяснений по этому поводу пока не последовало.

Новые изменения в НК РФ с 1 июля 2019г., 1 октября 2019 г., с 2020 г. Энциклопедия всех изменений 2019 г. Новое валютное законодательство


«НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НК РФ С 1 ИЮЛЯ 2019Г., 1 ОКТЯБРЯ 2019 Г., С 2020 Г. (НДС, НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО, НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦ, НДФЛ, ТРАНСПОРТНЫЙ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ). ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВСЕХ ИЗМЕНЕНИЙ 2019 Г. КАК НЕ ОСТАТЬСЯ БЕЗ СЧЕТА И НЕ ПОПАСТЬ ПОД БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ. НОВОЕ ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»

Время проведения: с 10.00 до 17.00

Семинар ориентирован на
главных бухгалтеров, бухгалтеров, аудиторов, налоговых консультантов, финансовых директоров, юристов, руководителей организаций и других заинтересованных лиц.

Семинар ведет: Механикова И.М. —
практикующий аттестованный аудитор с 1995 года. Опыт налогового планирования, участие в налоговых спорах, подготовка заключений и рекомендаций по спорным вопросам налогообложения. Многолетний опыт проведения аудиторских проверок. Активно представляет интересы налогоплательщиков в налоговых органах. Автор публикаций по бухучету и налогообложению в ведущих специализированных изданиях издательства «АКТИОН-МЕДИА». Преподаватель курсов повышения квалификации для аудиторов профессиональных бухгалтеров и налоговых консультантов.

1. Новые правила работы для бухгалтера и директора и кого они затронут с 2020 года.Обновленный КОАП. Новые формы административной ответственности и когда бухгалтеров перестанут штрафовать за чужие ошибки.

2. Глобальные изменения по НДС. Новые федеральные законы.

2.1. С 1 апреля 2019 года.

• Новая декларация по НДС: что изменилось. Как изменилась книга продаж и журналы. Новый бланк для отказа от НДС. Новый перечень товаров для ставки 10%.

2.2. С июля 2019 года.

• Новый расчет пропорции в целях НДС, новая нулевая ставка НДС для экспортеров работ и услуг, расширение перечня налоговых вычетов по НДС, новые освобождения, новый порядок отнесения сумм НДС на затраты, безвозмездная передача недвижимости и иного имущества. Новый порядок налогообложения НДС «аэропортовых» услуг.

2.3. С 1 октября 2019 года.

• Новые возможности применения ставки 0% по НДС с 1 октября 2019.
• Новые требования ФНС о представлении пояснений к декларации по НДС с 2019 года.
• Облегчение процесса администрирования налога.
• Как отказаться от льготы по НДС, используя лазейки законодательства.
• Когда нельзя зачесть излишне уплаченный налог.
• Два варианта отражения иностранного НДС, уплаченного за границей.
• Проблемы бухгалтерии при переходе НДС на ставку 20% с 2019 года.
• Еще раз о возврате товара. Жесткая позиция ФНС и возможная альтернатива письму от 23 октября 2019 года. Как выйти из сложившейся ситуации с меньшими затратами.
• Всегда ли нужен корректировочный счет-фактура?
• Рекомендации для продавца и покупателя на примерах.

3. Новые налоговые агенты иностранных лиц в 2019—2020 гг.

• Правила уплаты налога на Google» с 2019 года. Нюансы переходного периода.
• Когда российская компания будет по-прежнему налоговым агентом «налога на Google».
• Как получить вычет по НДС и заполнить книгу покупок покупателю электронных услуг.
• Когда по «Налогу на Google» для вычета НДС по услугам все-таки нужен счет-фактура.
• Иностранная компания оказывает не только электронные услуги: Минфин пояснил, кто перечисляет НДС.
• Должен ли дистрибьютор зарубежного ПО платить НДС за нерезидента.
• Особенности налогообложения налоговых агентов — посредников (налоговый агент НДС — посредник при реализации товара иностранца, налоговый агент НДС — посредник при покупке товара у иностранца).

Это интересно:  Как проверить организацию на наличие судебных дел. Проверить фирму на судебные иски

4. Новые изменения по налогу на прибыль с 2020 года.

• Новые преференции по налогу на прибыль с 2019 года.
• Смогут ли регионы продлить действие сниженных ставок по налогу на прибыль.
• Налогообложение при выходе из обществ, дивиденды, пени и другие поправки в НК РФ.
• Убыток, полученный при выходе из организации или при ее ликвидации, можно ли учесть?
• Дополнение состава расходов для налога на прибыль с 2019 года и ограничения.
• Когда непогашенная задолженность по долговому обязательству не признается для российской организации контролируемой задолженностью.

5. Изменения по НДФЛ с 2020 года.

• Уточнение норм об исчислении НДФЛ. Новые обязанности и отмена старых.
• Другие изменения на 2020 год.

6. НДФЛ 2019 года. Новые формы, новые освобождения от штрафов с 2019 года, новые правила налогообложения при продаже имущества, новые освобождения от НДФЛ.

• Условия освобождения налогового агента от ответственности.

7. Что изменилось при уплате страховых взносов в ПФР с 2020 года.

8. ФНС об последних поправках к НК РФ по имущественным налогам с 2020 г. (транспортный и земельный налог, налог на имущество организаций и физлиц с 2020 года).

9. Что поменяется по налогу на имущество организаций с 2020 года.

• Обновленная декларация. Отмена расчетов по авансовым платежам. Право на единую налоговую отчетность.
• Новые правила расчета налога на имущество с 2019 г. для физлиц и организаций. Изменение кадастровой стоимости недвижимости в течение года: новые правила расчета налога на имущество. Оспаривание кадастровой стоимости и стоит ли это делать.

10. Изменяющийся порядок налогообложения имущества физлиц с 2020 года.

• Новый порядок прекращения налогообложения, новые льготы, новые обязанности налоговых органов.
• Об изменениях с 2019 г. в налогообложении имущества граждан.
• Единый платеж имущественных налогов граждан. Новые налоговые льготы.

11. Изменения в валютном законодательстве.

• Что поменялось в работе банка с 1 июня 2019 года и как это повлияло на его клиентов.
• Как не остаться без счета из-за налогов и корпоративных карт.
• Как не попасть под банковский контроль по НДС.
• Как оспорить отказ банка в проведении операции или открытии счета.
• Как разблокировать счет и выйти из черного списка с марта 2019 года.
• Новые методические рекомендации ЦБ России коммерческим банкам.
• Облагается ли налогом перевод с карты на карту?
• Новые основания для приостановления операций по картам россиян без их согласия.

13. Ответы на вопросы слушателей.


Стоимость участия:
9500 рублей.

В стоимость включены раздаточные материалы по теме семинара, питание, комплекты для записей.

Скидки: более одного участника от компании – скидка 7%, постоянным клиентам компании – скидка 15%.

Адрес проведения семинара:
г. Москва, уточните у организатора.

Для профессиональных бухгалтеров – возможно получение сертификата о 40-часовом ежегодном повышении квалификации!

Как изменится НДС с 1 июля 2019 года

К началу июля текущего года приурочены преобразования в разных сферах деятельности. Коснутся они и налогообложения, в т. ч. порядка применения и расчёта налога на добавленную стоимость, введения нового перечня вычетов и снижения ставок налога. Бизнесмены интересуются, что следует ждать от грядущих нововведений и кого конкретно они коснутся.

НДС: что это такое и для чего нужен

НДС — это налог на добавленную стоимость.

  • продавцы товаров;
  • лица, оказывающие услуги населению;
  • производители товаров;
  • покупатели, т. е. простые граждане.

НДС перечисляется в бюджет страны и составляет около 50% от всех поступлений по сборам.

Деньги расходуются на следующие государственные и национальные цели:

  • социальную политику, образование, оказание медицинских услуг;
  • оборону и защиту суверенитета, деятельность органов охраны правопорядка, безопасность;
  • решение общегосударственных и экономических вопросов;
  • защиту экологической обстановки;
  • развитие сферы ЖКХ, СМИ, культуры;
  • выплату национального долга;
  • дотации и субсидии в бюджет.

Сумма налога при определении налоговой базы высчитывается как её процентная доля, соответствующая налоговой ставке. Также применяется раздельный учёт НДС.

Изменения в НДС с 1 июля 2019 года: чего ожидать

С указанного срока ожидается ряд изменений в правилах применения и расчёта НДС налогоплательщиками. Так, были внесены поправки в ряд статей Налогового кодекса РФ (146, 170, 171). Ориентироваться теперь стоит не только на указанный кодекс, но и на федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ.

  • введение нового перечня НДС вычетов;
  • поправки в расчёте НДС;
  • использование новой кодировки по операциям НДС;
  • пересмотр ставки НДС для авиакомпаний.

Новый перечень НДС вычетов

Всем, кто выплачивает НДС, разрешено брать к вычету входящий предъявленный (либо импортный) НДС по товарам или услугам.

Важно соблюдать сразу два условия:

  • работы будут реализованы за рубежом;
  • данные виды услуг не приводятся в налоговом законодательстве.

Преобразования должны способствовать снижению налоговой нагрузки тех организаций, которые экспортируют услуги. Нововведения также помогут увеличить объём несырьевого экспорта.

Это актуально для компаний, которые осуществляют такие виды услуг иностранным компаниям:

  • разработку программных продуктов и баз данных, их адаптацию и модификацию;
  • оказание инжиниринговых услуг;
  • оказание услуг в электронной форме;
  • консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские услуги, услуги по обработке информации;
  • рекламные и маркетинговые услуги;
  • сдачу в аренду некоторых видов движимого имущества и пр.

Изменения в расчёте НДС

Для товаров, используемых одновременно в обычной и льготной (не облагаемой НДС) деятельности, сумма налога, подлежащая вычету, будет определяться расчётным путём. Это же касается выполненных работ и оказанных услуг.

С этой целью рассчитывается пропорция. При этом исходят из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, облагаемых и не облагаемых НДС, в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.

Предстоящие изменения коснуться и расчёта налога на добавленную стоимость

Операции по НДС на безвозмездной основе

Новым ФЗ внесены поправки и в ст. 146 НК РФ.

Они освобождают от НДС передачу на безвозмездной основе:

  • объектов социально-культурного назначения в региональную или муниципальную казну;
  • недвижимости в государственную казну;
  • имущества в собственность РФ для целей организации или проведения научных исследований в Антарктике.

Делается это для упрощения налогового бремени в научной, культурной и социальной сферах.

Введение новых кодов по операциям НДС

Коды операций используют при заполнении таких документов:

  • налоговой декларации;
  • книги покупок;
  • книги продаж.

Чтобы данные из указанных документов прошли проверку в ИФНС, важно правильно указывать коды видов операций (КВО).

Законотворцы вводят новые коды операций по НДС, что важно учитывать при оформлении налоговой декларации

С июля текущего года будут действовать новые коды. Нововведения связаны с повышением ставки НДС до 20%, которое произошло в январе 2019 года. С тех пор возникла необходимость дополнительной корректировки.

Снижение ставки НДС для авиакомпаний

Нововведения касаются и налоговых льгот для авиакомпаний. Ранее обслуживание пассажиров на внутренних рейсах осуществлялось по ставке НДС 10%.

Исключением была авиация в:

  • Республике Крым и, в частности, Севастополе;
  • Калининградской области;
  • Дальневосточном ФО.

Полёты по таким маршрутам обслуживались по нулевой ставке.

Теперь Правительство РФ приняло решение об установлении нулевой налоговой ставки НДС для авиакомпаний, курсирующим и по другим внутренним маршрутам. При этом нулевая ставка для указанных выше объектов будет действовать по 1 января 2021 года. Для остальных направлений предполагается бессрочное действие НДС в 0%. Таким образом, перелёты из одного региона в другой будут обходиться населению дешевле.

Для тех авиарейсов, которые будут осуществляться через Москву, налоговая ставка останется прежней, т. е. равной 10%.

Региональным авиакомпаниям новый закон позволит ежегодно экономить значительные средства, что, в свою очередь, позволит покрыть рост издержек на топливо. Помимо этого, налоговые льготы должны подтолкнуть авиакомпании к расширению сети своих маршрутов.

С июля текущего года произойдёт ряд изменений в НДС. Законодательство устанавливает пополнение перечня НДС вычетов, корректирует правила исчисления НДС к вычету при раздельном учёте. Изменения коснутся и авиакомпаний: для внутренних перевозок предполагается введение нулевой ставки НДС, если перелёт осуществляется в обход столицы.

Поправки в НК РФ, которые вступят в силу совсем скоро

3 августа 2019 года был подписан закон № 302-ФЗ, который внес изменения в Налоговый кодекс. Расскажем о том, что нужно знать об этих поправках налогоплательщикам.

Изменения по НДС

Недавно мы писали о том, что со следующего года ставка НДС будет увеличена до 20%. Но вскоре будут внесены и другие изменения, которые затронут плательщиков этого налога.

Сократится срок камеральной проверки

Срок камеральной проверки по НДС будет сокращен до 2 месяцев. Соответствующее изменение в пункт 2 статьи 88 НК РФ заработает 3 сентября текущего года. Налоговики смогут продлить срок камералки до 3 месяцев, если заподозрят в ходе проверки, что имеют место налоговые нарушения.

Упростится порядок подтверждения нулевой ставки

Право на НДС 0% имеют экспортеры, однако они должны его подтверждать. Для этого они представляют в ИФНС, среди прочего, товаросопроводительные и транспортные документы. В скором времени этого не потребуется — налоговики будут получать их из таможни. Если же таможенный орган документы не предоставит либо они будут содержать расхождения, тогда специалисты ИФНС запросят их у налогоплательщика. Таковы правила пункта 1.2 статьи 165 НК РФ.

Это интересно:  Обязанности юриста по трудовому праву

Кроме того, изменен срок направления документов, запрошенных ИФНС при выявлении расхождений. Он увеличен с 20 календарных дней до 30. Документы могут быть направлены без отметок таможенных органов РФ. Такие положения содержатся в новой редакции пункта 15 статьи 165 НК РФ.

Помимо всего прочего, экспортеров освободят от необходимости прикреплять в декларации по НДС контракты и договоры, которые раньше уже подавались в инспекцию. Достаточно подать уведомление с указанием реквизитов документа, с которым упомянутые соглашения ранее передавались в налоговый орган. Изменения внесены в пункт 10 статьи 165 НК РФ.

Кроме всего прочего, в новой редакции изложен подпункта 1 пункта 1 той же статье. Введено правило для экспортеров по операциям, получателем по которым выступают подразделения российских юридических лиц за пределами Таможенного союза. При подтверждении нулевой ставки НДС по таким операциям представляется контракт с российской организацией или его копия. Предметом контракта должна быть поставка товара в адрес представительства этой организации за пределами ЕАЭС.

Блок приведенных выше изменений заработает с 1 октября 2019 года. Они будут применяться в отношении операций, которые будут совершены после этой даты.

Есть еще одно изменение — оно заработает с 1 апреля 2019 года. Введено оно будет новым пунктом 20 статьи 165 НК РФ. При оказании услуг по международной перевозке товара, транспортно-экспедиционных услуг и перевозке ЖД транспортом бумажные копии транспортных и перевозочных документов можно будет не представлять. Вместо этого будут применяться их электронные аналоги, сформированные в соответствии с утвержденным форматом и переданные через оператора ЭДО.

Упростится возмещение НДС в заявительном порядке

В отношении операций, совершенных после 1 октября 2019 года, будут упрощены правила возмещения НДС в заявительном порядке. Подпункт 1 пункта 2 статьи 176.1 Кодекса излагается в новой редакции. Предполагается снижение суммы уплаченных налогов для применения заявительного порядка с 7 млрд до 2 млрд рублей. Напомним, что учитывается сумма НДС, акцизов, НДПИ налога на прибыль, уплаченная за три предшествующих года.

Также с 7 млрд до 2 млрд рублей снижена совокупная сумма налогов, уплаченных за три предыдущих года компанией, которая выступает поручителем при заявительном порядке. Вместе с тем для поручителей повышена доля чистых активов, соответствующая сумме обязательств по договорам поручительства. Пока она составляет 20%, но начиная с 1 октября 2019 года будет равна 50%. Кроме того, к поручителю будут применяться требования об отсутствии задолженности не только по налогам, включая пени и штрафы, но и по страховым взносам.

Другие налоги

Изменения по налогу на имущество юридических лиц

Организации будут освобождены от уплаты налога на недвижимое имущество. Объектом налогообложения по налогу на имущество юридических лиц будет считаться только недвижимость, которая учитывается на балансе в качестве основных средств. Облагаемая налогом база будет определяться отдельно по каждому объекту недвижимости вне зависимости от того, как он рассчитывается — исходя из среднегодовой или кадастровой стоимости.

Кроме того, вносятся изменения и в порядок сдачи отчетности по налогу на имущество. Со следующего года отчитываться нужно будет только в налоговые органы по месту нахождения объекта недвижимости. Это изменение не коснется крупнейших налогоплательщиков — они по-прежнему будут подавать декларации и расчет по авансовым платежам в ИФНС по месту учета крупнейших налогоплательщиков.

Этот блок изменений вступит в силу с 1 января 2019 года.

Изменения в ставках налога на прибыль

Так вот, в новой редакции нижнее ограничение ставки отменяется. Причем если пониженная ставка была установлена до 2019 года, действовать она может только по 2022 год включительно. В период с 2019 по 2022 год власти субъекта могут эту ставку повысить.

Общие вопросы

Повторный запрос документов ИФНС

В действующей редакции пункта 5 статьи 93 Кодекса есть норма, запрещающая налоговикам запрашивать повторно те документы, которые ранее предоставлялись налогоплательщиками. С 3 сентября 2019 года этот запрет будет отменен. Иначе говоря, специалисты ИФНС смогут потребовать на проверку документы повторно.

За налогоплательщиком останется право не представлять такие документы, однако об этом нужно своевременно уведомить ИФНС. В уведомлении следует указать, что запрашиваемые документы представлялись в инспекцию (в какую именно), а также привести параметры документа, по которому они передавались или к которому прилагались. С уведомлением нужно уложиться в срок, который указан в требовании их представить.

Однако если инспекторы затребуют подлинники документов, которые уже подавались в ИФНС и были возвращены налогоплательщику, то отказаться от их представления последний не сможет. То же самое относится и к документам, утраченным специалистами ИФНС из-за воздействия обстоятельств непреодолимой силы. Придется подавать запрашиваемые бумаги вновь.

Оформление результатов дополнительных контрольных мероприятий

Также с 3 сентября будет изменена статья 101 НК РФ, а именно добавлен пункт 6.2 и подкорректирован пункт 6.1. Эти нормы затрагивают результаты мероприятий дополнительного налогового контроля.

В рамках проверки может потребоваться истребование документов, экспертиза, вызов свидетеля на допрос. Подобные мероприятия назначаются по решению руководителя инспекции, в котором указывается сроки их проведения. В этой части никаких изменений не произошло.

Поправки затронули результаты таких проверок, а точнее, их оформление. Раньше по этому поводу в Налоговом кодексе ничего сказано не было. А вот с 3 сентября 2019 года вступит в силу норма следующего содержания: результаты упомянутых мероприятий должны быть оформлены документом «дополнение к акту налоговой проверки». Он должен быть составлен в течение 15 дней после того, как мероприятие проведено. В документе инспекторы должны отразить даты начала и окончания проведения, описание сути мероприятия, а также собранные в его ходе доказательства.

Дополнение к акту, а вместе с ним и полученные материалы, передаются налогоплательщику в течение 5 рабочих дней. Если проверяемый субъект не согласен с выводами, изложенными в документе, у него будет 15 рабочих дней для письменного возражения. Напомни, что пока на возражение дается 10 рабочих дней со дня окончания срока мероприятия.

Приведенные выше изменения вступит в силу 3 сентября 2019 года и будут применяться в отношении решений по проверкам, завершенным после этой даты.

Увеличение срока на предоставление документов по сделке

Как известно, затребовать документы налоговики могут не только в ходе проверки. Такое случается, например, когда они собирают сведения о какой-то определенной операции. 3 сентября 2019 года вступит в силу новая редакция пункта 5 статьи 93.1. На предоставление документов будет отводиться 10 рабочих дней с момента получения требования, а не 5, как раньше. Если ответить налоговикам нечего — нет запрашиваемой информации или документов — в тот же срок нужно об этом сообщить.

Новый срок не распространяется на предоставление документов и сведений, поступивших в ходе «встречной» проверки. Как и прежде, такие требования должны быть удовлетворены в течение 5 рабочих дней.

Изменения по контролируемым сделкам

В статью105.14 НК РФ, посвященную контролируемым сделкам, будет внесено несколько изменений:

  1. Появится новый критерий отнесения сделки к контролируемым. Это применение сторонами в отношении доходов от такой сделки разных ставок по налогу на прибыль. Исключение составляют ставки, по которым облагаются дивиденды, отдельные видов долговых обязательств, а также доходы иностранных организаций, действующих в России без представительств.
  2. Иначе излагается критерий, касающийся освобождения от налога на прибыль. В новой редакции он звучит так: одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль. Ранее сделка считалась контролируемой, если одна сторона освобождена от налога или применяет нулевую ставку, а другая нет.
  3. Упраздняется один из критериев отнесения сделки к контролируемым. А именно то обстоятельство, что одна из сторон является резидентом особой экономической зоны или участником регионального инвестпроекта.
  4. Меняется стоимость контролируемых сделок. Признать сделку контролируемой можно будет лишь в том случае, если она удовлетворяет какому-нибудь критерию и доход ее участников превышает 1 млрд рублей в год. Иначе говоря, если один из критериев исполняется, но цена сделки ниже, контролируемой она не является. В старой редакции превышение ценового порога в 1 млрд рублей являлось самостоятельным критерием отнесения сделки к контролируемым.Внесено изменение и в части стоимости и для сделок, приравненных к операциям между взаимозависимыми лицами. Подразумеваются сделки с участием третьих лиц, которые являются номинальными — не берут на себя никаких рисков, не осуществляют функций, не используют активов. Такая сделка будет считаться контролируемой при условии, что сумма доходов участников от нее превысит 60 млн рублей в год.

Эти изменения будут учитываться при определении налоговой базы за 2019 год и далее. При этом неважно, когда именно стороны заключили договор.

Консолидированные группы налогоплательщиков исчезнут

Вскоре не станет такого объединения, как консолидированная группа налогоплательщиков. Полностью от него отказаться решено к 2023 году. Группы, которые были созданы в 2019 году, будут считаться незарегистрированными. Те же КГН, которые сформировались до начала текущего года, будут действовать лишь до конца 2022 года.

Прочие поправки

Изменений в Налоговый кодекс внесено немало. Об основных мы рассказали выше, а все прочие перечислены в следующей таблице.

Статья написана по материалам сайтов: www.klerk.ru, hiterbober.ru, kontursverka.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий