Должная осмотрительность: что учесть перед сделкой с контрагентом

Архипенко З. М.
помощник руководителя по налогам ООО «Рамзес»

Какие документы подтвердят должную осмотрительность?

В последнее время больше всего споров с налоговым органом возникает в части непроявления должной осмотрительности. Однако долгое время это понятие просто отсутствовало в Налоговом кодексе.

Как часто Вы получаете требование от налоговиков в части предоставления подтверждающих документов должной осмотрительности при выборе контрагента? Кому нужна осмотрительность?

Понятие «должная осмотрительность» введено Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

В июле 2017 года был принят федеральный закон № 163-ФЗ, который внес изменения в статью 54.1 НК РФ. Фактически Налоговый кодекс был дополнен положениями о необоснованной налоговой выгоде. Согласно вышеуказанной статье не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений: о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов); об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете; налоговой отчетности налогоплательщика».

Как и ранее факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Непроявление должной осмотрительности в выборе контрагентов в первую очередь влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности организации, которая в соответствии с гражданским законодательством осуществляет свою деятельность самостоятельно и на свое усмотрение. Такие риски могут выражаться, в частности, в непоставке или несвоевременной поставке товаров, поставке некачественных товаров, неоплате отгруженных товаров, невозможности предъявления претензий к контрагентам и последующего взыскания с них понесенных потерь.

При выборе контрагента без надлежащей осмотрительности можно оказаться виноватым перед налоговыми органами, которые предъявят обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды и причинении ущерба бюджету. Принимая во внимание, что предпринимательскую деятельность хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий, в том числе налоговых (Письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@).

ВАЖНО В РАБОТЕ:

Проверять контрагента следует, когда расходы по сделке с ним являются для организации существенными.

Как указано в Письме ФНС России от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124, заключению сделки предшествует этап выбора поставщиков. Заказчику нужно проверять их юридический статус и деловую репутацию, проявляя тем самым должную осмотрительность.

Но с 2019 года практика может поменяться.

В письме Минфина от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ указано, что об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности и т.п. Таким образом, неумышленные действия не смогут привести к доначислению налогов.

Но тем не менее, можно сделать выводы о том, что проявление должной осмотрительности важно для всех, и для индивидуальных предпринимателей, и для компаний. А вот физические лица мало сталкивались с судебными спорами, которые бы говорили о том, что они не проявили должную осмотрительность.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

Для проявления должной осмотрительности, для проверки контрагента можно сделать следующее:

  • Проверка на интернет-ресурсе добросовестности контрагента и наличия свидетельств выполнения контрагентом условий будущего договора:
    • 1) Получение выписки из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте (https://service.nalog.ru/vyp)
    • 2) Запрос данных на следующих ресурсах:
  • Сведения о государственной регистрации юридических лиц (http://egrul.nalog.ru.nalog.ru)
  • Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке (https://service.nru/svl.do)
  • Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года (https://service.nru/zd.do)
  • Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/)

Скриншоты с информацией о контрагенте и/или итоговые файлы следует распечатать или сохранить в компьютере. Это поможет вам доказать, что вы действительно проводили проверку контрагента.

Как уже отмечалось выше, понятие «должная осмотрительность» впервые было введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Однако сама природа должной осмотрительности так развернуто как сегодня нигде не указывалась. Пунктом 10 указанного постановления указывалось, что «налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом…» (выдержка из п.10 Постановления № 53). Пленум ВАС обращал внимание лишь на то, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязательств самостоятельным доказательством получения им налоговой выгоды не является. На практике же, «должная осмотрительность» воспринималась как использование компанией налогоплательщиком всех методов и способов по получению информации о контрагенте, предусмотренные законом.

В июне 2016 года ФНС России снова напомнила налогоплательщикам о необходимости проявления должной осмотрительности и способах проверки добросовестности контрагентов, утвердив Письмо ФНС России от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104. И на сегодняшний день основными фактами, подтверждающими бездействие налогоплательщика по проявлению должной осмотрительности, для налоговиков могут стать:

  • отсутствие государственной регистрации контрагента или регистрация по утерянному паспорту, на недееспособное лицо;
  • отсутствие контрагента по указанному юридическому адресу;
  • сдача контрагентом нулевой отчетности, в том числе ее непредставление в налоговую инспекцию;
  • подписание документов по сделкам и хозяйственным операциям не установленными лицами.

Кроме этого, теперь налоговики стали обращать внимание на длительность взаимоотношений с контрагентами, аффилированность компаний, выступающих в качестве контрагентов компании налогоплательщика, являются ли они взаимозависимыми лицами.

Истребование с контрагента учредительных и иных документов, характеризующих его деятельность и связанных с заключением договора: запросить у контрагента следующие документы (заверенные копии):

  • устав организации;
  • свидетельство о государственной регистрации организации;
  • свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения;
  • решение об избрании (назначении) руководителя организации;
  • вторую и третью страницы паспорта руководителя организации.

Проявление осмотрительности должно быть ограничено разумными пределами.

Если проецировать проблему должной осмотрительности на малый и средний бизнес, то можно выделить две критические области:

1) закупки (возникновение безнадежной дебиторской задолженности);

2) налоговая отчетность.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Запрос у контрагента копий свидетельств о госрегистрации и постановке на налоговый учет, устава, выписки из ЕГРЮЛ, документов, подтверждающих полномочия руководителя, справки об отсутствии задолженности по налогам в большинстве случаев расценивается судами как доказательства проявления стороной договора должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Какие последствия могут возникнуть?

В письме ФНС России от 23.01.2013 № АС-4-2/710@ говорится о том, какие риски влечет непроявление должной осмотрительности. Прежде всего, организация рискует столкнуться с проблемами в финансово-хозяйственной деятельности: непоставка, задержка поставок, поставка некачественных товаров, неоплата за отгруженные товары, отсутствие возможности предъявить претензии к контрагентам и взыскать с них понесенные потери.

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента— категория, интересующая, прежде всего, налоговые органы, выявляющие ситуации, влекущие за собой получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Меньший (но также растущий) интерес должная осмотрительность вызывает:

  • у банков, не только обязанных контролировать определенные сделки своих клиентов, но и заинтересованных в как минимум стабильном финансовом положении лиц, получивших в банке кредит;
  • собственников бизнеса, желающих вести его с наименьшими потерями (риски покупки-продажи некачественного товара, несвоевременных поставок, неполучения платежей, невозможности взыскания ущерба).

То есть негативные последствия, возникающие из-за неправильного выбора контрагента, тоже становятся риском налогоплательщика. А если при этом налоговый орган докажет отсутствие реальности операций (то есть фиктивность осуществленной сделки), то неизбежными будут и налоговые доначисления.

Чаще всего осмотрительность признается ненадлежащей, когда:

  • контрагент хоть и действующий, однако первичные документы оформлены с нарушениями, в том числе с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • работы выполнены (услуги оказаны) не тем лицом, которое указано в документах (в том числе налогоплательщиком своими силами);
  • отсутствуют документальные подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя);
  • налогоплательщик не удостоверился в личности руководителя и представителей контрагента;
  • руководитель контрагента не подтверждает свое руководство или взаимоотношения с заявителем;
  • отсутствует информация о фактическом месте нахождения контрагента, а место его регистрации является «массовым»;
  • расчетный счет контрагента не свидетельствует о реальной деятельности;
  • отсутствуют сведения о приобретении контрагентом товаров для последующей реализации в адрес налогоплательщика;
  • отсутствуют производственные и (или) торговые площади, собственная или арендованная недвижимость, оборудование, транспорт, работники;
  • контрагент не зарегистрирован в госреестре или имеются нарушения при регистрации.

И это не полный список возможных обстоятельств.

Разумеется, каждое из названных обстоятельств в отдельности не приведет к доначислению налогов. Однако они и не возникают по одному. Налоговые органы обычно устанавливают, а суды оценивают их совокупность. Чем больше обстоятельств установлено, тем более призрачна надежда на подтверждение налоговой выгоды.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Обязанность по доказыванию получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы.

Неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности в предпринимательской деятельности ложатся на лицо, заключившее такие сделки, и желающее в результате их осуществления подтверждения расходов и вычетов. Это явление солидарной налоговой ответственности является нормальным для российской действительности. Логика в том, что такие последствия не могут быть перенесены на федеральный бюджет посредством уменьшения налоговых обязательств и осуществления необоснованных выплат (возмещения).

При этом зачастую проверка заявителем только государственной регистрации контрагента и его постановки на учет в налоговом органе судами не признаются проявлением налогоплательщиком должной осмотрительности. Этого уже не достаточно.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск, и законодатель на налоговые органы не возлагает ответственность за последствия выбора налогоплательщиком недобросовестного контрагента. Поэтому, при возникновении неблагоприятных последствий в результате сотрудничества с такими контрагентами, решать такие проблемы, скорее всего, придется в судебном порядке. Даже несмотря на то, что существуют общие правила доказывания (ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ, ст.56 ГПК РФ), доказывать в суде проявление должной осмотрительности при выборе каждого контрагента в отдельности налогоплательщику придется самостоятельно.

Налоговики расценивают отсутствие у ИП кода ОКВЭД как заключение договора с физлицом

Задаваясь вопросом, возможно ли осуществлять деятельность без соотвествующего ОКВЭД, нужно отчетливо представлять себе основные риски, связанные с отсутствием или несоответствием кодов:

  • организация, занимающаяся незарегистрированной должным образом деятельностью, признается ФНС неблагонадежной;
  • налоговой службой могут быть оспорены расходы, связанные с такой организацией (ИП);
  • если в выписке ЕГРЮЛ нет нужных кодов, предприятие-контрагент может прекратить выгодное сотрудничестве.

Контролирующие органы сформулировали свой подход к решению данного вопроса следующим образом. К доходам от предпринимательской деятельности, подлежащим обложению УСН, они отнесли поступления от тех видов деятельности, коды ОКВЭД которых были указаны при регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и сведения о которых внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Если же доходы поступили от видов деятельности, не заявленных в перечне кодов ОКВЭД в ЕГРИП, они не признаются полученными в рамках предпринимательской деятельности.

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА:

Доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, указанный индивидуальным предпринимателем при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности.

Пример:

ИП не имеет соответсвующий ОКВЭД.

Налоговый орган переквалифицировал займ и начислил НДФЛ, поскольку займ был квалифицирован как доход физического лица.

Кроме того, ФНС может обязать предприятие/предпринимателя сдать дополнительную отчетность и даже выписать за непредоставление таковой штраф. Заработать можно и штраф за деятельность без ОКВЭД или за несоответствие вида работ/услуг выбранному предпринимателем специальному режиму налогообложения (например, ЕНВД).

Это интересно:  Выбор и установка автомобильного потолочного монитора

Но при этом последствия за отсутствие кода ОКВЭД у поставщика не предусмотрены. В Постановлении 15ААС от 14.05.2015 № 15АП-3828/2015 и Постановлении 2ААС от 25.10.2013 № 02АП-7629/2013 указано, что отсутствие кода ОКВЭД в ЕГРЮЛ не является препятствием для осуществления определенного вида деятельности. Достаточно указания на данный вид деятельности в уставе юридического лица, либо формулировки о возможности осуществления любой, разрешенной законом деятельности. Однако если поставщиком является ИП, то юридическое лицо – покупатель обязан выполнить обязанности налогового агента в отношении НДФЛ по доходу от того вида деятельности, который не указан как код ОКВЭД в ЕГРЮЛ у поставщика – ИП.

Юридическое лицо, которое заключило договор с ИП, не имеющим необходимого зарегистрированного вида деятельности, не может быть привлечено к ответственности за неисполнение обязанности налогового агента (Постановление ФАС ЦО от 14.12.2007 № А64-749/07-17). Целесообразно сообщить в налоговый орган по своему месту нахождения о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика (пп.2 п.3 ст.24 НК РФ).

Какие документы подтвердят должную осмотрительность?

Налогоплательщику, вступающему во взаимоотношения с очередным контрагентом, следует проверить его:

  • на легитимность (присутствие в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), отсутствие массового адреса регистрации и дисквалифицированного руководителя, наличие необходимых для ведения соответствующей деятельности разрешений);
  • реальность осуществляемой деятельности (фактическое нахождение по месту регистрации, наличие обладающего необходимыми полномочиями руководителя, физически существующих по указанным адресам офиса и складов, необходимого оборудования и транспорта, персонала, действующего расчетного счета, присутствие информации в СМИ и интернете);
  • надежность (отсутствие среди не сдающих отчетность, неплательщиков налогов, банкротов, лиц, участвующих в судебных разбирательствах в связи с допускаемыми ими неплатежами или работой с однодневками, наличие рекомендаций со стороны партнеров по бизнесу, длительность ведения деятельности и поддержки взаимоотношений с одними и теми же партнерами).

Однако не стоит ограничиваться вышеперечисленным, поскольку любая дополнительная информация (в т. ч., например, переписка, предшествующая заключению договора либо ведущаяся в процессе его исполнения, или протокол встречи руководителей) будет служить подтверждением реальности существования контрагента и действительного ведения им той деятельности, результаты которой налогоплательщик примет у себя к учету.

Необходимо проверить, каковы его деловая репутация и платежеспособность, оценить наличие риска неисполнения обязательств, убедиться, что он располагает реальными ресурсами для фактического осуществления оговоренной во взаимоотношениях деятельности и имеет право на ее ведение.

Все получаемые о контрагенте данные предпочтительно иметь в форме документов (оригиналов, копий, распечаток с сайтов, скринов страниц интернета, фотографий, электронных писем, рекламной продукции, аудио- и видеозаписей) и хранить их сформированными в дело (досье).

Также необходимо запросить:

  • копии учредительных документов контрагента, его бухотчетность за год, предшествующий году заключения договора, налоговых деклараций за 4 последних отчетных периода;
  • оригиналов выданных справок ИФНС об отсутствии задолженности по налогам и банка о движении денежных средств по счетам за последние полгода;
  • свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, приказа о назначении генерального директора и главного бухгалтера поставщика, выписку из ЕГРЮЛ на дату, близкую к дате совершения сделки.
  • Поинтересоваться, кто уполномочен подписывать счета-фактуры от имени руководителя и главного бухгалтера, а также потребовать представить копии соответствующих приказов, доверенностей.
  • Истребовать сведения о работниках в виде справки о среднесписочной численности, сведения о наличии транспортных, основных средств в виде, например, бухгалтерской справки.
  • Информация о том, не привлекался ли контрагент к налоговой или административной ответственности (например, в виде справки от имени руководителя) тоже будет не лишней.

Однако, возможно, важнейшей возможностью, которой нельзя пренебрегать, является проверка реальности личностей, выступающих от имени контрагента. То есть следует удостовериться, что лицо, назвавшее себя руководителем, действительно является таковым и соответствует паспорту, а представитель (в том числе и непосредственный исполнитель) имеет соответствующие полномочия и так же соответствует паспорту.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

Налогоплательщику следует разработать, утвердить и применять локальный акт по организации преддоговорной работы с контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислены документы, которые необходимо запрашивать у поставщиков и других лиц.

Руководитель может сослаться, что запрашиваемые сведения составляют коммерческую тайну. В таком случае следует получить по этому поводу соответствующий ответ, чтобы иметь в дальнейшем возможность на него ссылаться.

При этом не являются коммерческой тайной сведения:

  • содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  • содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • информация из других официальных источников.
  • устав юридического лица;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке юридического лица на налоговый учет;
  • решение об избрании (назначении) руководителя юридического лица (директора, генерального директора и т.п.);
  • паспорт руководителя юридического лица (стр.2,3);
  • лицензия на осуществления деятельности (если деятельность контрагента подлежит лицензированию);
  • бухгалтерская отчетность за год, предшествующий году заключения договора (совершения сделки).

Все вышеперечисленные документы необходимо запрашивать у контрагентов, и даже если Ваш контрагент медлит с их предоставлением, налогоплательщик сможет получить информацию о контрагенте самостоятельно, так как с 1 июня 2016 года в России все сведения о компаниях, которые не составляют налоговую тайну, стали общедоступной информацией (изм. внесены Федеральным законом РФ от 01.05.2016 № 134-ФЗ). Открытые данные сегодня можно получить о юридическом лице на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru:

  • среднесписочная численность работников (за календарный год);
  • доходы, расходы юридического лица;
  • уплаченные юридическим лицом налоги и сборы;
  • имеющиеся у юридического лица недоимки по налогам, задолженности, штрафы, пени.

Также необходимо проверить полномочия представителей контрагента. Для этого можно запросить у контрагента доверенность на представителя, намеревающегося подписать с вами какой-либо договор или контракт, счета-фактуры, отгрузочные, товарораспорядительные документы (накладные, акты и пр.). Также необходимо запросить заверенную копию паспорта такого представителя.

Дополнительно можно на дату заключения договора с контрагентом проверить информацию о наличии к нему претензий со стороны налоговой, имеются ли неисполненные исполнительные производства, есть ли денежные требования других компаний (кредиторов). Такую информацию можно получить на сайтах ФНС России, Арбитражного суда (или судов обшей юрисдикции), Управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП). Порой такого рода проверки достаточно для доказывания налогоплательщиком проведенной в отношении контрагента должной осмотрительности.

Должная осмотрительность в 2019 году: изменение концепции

В Налоговое законодательство РФ законодатели внесли поправки в законодательство. Но поправки в целом не решают сегодняшних проблем подтверждения должной осмотрительности:

  • не определен период, в течение которого налогоплательщик может обладать информацией о невозможности исполнения контрагентом обязательств по сделке;
  • не ясно, чем будет подтверждаться возможность получения налогоплательщиком информации о контрагенте;
  • опыт в соответствующей сфере деятельности как критерий наличия у контрагента необходимых условий для исполнения им обязательств по сделке.

Судебная практика также уже сложилась не однозначно.

  • основной целью совершения сделки не должна быть неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке (операции) должно быть исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля инспекцией выявлены признаки, свидетельствующие об отсутствии объективных условий и реальной возможности осуществления им предпринимательской деятельности (отсутствие по юридическому адресу, отсутствие недвижимого имущества и транспортных средств, минимальная численность работников (2 человека), исчисление минимальных сумм налогов). Анализ банковской выписки показал отсутствие расходов на ведение хозяйственной деятельности и выплаты заработной платы работникам, операции по счету носят «транзитный» характер. Следовательно, нужно проверять численность работников, выписки в отношении расходования денежных средств.

Как подтвердить должную осмотрительность по новым правилам

Популярное по теме

Всем налогоплательщикам, прежде чем заключить договор нужно проверить контрагента на добросовестность. С 19 августа 2017 года вступила в силу статья 54.1 НК РФ о необоснованной налоговой выгоде (Федеральный закон от 18.07.17 № 163‑ФЗ). Расскажем, как проявить должную осмотрительность в выборе контрагента по новым правилам Налогового кодекса.

В статье 54.1 НК РФ указаны ситуации, когда налогоплательщик не вправе получить вычет НДС и учесть расходы по сделкам. Налоговую базу уменьшать умышлено запрещено. Также организации не вправе отражать операции в налоговом учете, которых в действительности не было.

К примеру, если компания заключила договор с недобросовестным подрядчиком, а он в свою очередь выполнил только часть работ, ревизоры вправе снять вычеты НДС с фиктивной части работ. Активы, которые компания приобрела в рамках фиктивной сделки, она не вправе включить в расходы.

Кроме этого, в налоговом кодексе установлены следующие критерии добросовестности: целью сделки не может быть уклонение от уплаты налогов, а обязательства указанные в договоре контрагент должен выполнить (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Поправки в законодательстве исключит споры с контролерами, если:

  • контрагент нарушил налоговое законодательство;
  • документы от имени контрагента подписало неуполномоченное лицо;
  • сделку можно было заключить с иным лицом.

Такие обстоятельства нельзя считать самостоятельным основанием для признания расходов и вычетов неправомерными. До того как в НК РФ внесли поправки, предусматривался повышенный штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога за деяния, совершенные умышленно (п. 3 ст. 122 НК РФ).

После того как появилась статья 54. 1 НК РФ налоговые риски для налогоплательщиков, которые не удостоверились в добросовестности своих контрагентов, возросли. Однако снижается и вероятность негативных последствий для компаний, которые проводят мероприятия по проверке поставщиков и подрядчиков.

Убедиться, что у контрагента нет явных признаков недобросовестности, может любая организация. Информация доступна на сайте nalog.ru в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Также можно использовать сведения из различных баз данных для проверки контрагентов, например 1cont.ru, СПАРК и др.

Однако, чтобы защититься от возможных претензий налоговиков этой информации недостаточно. Ведь информация в сервисах по проверке контрагентов появляется с опозданием. Это, например, бухгалтерская отчетности или сведения о:

  • налоговой задолженности;
  • своевременности представления отчетности;
  • ликвидации контрагента.

Из-за этого подтверждение, что на момент заключения сделки у контрагента не было сомнительных признаков, станет веским аргументом в пользу компании.

Чтобы усилить налоговую безопасность компании целесообразно разработать и утвердить форму заявления, которая гарантирует добросовестность контрагента на момент заключения договора. Будет не лишним, если такое заявление представит каждый контрагент.

В каком виде составить документ. Утвержденной формы заявления, которая гарантирует добросовестность контрагента, нет. Поэтому компания вправе разработать форму заявления самостоятельно.

Что обязательно должно быть в документе. Заявление о добросовестности контрагента должно содержать:

  • наименование контрагента, с которым компания планирует заключить договор;
  • ИНН, КПП и ОГРН контрагента;
  • адрес местонахождения контрагента;
  • сведения о видах деятельности контрагента;
  • сведения о руководстве и собственниках контрагента.

Также в заявлении контрагент должен гарантировать, что для исполнения обязательств по договору у него есть все необходимые материальные и трудовые ресурсы. Если контрагент выступает посредником или привлекает субподрядчиков (соисполнителей), то эту информацию также стоит отразить в заявлении.

В заявлении стоит указать наименование и реквизиты субподрядчиков. Важно зафиксировать причины, по которым контрагент привлекает помощников. Например, недостаток производственных мощностей или отсутствие квалифицированного персонала.

Кроме этого, контрагент должен гарантировать, что:

  • уплачивает налоги и сборы;
  • сдает отчетность;
  • не находится в процессе ликвидации;
  • представит компании первичные документы по сделкам;
  • отразит все операции в отчетности;
  • будет представлять документы по запросу налоговиков.

Какие риски учесть дополнительно. Организации целесообразно разработать положение о проверке добросовестности контрагентов. Дополнением к общему регламенту будет заявление, гарантирующее добросовестность контрагентов.

В положении нужно детализировать процедуру проверки контрагентов. Кроме этого, необходимо зафиксировать общедоступные источники, из которых организация будет брать сведения. Это сервисы на сайте nalog.ru, справочные базы данных, отраслевые справочники (например, автоматизированная система учета древесины и сделок с ней — lesegais.ru). Также в положении надо прописать, что все контрагенты должны представлять компании копии устава, учредительных документов и т. д.

Если контрагент чтобы выполнить обязательства по договору привлекает субподрядчиков, нужно запросить гарантии того, что он проверит их добросовестность. Будет не лишним, если контрагент запросит аналогичные заявления, гарантирующие добросовестность, у своих поставщиков и подрядчиков.

Это интересно:  Обмен пневмопоезда, как обменять пневмопоезд в магазине на новый

Должная осмотрительность при заключении договора с контрагентом

Практика налогового контроля

Налоговая служба России обобщила арбитражную практику и письмом от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ потребовала от территориальных инспекций не предъявлять претензий налогоплательщикам только потому, что их контрагент однодневка, которая имеет недоимку по налогам. Согласно письму от 23 марта 2017 года инспектор должен доказывать, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента. Это означает, что от инспектора требуется доказать не факт сделки с фирмой-однодневкой, а то, что налогоплательщик знал о нарушениях контрагента в силу взаимозависимости или аффилированности.

При отсутствии доказательств взаимозависимости контролеры должны доказывать недобросовестность действий самого налогоплательщика при выборе контрагента, а также нереальность сделки. То есть от инспектора требуется доказать, что сделки не было (или она имела иной экономический смысл) и «оценить обоснованность выбора контрагента проверяемым налогоплательщиком».

При оценке выбора контрагента проверяющие должны изучать достаточность и разумность мер, принятых налогоплательщиком для его проверки. Отличался ли порядок проверки контрагента от обычной практики или порядка установленного налогоплательщиком. При этом налоговики отмечают, что нужно исследовать все вопросы, и в частности заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств (см. письмо ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@).

Изучать «совокупность действий, когда обстоятельства не позволяют усомниться в отсутствии элементов случайности происходящего» налоговая служба требует от территориальных инспекций и в Методических рекомендация по исследованию и доказыванию фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (см. письмо ФНС РФ от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@). Например, между поставщиком и покупателем есть несколько посредников, и один из них имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, в том числе не уплачивает налоги (пункт 1 Методических рекомендаций).

Как следует относиться к недоимке по налогам у контрагента?

Все-таки, неуплата налогов и налоговые правонарушения всегда воспринимались как один из типичных признаков «однодневки» либо признак финансовых проблем. Так на основании Приказа ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ с 1 июня 2019 года заработает онлайн-сервис «Прозрачный бизнес». Среди прочих данных об организациях, которые не составляют налоговую тайну, налоговики будут публиковать сведения и о недоимке и задолженности по пеням и штрафам.

До 1 июня 2019 года налогоплательщики могут запрашивать сведения о недоимке у налоговых органов самостоятельно (см. письмо ФНС России от 24.11.2016 № ГД-4-8/22302@).

Следовательно, при выборе контрагента фактор задолженности по налогам также надо принимать во внимание. Но раз недоимка по налогам у вашего контрагента сам по себе ни о чем не свидетельствует, то нужно исследовать сопутствующие негативные факторы. Если их нет, то может быть, что компания собирается оспорить задолженность в суде. Ведь как указано в пункте 10 Постановления ВАС № 53, налоговая выгода может быть признана необоснованной, если получена за счет неуплаты налога и согласованных действий с фирмами-однодневками.

Инспектору нужно доказать, что операции совершались «для получения налоговой выгоды, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей».

Характерно, что 12-й из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» не содержит прямо такого признака как наличие задолженности по налогам (пункт 12 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

В этом нормативном акте ФНС России рекомендует исследовать определенные признаки контрагентов, среди которых недоимка по налогам не поименована, в частности:

  • Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ
  • Контрагент зарегистрирован по адресу «массовой» регистрации
  • Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его производственных или торговых площадей
  • Отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора и т.д.

Вывод: Сама по себе задолженность контрагента по налогам и сборам не влечет последствий для организации. Однако может привести к отказу в признании затрат и вычетов НДС если будет сочетаться:

  • C взаимозависимостью или аффилированностью и (или)
  • Отсутствием обоснований для выбора контрагента по иным критериям (должной осмотрительности), а также нереальностью сделки

Телефон в Санкт-Петербурге:

пон-вскр с 8:00 до 20:00

Офисы почти
во всех районах города
Заказать обратный звонок

Телефон в Санкт-Петербурге:

пон-вскр с 8:00 до 20:00

Офисы почти
во всех районах города
Заказать обратный звонок

Юридические услуги:

Бухгалтерские услуги:

Полезные Статьи о регистрации ООО, ИП и др. от компании Успешный Старт»

Должная осмотрительность при заключении договоров на строительство в 2017 году

Должная осмотрительность при заключении договоров на строительство

В настоящее время при проведении налоговых проверок все чаще звучит понятие «должная осмотрительность». Несмотря на то что ни в Налоговом кодексе РФ, ни в других нормативно-правовых актах это понятие не закреплено, на него делается ссылка в актах, в вынесенных решениях по ним, при судебных разбирательствах.

Что же это такое и какова мера должной осмотрительности налогоплательщика при выборе поставщиков, подрядчиков, субподрядчиков? Попробуем разобраться.

В целом проблема, обусловившая возникновение вышеуказанного понятия, а также концепции недобросовестности налогоплательщика, сформулированной еще в Определении КС РФ от 25.07.2001 N 138-О, вызвана использованием налогоплательщиками недобросовестных аффилированных контрагентов, фирм-однодневок при осуществлении хозяйственной деятельности с целью уклонения (уменьшения) от уплаты налогов, то есть получения необоснованной налоговой выгоды.

Государство, конечно, принимает ряд мер для вовлечения всех хозяйственных операций в рамки правового поля, устанавливая уголовную ответственность за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица и незаконное использование с этой целью документов ( ст. 173.1 , 173.2 УК РФ), однако этих усилий недостаточно (умышленно ли или же в силу объективных обстоятельств, но факт остается фактом).

Поэтому часть ответственности за связь с вышеуказанными контрагентами, по принципу круговой поруки, государство, в лице налоговых органов, частично пытается переложить на добросовестных налогоплательщиков. Чтобы не быть наказанными, налогоплательщикам и приходится проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов.

Итак, правовой институт «должная осмотрительность» был введен в практику постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды», а именно то, что довод об ее отсутствии может служить основанием для отказа в получении налоговой выгоды в случае, когда налогоплательщик взаимозависим или аффилирован с контрагентом, то есть мог знать о нарушении контрагентом налоговых обязательств. Цель этого нововведения — установить границы ответственности налогоплательщика за недобросовестное исполнение налоговых обязанностей его контрагентами и таким образом установить справедливость.

Вместе с тем на сегодняшний день суды при отсутствии законодательного регулирования вопросов проявления должной осмотрительности оценивают ее проявление/непроявление избирательно, субъективно, в зависимости от экономической ситуации в стране, цены спора и конкретных материалов дела.

Несмотря на неоднозначность судебной практики, на спорность некоторых требований налоговых органов, не стоит отчаиваться, но провести тщательную проверку потенциального партнера, так как должная осмотрительность и осторожность налогоплательщика как участника экономических отношений гарантирует осуществление в отношении его правовой защиты.

Итак, проверка добросовестности контрагента — это комплекс мероприятий, которые, позволяют убедиться в том, что контрагент, с которым вы заключаете договор:

— действующее юридическое лицо, которое может исполнить взятые на себя обязательства (например, поставить товары, выполнить работы, оказать услуги);

— не является фирмой-однодневкой, поскольку сделки с такими фирмами увеличивают шансы на проведение выездной проверки организации, а расходы на приобретение товаров (работ, услуг) у таких фирм и вычеты предъявленного ими НДС при налоговой проверке могут быть признаны необоснованными.

Как правило, тщательность проверки контрагента зависит от существенности сделки. Чем сделка существенней, тем больше мероприятий по проверке контрагента необходимо провести.

Как провести проверку контрагента?

Для проверки контрагента можно сделать следующее ( письмо ФНС от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20268@):

1. Воспользоваться общедоступными электронными сервисами на сайте ФНС России ( http://www.nalog.ru/ ):

— «Сведения о государственной регистрации юридических лиц» ( http://egrul.nalog.ru/ ). Если организация существует, будут доступны сведения о ее ОГРН, ИНН, юридическом адресе, ФИО руководителя и учредителей, видах деятельности по ОКВЭД . Если организации в ЕГРЮЛ нет, заключать с ней сделку нельзя, так как налогоплательщик не сможет учесть расходы и принять к вычету НДС по такой сделке, а также взыскать задолженность с несуществующего контрагента;

— «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке» (https://service.nalog.ru/svl.do). По ОГРН или ИНН организации можно узнать, не заявляло ли лицо, которое, по сведениям ЕГРЮЛ, является руководителем или учредителем организации, о том, что оно не имеет никакого отношения к ней;

— «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года» (https://service.nalog.ru/zd.do);

— «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами» (http://service.nalog.ru/addrfind.do);

— «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» ( http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/ ). Такое решение налоговый орган может принять, если организация в течение 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не проводила операций хотя бы по одному банковскому счету ( п. 1 ст. 64.2 ГК РФ). Исключение организации из ЕГРЮЛ приравнивается к ее ликвидации, а значит, она не может заключать и исполнять договоры ( п. 2 ст. 64.2 , ст. 419 ГК РФ).

Обращаем внимание, что с 1 июня 2016 г. действует Федеральный закон от 01.05.2016 N 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (отдельным его положениям придана обратная сила и они действуют с 1 января 2016 г.) Согласно данному закону не относятся к налоговой тайне сведения:

— о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

— среднесписочной численности работников за предшествующий год;

— уплаченных в прошедшем году налогах и сборах (кроме уплаченных в связи с ввозом на территорию ЕАЭС и налоговым агентом);

— доходах и расходах по данным прошлогодней бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Названную информацию ФНС России будет размещать на своем официальном сайте , при этом размещенные сведения не будут предоставляться по запросам, кроме предусмотренных федеральными законами случаев.

Кроме того, не будет лишним проверить потенциального партнера по официальным базам данных:

— fedresurs.ru — Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц — проверка сведений о реорганизации, ликвидации, банкротстве, стоимости чистых активов, наличии действующих лицензий и т.д.;

— rnp.fas.gov.ru (ФАС России) — реестр недобросовестных поставщиков;

— arbitr.ru (сайт упраздненного ныне ВАС РФ, который в настоящее время ведет ВС РФ) — в разделе «Банк решений арбитражных судов» возможен поиск судебных актов по наименованию сторон;

— fssprus.ru/iss/ip/ (ФССП России) — Банк данных исполнительных производств;

— информационные центры МВД России — реестр дисквалифицированных руководителей.

Важно! Копии интернет-страниц (скриншоты) с информацией о контрагенте следует распечатать или сохранить. Это поможет доказать, что организация действительно проводила проверку контрагента до заключения сделки с ним.

Кроме того, целесообразно сделать копии рекламных буклетов партнера, листовок, распечатку сайта, электронного письма контрагента, фотографии рекламных стендов и т.п.

2. Получить выписку из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте. Для того чтобы получить выписку на бумаге, необходимо ( п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее — Закон N 129-ФЗ):

1) оплатить предоставление выписки в размере ( п. 1 постановления Правительства от 19.05.2014 N 462, п. 18 , 35 , 38 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — Регламент ФНС России), утв. приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н, письмо ФНС России от 03.12.2015 N ГД-3-14/4585@):

— 200 руб. за предоставление выписки на бумаге в течение пяти рабочих дней со дня подачи запроса;

— 400 руб. за предоставление выписки на бумаге на следующий рабочий день со дня подачи запроса;

2) подать в любую ИФНС:

— письменный запрос о предоставлении выписки, составленный в произвольной форме. В запросе необходимо обязательно указать наименование интересующей организации, ее ОГРН и ИНН, а также наименование, ОГРН, ИНН запрашивающей организации, номер контактного телефона, почтовый адрес или адрес электронной почты ( подп. 11 п. 11 , п. 20 Регламента ФНС). Если необходимо получить выписку лично (руководитель организации или представитель организации по доверенности), то это необходимо указать в заявлении. В случае если в заявлении способ получения выписки не указан, она будет направлена вам по почте;

— платежное поручение, подтверждающее оплату предоставления.

Документы в ИФНС подаются любым из следующих способов:

Это интересно:  Изменения по НДС для экспортеров с 1 октября 2019 года

— лично (это может сделать руководитель или представитель организации по доверенности);

— по почте ценным письмом с описью вложения.

Выписку в форме электронного документа можно получить бесплатно с помощью электронного сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», размещенного на сайте ФНС России (https://service.nalog.ru/vyp/) по данным ОГРН организации ( п. 1 ст. 7 Закона N 129-ФЗ, письмо ФНС России от 11.08.2015 N ГД-4-14/14094@). Выписка из ЕГРЮЛ или справка об отсутствии запрашиваемой информации предоставляется в виде документа в формате PDF и содержит усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при их распечатывании. Такой документ равнозначен «бумажной» выписке (справке), подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной.

Однако воспользоваться этим сервисом могут лица, которые зарегистрированы на сайте ФНС России, и те, кто имеет доступ к сервису «Личный кабинет налогоплательщика».

Обратите внимание, что наличие только выписки из ЕГРЮЛ не подтверждает проявление должной осмотрительности, так как при выборе контрагента следует учитывать совокупность критериев оценки налоговых рисков, которые могут быть связаны с его деятельностью.

3. Запросить у контрагента следующие документы (заверенные копии):

— свидетельство о государственной регистрации организации;

— свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения;

— решение об избрании (назначении) руководителя организации;

— вторую и третью страницы паспорта руководителя организации. Действительность паспорта можно проверить по его серии и номеру, воспользовавшись сервисом «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте ФМС России (http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?s > выписки из ЕГРЮЛ, которая и содержит фамилию, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, его паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии ( подп. «л» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ);

— лицензию, если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности. Кроме того, информацию о лицензиях, выданных контрагенту, можно проверить на сайтах лицензирующих органов. Однако проверка наличия специальных разрешений может указывать лишь на несоблюдение требований соответствующего законодательства, но никак не свидетельствовать о нарушении налоговых норм и, соответственно, не может иметь налоговые последствия, если на это прямо не указано в налоговом законодательстве.

— бухгалтерскую отчетность за год, предшествующий году заключения сделки. Данные бухгалтерской отчетности организации за любой период также можно бесплатно получить в Росстате (при условии, что организация представляет бухгалтерскую отчетность в органы статистики). Для этого нужно направить в любой территориальный орган статистики запрос по утвержденной форме ( п. 4 , 12 , 18 , 21 Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги «Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, утв. приказом Росстата от 20.05.2013 N 183). Кроме того, отчетность некоторых организаций можно найти на сайтах информационно-аналитических агентств, где они обязаны ее опубликовывать.

Также можно истребовать у контрагента копии налоговых деклараций, в том числе по НДС, банковские выписки по расчетному счету.

Необходимо проверить и полномочия представителей компании-контрагента при исполнении сделки и при подписании счетов-фактур . Дело в том, что подписание счетов-фактур неуполномоченными лицами лишает налогоплательщика права на применение налоговых вычетов по НДС. При этом реальность поставки не является определяющим условием для получения налогоплательщиком налоговой выгоды в виде соответствующих вычетов по НДС. С оформлением товарных накладных с отдельными недочетами, дело обстоит проще и арбитры считают, что отсутствие в отдельных товарных накладных наименования должностей лиц грузополучателя не препятствует признанию таких накладных доказательствами принятия на учет приобретенного товара в целях осуществления налогоплательщиком вычетов по НДС. Даже при таких обстоятельствах товарные накладные позволяют достоверно установить факт осуществления хозяйственной операции, а отсутствующие реквизиты с учетом их значения не влияют на подтверждение этого факта.

Важно отметить, что не будут считаться доказательствами проявления должной осмотрительности и осторожности документы, которые:

— контрагент не заверил надлежащим образом;

— контрагент представил (либо налогоплательщик получил) после совершения сделки.

Результаты проверки можно оформить справкой, приложив к ней полученные (распечатанные) документы о контрагенте, либо хранить в «деле» контрагента. Совокупность мероприятий по проверке контрагента можно закрепить, например, в регламенте «Положение о порядке подготовки, согласования, заключения, учета, хранения и контроля исполнения договоров».

Обратите внимание! Если организация не совершает отраженные в отчетности хозяйственные операции, налоговый орган может отказать в признании налоговых расходов и вычетах НДС даже при наличии документов, подтверждающих, что налогоплательщик проявил должную осторожность, проведя тщательную проверку контрагента.

Что еще требуют налоговики

Кроме, как уже принято считать, обязательных процедур по проверке контрагента, описанных выше, налоговые органы рекомендуют (хотя это и не всегда бесспорно) проверять другие аспекты, касающиеся деятельности партнера. Рассмотрим их с пояснениями их обоснованности и целесообразности.

1. Рекомендация засвидетельствовать личные контакты руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.

Требование налоговых органов имеет место несмотря на то, что гражданское законодательство не предусматривает обязанности контрагентов заключить договор при личной встрече. В соответствии со ст. 434 ГК РФ письменная форма сделки считается соблюденной, если договор заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, либо если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном подп. 3 ст. 438 ГК РФ. Кроме этого, подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ не предъявляет требований к форме совершения сделки, поскольку данный вопрос не относится к сфере регулирования налогового законодательства.

Несмотря на противоречивость требования, организации целесообразно заручиться подтверждающими наличие личных контактов фактами, которыми могут быть совместные фотографии, письменные отчеты, доверенности на представителей, показания участников переговоров, деловая переписка, телефонные переговоры, переговоры по электронной почте, скайпу, социальным сетям, получение визиток и т.д., журналы регистрации исходящей документации, детализированные отчеты телефонных переговоров, внутренние служебные записки, журналы пропусков, командировочные удостоверения и авансовые отчеты, подтверждающие проведение встречи вне нахождения офисов, прочее.

2. Рекомендация получить информацию о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей.

Вышеуказанные данные о контрагенте могут понадобиться и самой организации в случае возникновения спорных ситуаций, так как эти данные будут необходимы для более быстрого взыскания задолженностей.

3. Рекомендация заручиться рекомендациями партнеров или других лиц. При наличии желания и такой аргумент можно обернуть не в пользу налогоплательщика, если обвинить его и его партнеров в сговоре с целью получения необоснованной налоговой выгоды, однако в большинстве случаев такие рекомендации и отзывы помогут налогоплательщику. Подтверждением этого могут быть даже отзывы в Интернете.

4. Рекомендация избегать сделок с контрагентами со сложным финансовым положением.

Арбитры не считают совершение сделки незадолго до признания организации-поставщика банкротом и открытия в отношении его конкурсного производства свидетельством о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, так как подача в арбитражный суд заявления о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) не препятствует продолжению его предпринимательской деятельности, исполнению обязательств перед кредиторами по передаче товаров. Но налоговые органы сделки с такими организациями квалифицируют как заключенные именно с целью получения необоснованной налоговой выгоды и могут отказать в возмещении НДС налогоплательщику — контрагенту данной организации.

Отметим, что федеральное законодательство не предоставляет налогоплательщику права (и не содержит обязанности) при заключении и исполнении договоров проверять у контрагентов состояние бухгалтерского учета и налоговой отчетности, правильность и своевременность исчисления и уплаты налогов, представления отчетности, а на контрагента налогоплательщика не возлагает соответствующей обязанности по представлению указанной информации.

Это значит, что при возникновении споров, налоговый орган обязан:

— доказать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения;

— доказать вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения в соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ, при этом лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.

Об этом говорится и в Определении КС РФ от 16.10.2003 N 329-О: налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

По общему правилу на налогоплательщиков не могут быть возложены обязанности, не предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах ( ст. 1-3 НК РФ), поскольку любые налоговые обязанности налогоплательщика должны быть прямо закреплены в законе. Иными словами, представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения. Налогоплательщик несет ответственность только за собственные действия (бездействие).

Обратите внимание, что даже в случае установления факта неполноты отражения контрагентом налогоплательщика полученных от налогоплательщика денежных средств само по себе уклонение контрагента от исполнения налоговых обязательств вне связи с другими обстоятельствами не означает возникновения у налогоплательщика необоснованной налоговой выгоды.

Законодательством о налогах и сборах не устанавливается зависимость возмещения НДС налогоплательщику от исполнения обязанности по уплате в бюджет НДС его поставщиками, если он не знал и не мог знать о таких нарушениях. Если налоговым органом не доказано обратное, считается, что действия налогоплательщика правомерны, а полученная им налоговая выгода в виде заявленного налогового вычета обоснована.

Согласно п. 1 ст. 93 , п. 2 ст. 87 НК РФ налоговый орган в ходе проверки вправе истребовать документы и информацию, необходимые для проведения налогового контроля в соответствии с законом, то есть имеющие целевое значение. Но несмотря на это, налоговым законодательством РФ не предусмотрено право налоговых органов истребовать у налогоплательщиков информацию и документы, касающиеся проявления последними должной осмотрительности и осторожности при вступлении во взаимоотношения с деловыми партнерами и, соответственно, налогоплательщик не обязан предоставлять указанные документы налоговому органу, В свою очередь, учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и в связи с этим возможное для него появление неблагоприятных последствий, в том числе налоговых. Это означает, что спорные ситуации подобного рода неизбежно придется решать в суде. То есть, вопреки существующим правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65 . Ч. 5 ст. 200 АПК РФ, доказывать в суде проявление должной осмотрительности при выборе каждого контрагента в отдельности налогоплательщику придется самому.

Несмотря на неоднозначность законодательства, справедливость существует.

На основании сказанного можно сделать вывод, что выбирая того или иного поставщика, налогоплательщику все-таки целесообразно запросить хотя бы минимальный пакет документов, касающихся партнера, при этом, если сделка не носит фиктивный характер, шансы отбиться от каких-либо претензий проверяющих достаточно велики.

Идеальным вариантом отбора контрагентов является проведение конкурса (аукциона, тендера), в ходе которого проверяется соответствие потенциальных партнеров установленным критериям, возможные условия взаимоотношений, цена.

Критерии для отбора контрагентов могут быть закреплены в положении, отдельном приказе, распоряжении, служебных записках руководства организации.

Важными критериями будут отсутствие у контрагента долгов перед третьими лицами на момент заключения сделки, в том числе отсутствие задолженности по налогам и сборам, страховым взносам, неоплаченных штрафных санкций и т.д. Информацию об этом можно получить на сайте https://service.nalog.ru/zd.do или же запросив у партнера справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по форме , утвержденной приказом ФНС России.

Выбор партнера может быть обоснован наличием в предложениях партнеров каких-либо особенных выгодных условий взаимоотношений с ним, таких как отсутствие предоплаты, возможности отсрочки/рассрочки платежа, отсутствии либо низких размеров штрафов, неустойки, в случае нарушения сторонами своих обязательств, возможности закупки большой партии товара на начальном этапе взаимоотношений, сокращенном документообороте, высоком качестве работ/товара, в том числе соответствии установленным стандартам, обязательной доставке товара и т.д.

Статья написана по материалам сайтов: www.nalogplan.ru, pravovest-audit.ru, gutstart.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий