Заключение договора аренды лесного участка — полный обзор

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. При заключении договора по результатам аукциона изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) для использования в целях охоты, при выполнении геологических работ и разработке полезных ископаемых, при строительстве водохранилищ и портов, для прокладки линий связи и других линейных объектов;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области

3) заготовки древесины на лестных участках, предоставленных

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для использования в целях геологических работ, строительства водохранилищ, линейных объектов и площадок под лесоматериалы.

Заключение договоров аренды лестных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти РФ, субъектов РФ или органами местного самоуправления (смотря кто ведает лесами).

Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждалась Правительством РФ, а теперь это право делегировано уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти.

В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 28. 05. 07. №324. «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Постановление содержит Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и форму примерного договора аренды лесного участка. К Форме договора составлены шесть приложений, которые подробно характеризуют арендованный участок, вопросы приема-передачи участка, выполненные работы и сроки внесение арендной платы.

Содержание

4. Договор купли — продажи лесных насаждений

По договору купли – продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Купля – продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.

К договору купли – продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли – продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом.

В договоре купли – продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) таксационный выдел) и объем подлежащей заготовки древесины.

Срок действия договора купли – продажи лесных насаждений не может превышать один год.

Плата по договору купли – продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли – продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы. Минимальный размер платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Правительством РФ по этому поводу принято постановление от 22. 05. 2007г. № 310. «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Документ содержит в приложении 17 таблиц, в т. ч. таблица 1 – « Ставки планы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы)» и таблица 2 – то же по неосновным породам. Есть в этом постановлении ставки и для Ростовско-Волгоградского лесотаксового района.

Плата по договору купли – продажи лесных насаждений для собственных нужд определяются по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ.

Договор купли – продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продажи права на заключения такого договора. Договор купли – продажи должен заключатся на условиях аукциона. Изменение условий аукциона не допускаются.

Граждане заключают договоры купли – продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ.

Заключение договоров купли – продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти федерации, субъекта федерации или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Порядок подготовки и заключения договора купли – продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли- продажи лесных насаждений утверждаются теперь не Правительством РФ, а уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Пока действует постановление Правительства РФ от 26.06.2007г. № 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности». К этому постановлению приводятся соответствующие Правила и Форма, а также еще три приложения.

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 26 июля 2011 г. N 319 г. Москва Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 октября 2011 г.

Регистрационный N 21965

В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. I), ст. 3597, ст. 3599, N 30 (ч. 2); ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735, N 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530; N 27, ст. 3880) приказываю:

утвердить Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, согласно приложению N 1, и Форму примерного договора аренды лесного участка, согласно приложению N 2.

Руководитель В. Масляков

Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

I. Общие положения

1. Предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. I), ст. 3597, ст. 3599, N 30 (ч. 2),ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735, N 52 (ч.1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54) (далее — Лесной кодекс Российской Федерации).

К договору аренды лесного участка (далее — договор аренды) применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации*.

2. В аренду предоставляются лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета до 1 января 2012 г.**.

3. По договору аренды лесной участок предоставляется для одной или нескольких следующих целей:

а) заготовка древесины;

б) заготовка живицы;

в) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

г) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

д) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

е) ведение сельского хозяйства;

ж) осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности;

з) осуществление рекреационной деятельности;

и) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

к) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;

л) выполнение работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых;

м) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

н) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

о) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

п) выполнение изыскательских работ;

р) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

с) иные виды использования лесов в соответствии с целевым назначением земель, на которых расположены эти леса.

4. Договор аренды заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, за исключением следующих случаев:

а) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

б) использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;

в) использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

г) использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

д) реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

ж) выполнение изыскательских работ.

5. Аукционы по продаже права на заключение договора аренды проводятся в соответствии с главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом организаторами аукционов являются:

а) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления соответственно;

б) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов, не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, или изъято — Федеральное агентство лесного хозяйства.

6. Предоставление в аренду лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и землях обороны и безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и земельным законодательством.

7. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления***.

8. В случае изменения ставок платы, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, размер арендной платы подлежит перерасчету пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка.

Это интересно:  Договор купли-продажи ростка

9. Договор аренды заключается на срок:

от 20 до 49 лет в случаях, предусмотренных подпунктом «д» пункта 3 настоящего Порядка;

от 10 до 49 лет в случаях, предусмотренных подпунктами «а» — «г», «е» — «к», «р» пункта 3 и подпунктом «д» пункта 4 настоящего Порядка;

от 1 года до 49 лет в случаях, предусмотренных подпунктами «м» и «о» пункта 3 настоящего Порядка;

до 49 лет в случаях, предусмотренных подпунктами «л» и «н» пункта 3 настоящего Порядка, а также пунктом 3 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации;

до 1 года в случае, предусмотренном подпунктом «п» пункта 3 настоящего Порядка.

Срок договора аренды определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Срок договора аренды лесного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не превышает срок резервирования таких земель.

10. Подготовка и заключение договоров аренды в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, осуществляются органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.

11. Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписываемого арендодателем и арендатором по форме примерного договора, указанной в приложении N 2 к настоящему Приказу.

Договор подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997, N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 30, ст. 3081, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 15, ст. 22, ст. 40, ст. 43, N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17, N 17 (ч. 1), ст. 1782, N 23, ст. 2380, N 27, ст. 2881, N 30, ст. 3287, N 50, ст. 5279, N 52 (ч.1), ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4011, N 41, ст. 4845, N 43, ст. 5084, N 46, ст. 5553, N 48 (ч. 2), ст. 5812; 2008, N 20, ст. 2251, N 27, ст. 3126, N 30 (ч. 1), ст. 3597, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6219; 2009, N 1,ст. 14, N 19, ст. 2283, N 29, ст. 3611, N 52 (ч. 1), ст. 6410, ст. 6419; 2010, N 15, ст. 1756, N 25, ст. 3070, N 49, ст. 6424; 2011, N 1, ст. 47, N 13, ст. 1688).

12. При заключении договора аренды лесного участка арендодатель обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на предоставляемый в аренду лесной участок. Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков****.

II. Заключение договора аренды лесного участка

по результатам проведения аукциона

13. Договор аренды лесных участков заключается по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы).

14. Начальная цена предмета аукциона (начальный размер арендной платы) определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера арендной платы.

15. Заключение договора аренды лесного участка по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка производится при предоставлении лесного участка в случаях, предусмотренных пунктами «а» — «к» и «о» пункта 3 настоящих Правил, за исключением случая предоставления лесного участка для заготовки древесины согласно пункту 3 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

16. Заключение договора аренды лесного участка на основании результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня подписания протокола аукциона по форме примерного договора аренды лесного участка (Приложение N 2)***** .

17. При заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка арендная плата устанавливается с учетом увеличения начального размера арендной платы, определенного пунктом 14 настоящего Порядка, сложившегося в результате повышения начального размера арендной платы в ходе аукциона.

III. Заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона

18. В случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо (далее — заявитель) подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка (далее — арендодатель).

19. Для выполнения изыскательских работ лесной участок предоставляется в аренду в порядке, установленном лесным законодательством.

20. В заявлении указываются следующие сведения:

а) полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение, адрес, реквизиты банковского счета — для юридического лица;

фамилия, имя, отчество заявителя, адрес места жительства (временного проживания), данные документа, удостоверяющего личность, — для гражданина, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты;

б) местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду;

в) обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.

21. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц — для юридического лица;

выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

копии документов, удостоверяющих личность, — для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

б) копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости);

г) документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (представляется по усмотрению заявителя);

д) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (при предоставлении лесных участков для реконструкции линейных объектов);

е) копии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке, — при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых или в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

ж) акт натурного технического обследования лесного участка при предоставлении его без государственного кадастрового учета.

22. Копии документов, представляемые в соответствии с пунктом 21 настоящего Порядка, заверяются в установленном порядке.

23. Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка являются:

б) подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком;

в) предоставление заявителем недостоверных сведений;

г) запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке;

д) несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).

При вынесении решения об отказе в предоставлении лесного участка представленные документы возвращаются заявителю в течение 3 рабочих дней. В решении об отказе в предоставлении лесного участка в аренду должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.

Заявитель вправе повторно направить заявление и прилагаемые документы арендодателю после устранения обстоятельств, послуживших основанием для вынесения решения об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

24. Решение о предоставлении лесного участка в аренду должно содержать сведения:

о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество гражданина, в том числе гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем);

о местоположении и площади лесного участка;

о цели (целях) и сроке использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду;

о сроке подготовки и заключения договора аренды.

* Часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации.

** Статьей 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 31, ст. 4014; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599; 2009, N 11, ст. 1261; N 19, ст. 2283; N 52 (ч. 1), ст. 6441, ст. 6455; 2011, N 1, ст. 54).

*** Часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

**** Статья 613 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410, ст. 411; N 34, ст. 4025; 1997, N 43, ст. 4903, N 52, ст. 5930; 1999, N 51, ст. 6288; 2002, N 48, ст. 4737; 2003, N 2, ст. 160, ст. 167; N13, ст. 1179; N 46 (ч. 1), ст. 4434; N 52 (ч. 1), ст. 5034; 2005, N1 (ч. 1), ст. 15, ст. 45; N 13 (ч. 1), ст. 1080; N 19, ст. 1752; N 30 (ч. 1), ст. 3100; 2006, N 6, ст.636; N 52 (ч. 1), ст. 5497; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 39; N 5, ст. 558; N 17, ст. 1929; N 27, ст. 3213; N 31, ст. 3993; N 4015; N 41, ст. 4845; N 44, ст. 5282; N 45, ст. 5428; N 49, ст. 6048; N 50, ст. 6247; 2008, N 17, ст. 1756; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, N 1, ст. 16; N 15, ст. 1778; N 29, ст. 3582; 2010, N 19, ст. 2231; 2011, N 7, ст. 901).

***** Часть 6 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд Республики Коми

О суде

Новости

05.08.2019

Объявление о проведении итогового собеседования на включение в кадровый резерв по должностям государственной гражданской службы «ведущий специалист (выполняющий функции заведующего хозяйством)», «секретарь судебного заседания»

Итоговое собеседование будет проводиться 30 августа 2019 года в 12:00

31.07.2019

Объявление о проведении второго этапа конкурса (тестирования) на включение в кадровый резерв по должностям государственной гражданской службы «ведущий специалист (выполняющий функции заведующего хозяйством)», «секретарь судебного заседания»

04.07.2019

Арбитражный суд Республики Коми объявляет конкурс на включение в кадровый резерв старшей группы должностей категории «специалисты»

Обзор судебной практики по делам, связанным с заключением, изменением, расторжением, исполнением договоров аренды лесного фонда

ОДОБРЕН
постановлением
президиума АС РК
от 21.12.2009 №6

ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, ИЗМЕНЕНИЕМ,
РАСТОРЖЕНИЕМ, ИСПОЛНЕНИЕМ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНОГО ФОНДА

Содержание

1. ОРГАНЫ, ПОЛНОМОЧНЫЕ НА ОБРАЩЕНИЕ В СУД С ИСКАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, ИЗМЕНЕНИЕМ, РАСТОРЖЕНИЕМ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

2. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ВЗЫСКАНИЕМ УЩЕРБА, ЗА ДОПУЩЕННЫЕ ЛЕСОНАРУШЕНИЯПРИ ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

3. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ВЗЫСКАНИЕМ ЗАДОЛЖЕННОСТИПО АРЕНДНОЙ ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМИ УЧАСТКАМИ

Это интересно:  Договор купли-продажи присоса

4. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОРЖЕНИЕМ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

1. ОРГАНЫ, ПОЛНОМОЧНЫЕ НА ОБРАЩЕНИЕ В СУД С ИСКАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, ИЗМЕНЕНИЕМ, РАСТОРЖЕНИЕМ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

1.1. Суд отказал в иске о взыскании неустойки, предусмотренной договором аренды лесного участка за допущенные нарушения лесного законодательства, заявленном лесничеством, признав истца ненадлежащим.

Государственное учреждение Республики Коми «Лесничество» обратилось в суд с иском о взыскании неустойки за допущенные нарушения лесного законодательства на основании договора аренды лесного участка.

10 июня 2008 года лесничество осуществило приемку выполненных работ по использованию лесов на делянках лесничества, выделенных ответчику для осуществления заготовки древесины, в соответствии с лесорубочными билетами выданными в октябре — декабре 2006 года.

По результатам проверки истцом составлены акты приемки, на основании которых была рассчитана неустойка за нарушение лесохозяйственных требований.

Поскольку ответчик отказался уплатить предъявленную неустойку в добровольном порядке, истец обратился с заявленными требованиями в арбитражный суд.

Судом в удовлетворении иска отказано по причине того, что иск заявлен ненадлежащим истцом.

Суд руководствовался следующим.

Договор аренды лесного участка, на который ссылается истец в обоснование своих требований, заключен ответчиком с Комитетом лесов Республики Коми. Таким образом, истец не является арендодателем по договору.

Кроме того, согласно пункту 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, право на предъявление исков в суд, арбитражный суд имеют должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление определенных полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление государственного лесного контроля и надзора, установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

Согласно подпункту 10 пункта 1 Закона Республики Коми «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми» от 27.12.2006 г. № 136-РЗ к полномочиям Правительства Республики Коми в области лесных отношений на территории Республики Коми относится установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

Приказом руководителя Комитета лесов Республики Коми от 10.08.2007 года №402 утвержден Перечень должностных лиц Комитета лесов Республики Коми, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Республики Коми. В данном перечне должность руководителя лесничества, на момент принятия судом решения, отсутствовала.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 28.12.2006 г. № 332 утверждено Положение о Комитете лесов Республики Коми, в пункте 4 статьи 8 которого определено, что право на предъявление в установленном порядке исков в суды принадлежит Комитету лесов Республики Коми.

Таким образом, Государственное учреждение Республики Коми «Лесничество» признано судом ненадлежащим истцом по делу.

2. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ВЗЫСКАНИЕМ УЩЕРБА, ЗА ДОПУЩЕННЫЕ ЛЕСОНАРУШЕНИЯПРИ ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

2.1. Надлежащим доказательством совершения арендатором лесонарушения является акт о лесонарушении, оформленный в установленном порядке.

Государственное учреждение Республики Коми «Лесничество» обратилось с иском к арендатору участка лесного фонда о взыскании ущерба за допущенные лесонарушения — незаконную рубку деревьев.

В подтверждение факта совершения ответчиком лесонарушения истец представил суду следующий документ — письмо, адресованное районному отделу внутренних дел, в котором указано, что направляется акт о лесонарушении и содержится просьба привлечь указанных в нем лесонарушителей к ответственности. Письмо подписано руководителем ГУ «Лесничество». После подписи допечатан текст озаглавленный «Акт о лесонарушении». Пустые графы текста заполнены от руки. Из содержания данного текста следует, что 30.06.2008 лесничим в конторе лесничества составлен акт о лесонарушении и указано, какое нарушение совершено. Имеется подпись в графе «подпись составителя акта» и «руководитель лесничества». Графа «объяснения лесонарушителя» не заполнена. Сведений о том, что акт получен лесонаршителем не имеется.

Суд посчитал, что истцом не представлено надлежащих доказательств совершения ответчиком лесонарушения и причинения лесному фонду ущерба в заявленном размере.

Как указал суд, представленный истцом документ не является актом о лесонарушении.

Данный документ представляет собой письмо, адресованное в отдел внутренних дел, в которое впечатан и вписан от руки акт о лесонарушении.

Написано, что акт составлен 30.06.2008, тем не менее, письмо датировано 10.07.2008.

Из указанного следует, что документ составлен 10.07.2008 и данного же числа были заполнены пустые графы впечатанного в письмо акта.

2.2. Акт о лесонарушении должен составляться по итогам проверки, проведенной уполномоченным лицом с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» при проведении государственного контроля.

Государственное учреждение Республики Коми «Лесничество» обратилось с иском к арендатору участка лесного фонда о взыскании ущерба за допущенные лесонарушения — незаконную рубку деревьев.

Суд отказал в иске, поскольку при проведении проверки соблюдения лесного законодательства были нарушены требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Так, согласно пункта 16 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства от 22.06.2007 г. № 394 мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 года № 394, мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся на основании и в соответствии с распоряжением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении мероприятий по контролю и надзору.

Согласно пунктов 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», распоряжение о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется руководителю или иному должностному лицу юридического лица, а мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении.

Распоряжения Комитета лесов Республики Коми о проведении лесного контроля в квартале, в котором обнаружено лесонарушение, в суд представлено не было.

В представленном суду акте о лесонарушении отсутствовали сведения о дате и номере распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю.

Суд пришел к выводу, что при отсутствии сведений о распоряжении по проведению мероприятия по контролю и копии данного распоряжения невозможно проверить соблюдение требования пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» о том, что мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении, и следовательно, установить правомочность конкретного лесничего на проведение проверочных мероприятий в отношении ответчика.

С учетом изложенного, судом был сделан вывод о том, что не может считаться доказанным факт проведения спорной проверки полномочным лицом.

Так же из представленных в дело документов невозможно было установить проводилось ли плановое или внеплановое мероприятие по контролю.

В то время как, согласно статье 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не допускается осуществление плановых проверок в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» должностные лица и (или) представители юридического лица при проведении мероприятий по контролю имеют право непосредственно присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, знакомиться с результатами мероприятия по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в акте, составленном по результатам мероприятия по контролю должны, в частности содержаться сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи.

Представленный истцом акт о лесонарушении не содержал сведений о том, что при проведении проверки присутствовали представители ответчика, сведений об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителей ответчика.

Требование названного закона о присутствии при проведении плановой проверки представителей проверяемого лица предполагает необходимость надлежащего уведомления проверяемого лица о проведении проверки.

В рамках данного дела суд пришел к выводу, что ответчик не был должным образом уведомлен о предполагаемой к проведению в отношении него проверке в квартале, где обнаружено спорное лесонарушение.

3. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ВЗЫСКАНИЕМ ЗАДОЛЖЕННОСТИПО АРЕНДНОЙ ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМИ УЧАСТКАМИ

3.1. Факт того, что арендатор не производил рубку леса на арендованном участке, предоставленном для заготовки древесины, не является основанием для освобождения его от уплаты арендных платежей.

Комитет лесов обратился с иском к арендатору о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка.

Возражая против иска, ответчик указал, что заготовкой леса в спорный период он не занимался и, следовательно, не должен вносить арендные платежи.

Суд исковые требования удовлетворил и указал, что факт того, что арендатор не производил рубку леса, не является основанием для освобождения его от уплаты арендных платежей.

При этом суд исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса (заготовка древесины, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, и др.).

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно части 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

По смыслу указанной статьи плата начисляется за пользование арендованным имуществом.

Исходя из существа арендных отношений, следует, что арендатор обязан оплачивать арендодателю арендную плату собственно за то, что вещь предоставлена в его владение и пользование. Факт того, удалось или нет арендатору извлечь для себя какую либо пользу из владения и пользования вещью не влияет на наличие у него обязанности оплатить арендную плату.

3.2. При наличии между сторонами подписанного соглашения о расторжении договора аренды с определенного момента, а также фактический возврат в согласованный данным соглашением срок участков лесного фонда является неправомерным требование арендодателя о взыскании арендной платы за период с момента фактического возврата и до внесения в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записи о регистрации прекращения договора аренды.

Это интересно:  Договор купли-продажи трусов

Соглашением сторон от 01.04.2008 договор на аренду участка лесного фонда расторгнут. Этого же числа между сторонами подписан акт о возврате участков лесного фонда.

Запись в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество о регистрации прекращения договора аренды совершена по истечении более чем трех месяцев.

Арендодатель считал, что данного момента арендная плата должна вноситься, что послужило основанием для подачи иска в суд.

Решением суда, оставленным в силе апелляционной инстанцией, отказано в удовлетворении иска ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 450 и пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.

При расторжении договора обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела соглашение о расторжении договора зарегистрировано 19.08.2008. Вместе с тем, при заключении соглашения стороны согласована специальная дата прекращения договора аренды — 01.04.2008.

В связи с изложенным был признан необоснованным довод истца о том, что дата регистрации соглашения определяет момент окончания права пользования арендуемым участком.

Кроме того, по смыслу части 1 статьи 614 Гражданского Кодекса Российской Федерации арендная плата начисляется за пользование арендованным имуществом.

Следовательно, с момента надлежащего возврата имущества начисление арендной платы арендодателем производиться не должно.

В случае досрочного возврата арендуемого имущества (до прекращения в установленном порядке действия договора аренды) необходимо учитывать правовую позицию Президиума ВАС РФ изложенную в пункте 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», согласно которой является правомерным требование арендодателя о взыскании арендной платы за период времени до прекращения в установленном порядке действия договора аренды при наличии возражений арендодателя о досрочном освобождении арендуемого имущества, если между сторонами отсутствует соглашение о прекращении договора аренды и взаимных обязательств сторон ранее, чем договор считается прекращенным в установленном законом порядке, а также при отсутствии надлежащих доказательств передачи арендатором имущества арендодателю до момента прекращения действия договора (акт о приеме — передаче спорного имущества составленный арендодателем с участием представителя незаинтересованного лица в связи с отказом арендатора от подписания акта в качестве такового не расценен).

4. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОРЖЕНИЕМ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

4.1. В случае если договором аренды в качестве основания его расторжения предусмотрено невыполнение арендатором лесовосстановительных, лесохозяйственных и противопожарных работ, обусловленных договором, то при непредоставлении арендатором суду доказательств осуществления таких работ, договор подлежит расторжению.

Комитет лесов обратился в суд с иском к арендатору лесного участка с требованием о расторжении договора аренды.

В обоснование требований о расторжении договора истец ссылался на следующие обстоятельства.

Согласно заключенного сторонами договора арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в соглашении, заключенному в соответствии с Проектом освоения лесов за счет средств арендатора. Специальным пунктом договора предусмотрена обязанность арендатора ежеквартально к определенному сроку предоставлять арендодателю отчет по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.

Между сторонами договора заключено соглашение об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемых лесных участках. В соглашении предусмотрено, что приемка мероприятий производится после принятия лесничеством письменного уведомления от арендатора о готовности работ.

Истец указывает, что письменных уведомлений о готовности сдачи работ (мероприятий) от ответчика не поступало.

Договором аренды установлено, что он подлежит расторжению по инициативе арендодателя в случае не выполнения арендатором лесовосстановительных, лесохозяйственных и противопожарных работ, обусловленных договором.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации основания для расторжения договора по требованию одной из сторон могут быть предусмотрены договором.

Ответчиком суду не было представлено доказательств осуществления лесовосстановительных, лесохозяйственных и противопожарных работ, обусловленных договором.

При указанных обстоятельствах суд удовлетворил требования о досрочном расторжении договора аренды.

При этом суд указал, что поскольку условия соглашения по сдаче работ и их приемке арендодателем предусматривают, что такая приемка осуществляется на основании полученного от арендатора уведомления об их выполнении, обязанность по доказыванию факта выполнения соответствующих работ возлагается на арендатора.

В рамках одного из дел суд также констатировал, что арендатор обязан производить мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности и уход за лесом, вне зависимости от того ведется ли им вырубка и заготовка леса.

4.2. Требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если на момент вынесения решения устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд.

Судом отказано в иске о расторжении договора аренды участка лесного фонда, заявленного в связи с непредставлением ответчиком проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства (далее — план рубок), что в силу договора аренды является основанием для расторжения договора с арендатором.

Суд исходил из следующего.

В соответствии с протоколом о результатах лесного конкурса обязательным условием договора аренды является предоставление утвержденного в установленном порядке плана рубок в течение года после его заключения.

Спорным договором аренды, установлен конкретный срок до которого план рубок должен быть предоставлен арендодателю.

Ответчиком в материалы дела представлены доказательства того, что план рубок согласован Агентством лесного хозяйства по Республике Коми с опозданием в один месяц.

Тем не менее, на момент рассмотрения дела в суде план рубок согласован.

С учетом того, что на момент вынесения решения нарушения, послужившие основанием для обращения в суд устранены, суд отказал в удовлетворении иска.

Рослесхоза от 16.11.2012 N ЮД-10-54/13313 «Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

от 16 ноября 2012 г. N ЮД-10-54/13313

ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОГОВОР АРЕНДЫ ЛЕСНОГО УЧАСТКА

Для формирования единообразной правоприменительной практики, а также в целях защиты прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов и арендаторов лесных участков, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений при заключении договоров аренды лесных участков, а также при внесении изменений в договор аренды лесного участка Рослесхоз рекомендует учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

При этом согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в Лесном кодексе Российской Федерации содержится запрет на изменение условий аукциона (которыми являются, в том числе, предмет аукциона и цена предмета аукциона) исключительно на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон договора аренды. Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает и иные основания изменения договора.

Так, в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В силу статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе потребовать от арендодателя соразмерного уменьшения арендной платы.

Таким образом, внесение изменений в договоры аренды лесных участков путем заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесного участка в порядке статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно в связи с существенным изменением обстоятельств, не зависящих от воли сторон, например, в случае изменения объема подлежащих заготовке лесных ресурсов.

Подобного рода обстоятельствами могут быть изменения расчетной лесосеки, вызванные устаревшими сведениями лесоустройства, на основании которых лесной участок выставлялся на аукцион. Изменения расчетной лесосеки, как правило, подтверждаются проведением лесоустройства или результатами утвержденных государственной экспертизой проектов освоения лесов.

При этом размер арендной платы должен быть увеличен или уменьшен пропорционально изменению объема подлежащих изъятию лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, также при необходимости внесены иные соответствующие изменения, в том числе в части уточнения объема лесохозяйственных мероприятий.

Невнесение изменений в размер арендной платы означало бы использование лесов с изъятием лесных ресурсов, в том числе заготовку древесины, арендатором бесплатно (в случае, если объем допустимого изъятия лесных ресурсов фактически выше, чем было предусмотрено в договоре аренды), либо неосновательное обогащение арендодателя (если объем допустимого изъятия фактически ниже, чем было предусмотрено договором аренды).

Вместе с тем Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает, что не допускается внесение изменений в договоры аренды лесных участков путем заключения дополнительного заключения в случае отказа от части лесного участка и, как следствие, соответствующее уменьшение объема изъятия лесных ресурсов.

Указанное изменение не подпадает под определение существенного изменения обстоятельств и, как правило, является волей одной из сторон и связано с изменением арендатором своих целей (намерений) использования лесного участка.

Таким образом, в вышеназванном случае применяется положение статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, содержащей запрет на изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора аренды лесного участка или по требованию одной из его сторон.

Информация направляется для учета в работе.

Статья написана по материалам сайтов: rg.ru, komi.arbitr.ru, legalacts.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий