Описание груза в договоре экспедирования

Содержание

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы

Договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) предполагает осуществление или организацию исполнения на возмездной основе одним участником договора — экспедитором конкретных действий (услуг), сопутствующих транспортировке груза, другому участнику, который обязан данные услуги оплатить. Подробнее о таком договоре — в статье «Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов».

К таким услугам могут относиться:

  • определение схемы транспортировки груза;
  • подписание соглашения о перевозке груза;
  • отправление и погрузка груза, временное хранение;
  • оформление таможенных деклараций и др.

Порядок осуществления ТЭ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА):

  • гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
  • законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон 87-ФЗ);
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, принятыми постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

В договоре перевозки участвуют 2 стороны: грузоотправитель/пассажир и перевозчик. В обязанности последнего входит возмездное осуществление транспортировки имущества (груза) или физического лица из пункта А в пункт Б.

Общие положения договора перевозки определяются гл. 40 ГК РФ, а также специальными актами в зависимости от типа транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), Уставом автотранспорта и городского наземного электрического транспорта и др.

Подробнее о перевозке имущества рассказывается в статье «Договор перевозки груза — существенные условия, образец».

Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки

В рамках ГК РФ договор ТЭ и договор перевозки представляют собой два самостоятельных соглашения.

Вместе с тем в правовой доктрине существует точка зрения, согласно которой договор ТЭ признается вспомогательным соглашением, поскольку транспортно-экспедиционная деятельность не может реализовываться отдельно от перевозки.

При этом стороны договора ТЭ могут договориться о том, что функции перевозчика исполняются самим экспедитором. В таком случае будет иметь место смешанный договор: условия соглашения, касающиеся перевозки, будут определяться нормами гл. 40 ГК РФ, а условия, касающиеся порядка оказания экспедиционных услуг, — гл. 41 ГК РФ и специальными НПА.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основное различие двух договоров проводится по их предмету. Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица. В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.

Различия ТЭ и перевозки также проявляются:

  • в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
  • документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;
  • ответственности экспедитора и перевозчика.

Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора. Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества.

В отличие от договора перевозки, где перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору транспортной экспедиции может действовать любым из следующих способов:

  • на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;
  • от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
  • частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор).

Ответственность экспедитора и перевозчика

Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом. Однако ответственность перевозчика за невыполнение или недолжное выполнение условий договора перевозки, в том числе за потерю, изменение количества или качества имущества в худшую сторону, имеет ограниченный характер и устанавливается в следующих размерах (ст. 796 ГК РФ):

  • цены потерянного имущества или багажа (в том числе при невозможности его восстановления);
  • суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;
  • суммы объявленной стоимости имущества при его потере.

Ответственность экспедитора больше ответственности перевозчика и устанавливается общими нормами гл. 25 ГК РФ. Вместе с тем при реализации международных перевозок ответственность экспедитора может носить специальный характер, а именно:

  • В размере 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, определенную ст. 6 закона 87-ФЗ, за невыполнение условий соглашения, кроме времени осуществления экспедиторских услуг. Данная норма не применяется, если причиной нарушения стали деятельность или бездеятельность экспедитора, выполненная умышленно или по грубой неосторожности.
  • В размере 2 расчетных единиц за кг всей массы потерянного, не хватающего или попорченного имущества.

ВАЖНО! Осуществление третьими лицами обязательств экспедитора не избавляет его от ответственности. Однако в том случае, если причинами нарушения условий договора ТЭ являются действия перевозчика, ответственность экспедитора будет определяться по правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 закона 87-ФЗ).

Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки

Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:

  • поручение экспедитору с информацией о порядке предоставления экспедиционных услуг и сведениями о перевозимом имуществе (наименовании, массе, количестве и других параметрах);
  • расписка экспедитора, которая свидетельствует о принятии экспедитором груза;
  • складская расписка, составляющаяся в случае принятия перевозимого имущества на хранение.

Формы данных документов установлены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оформления…» от 11.02.2008 № 23.

Подробнее о том, как составляется экспедиторская расписка, рассказывается в статье «Образец заполнения экспедиторской расписки».

Кроме того, стороны договора ТЭ могут составить:

  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

Отчет экспедитора включает сведения о порядке оказания экспедиционных услуг, о полученных финансовых средствах и расходах экспедитора, величине его гонорара. При заключении экспедитором договора перевозки к отчету могут быть приложены транспортная накладная, копия или оригинал договора с перевозчиком и прочие бумаги.

В зависимости от типа транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Коносамент и накладная, по сути, включают в себя сведения, содержащиеся в экспедиторских документах: информацию о перевозимом имущества и порядке выполнения перевозчиком его обязательств.

Отличие договора фрахтования от договора перевозки

Договор фрахтования (чартер) представляет собой вид договора перевозки. Основным его отличием является предоставление перевозчиком (фрахтовщиком) клиенту (фрахтователю) для перемещения груза или пассажиров все транспортное средство или его некоторые части — кабины и т.д. (ст. 787 ГК РФ).

Необходимыми условиями договора фрахтования обычно являются (ст. 120 КТМ РФ, ч. 2 ст. 127 Устава автомобильного транспорта):

  • названия сторон;
  • наименование транспортного средства;
  • сведения о перевозимом имуществе;
  • места погрузки и доставки имущества;
  • размер вознаграждения фрахтовщика;
  • конкретный или неопределенный круг перевозимых пассажиров;
  • срок осуществления транспортировки;
  • правила допуска пассажиров на транспорт;
  • другие сведения.

Фрахтователь может сам использовать предоставленный ему транспорт или после получения одобрения от перевозчика передать свои права иным лицам, что влечет распределение ответственности между таким лицом и фрахтователем (ст. 121 КТМ РФ).

Подробнее о договоре фрахтования рассказывается в статье «Договор фрахтования транспортного средства (образец)».

Таким образом, договор транспортной экспедиции и договор перевозки являются не зависимыми друг от друга соглашениями, чьи различия проявляются в предмете правоотношений, правах, обязанностях и ответственности участников, а также документах, подтверждающих заключение данных договоров.

Договор транспортного экспедирования

Понятие и общая характеристика договора транспортного экспедирования

Правовая природа транспортного экспедирования была предметом обсуждения советских ученых-цивилистов на протяжении долгого времени. Наиболее бурные дискуссии о природе договора транспортной экспедиции происходили в 70-е гг.

Некоторые авторы не согласны были с включением договора транспортной экспедиции в понятие транспортных договоров. Договора транспортной экспедиции традиционно отводилась узкая вспомогательной роль в перевозке грузов. Иначе и не могло быть, поскольку функцией транспорта было не столько регулирования гражданского оборота, сколько рационализация распределения материальных ценностей в условиях плановой экономики. Хотя номинально транспортное право и принадлежало к сфере цивилистики, фактически регулирование имело скорее административный характер.

Несмотря на различия во взглядах ученых, советская правовая доктрина была единогласная в том, что договор экспедиции существенно отличается от договора перевозки по ряду признаков, в частности: консенсуальною природой этого договора, вспомогательным характером экспедиции по перевозке, посреднической сущности этого типа договора и т. п.

На практике операции по перевозке и экспедиции были четко разграничены. Экспедитор не мог быть признан перевозчиком ни при каких условиях.

А. С. Иоффе выделял в отдельную категорию договор полного транспортно-экспедиционного обслуживания, замечая, однако, что такие договоры встречаются сравнительно рідко1. По этому типу договора экспедитор принимает на себя выполнение всего цикла работ по транспортировке груза, действуя от своего имени.

Мнения ученых повлияли на практику, потому что институт экспедиции законодательно закреплен не был.

Во французском праве институтом, что соответствует экспедиции, является институт транспортной комиссии. Что же представляет собой институт комиссии на транспорте? Во-первых, он отличается от договора комиссии в первую очередь тем, что комиссионер должен быть профессионалом, осуществлять полный цикл транспортировки от грузоотправителя до грузополучателя и иметь определенную свободу в выборе маршрута и способа осуществления перевозок. В отличие от перевозчика транспортный комиссионер не обязан сам осуществлять перевозки. Комиссионер получает от комитента возмещения понесенных убытков и вознаграждение. К тому же комиссионер имеет залоговое право на перевезенный груз.

Развитие экономических отношений прежде всего связан с движением товаров, а поэтому в соответствии с осуществлением разнообразных перевозок. В свою очередь, перевозки как услуга может предоставляться вместе с дополнительными услугами, в частности обеспечением отправки и получением груза, а также другими услугами, которые прямо не относятся к собственно перевозку, но связанные с ним. Эти специфические услуги предоставляются многочисленными коммерческо-предпринимательскими структурами, которые занимаются бизнесом, в том числе в сфере транспортного экспедирования. Автотранспортные предприятия или специально создаваемые транспортно-экспедиционные организации берут на себя весь комплекс операций по отправке грузов железнодорожным, водным и воздушным транспортом, получение от них грузов и доставки их получателям, проведения расчетов за перевозку и т.д. Отношения этих организаций с клиентурой и другими транспортными предприятиями оформляются договором транспортного экспедирования.

Смысл этого договора в том, чтобы освободить отправителя и получателей от выполнения не свойственных им операций по организации и сопровождению процесса перевозки груза. Соответственно основная функция, возлагаемая на экспедитора, состоит в том, чтобы по поручению клиента отправлять или получать грузы, а также оказывать иные сопутствующие этому услуги.

Распространенность этих услуг обусловила закрепление в гл. 65 ГК Украины договора транспортного экспедирования как самостоятельного гражданско-правового договора.

Нормы, регламентирующие договор транспортного экспедирования, содержатся также в Хозяйственном кодексе Украины и в Законе Украины О транспортно-экспедиторской деятельности» от 1 июля 2004 г. Кроме того, отдельные вопросы, возникающие в ходе осуществления транспортно-экспедиторской деятельности, урегулированы законами Украины «О транзите грузов» от 20 октября 1999 г., «транспорт» от 10 ноября 1994 p., «железнодорожный транспорт» от 4 июля 1996 г., «Об автомобильном транспорте» от 5 апреля 2001 p., Кодексом торгового мореплавания от 23 мая 1995 p., Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденными приказом Министерства транспорта Украины от 14 октября 1997 p., Уставом железных дорог Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1998 г. и нормативно-правовыми актами, выданные в соответствии с уставом железных дорог, Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденным постановлением СМ СССР от 15 октября 1955 г. и другими актами законодательства Украины.

Согласно ч. 1 ст. 929 ГК по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортного экспедирования (от лат. expeditio — послание, сообщение) относят к договорам о предоставлении услуг. В юридической литературе договоры о предоставлении услуг принято разделять на следующие категории: 1 ) договоры о предоставлении юридических услуг — т.е. такие, которые связаны с установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей заказчика и с предоставлением заказчику помощи в реализации принадлежащих ему прав или исполнении обязанностей (договоры поручения, комиссии); 2) договоры по поводу предоставления фактических услуг, то есть услуг, которые потребляются в процессе их предоставления и не связаны с установлением, изменением или прекращением прав и обязанностей заказчика (договор хранения); 3) договоры по поводу предоставления услуг, сочетающих в себе признаки юридических и фактических услуг (договор транспортного экспедирования)1. Как отмечает О. С. Кужко, юридические и фактические действия, которые осуществляет экспедитор по договору транспортного экспедирования, не создают определенного материального результата и не отделены от деятельности экспедитора. То есть договор транспортного экспедирования относится к договорам о предоставлении услуг, а именно услуг юридического и фактического характера.

Договор транспортного экспедирования является двусторонним, взаимным, возмездным и консенсуальним.

Договор транспортного экспедирования относится к двусторонних договоров. Он является двусторонним том, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортного экспедирования услуг за вознаграждение и за счет клиента. Однако обязанности последнего не ограничиваются осуществлением оплаты услуг экспедитора, поскольку клиент берет на себя также обязанность предоставление экспедитору документов и другой необходимой информации, в частности, о свойствах груза и условия перевозки. При этом исполнение экспедитором своих обязанностей имеет относительно исполнения обязанности клиента встречный характер (ч. Из ст. 933 ГК: в случае непредоставления клиентом документов и необходимой информации экспедитор имеет право отложить выполнение своих обязанностей по договору транспортного экспедирования до предоставления документов и информации в полном объеме).

Договор транспортного экспедирования является возмездным договором. Часть 5 ст. 626 ГК закрепляет презумпцию платности гражданско-правового договора. Возмездным признается договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей. В свою очередь, встречное предоставление — это благо, что передается одной стороной другой стороне в силу определенных, предусмотренных договором или законом підстав3. Таким образом, экспедитор по договору обязан оказать клиенту транспортно-экспедиционные услуги, а последний контрагенту — установленную договором или законом плату за эти услуги.

Консенсуальный характер договора транспортного экспедирования заключается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортного экспедирования услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, обязательства возникают через самый факт подписания соответствующего соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанных правоотношений с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора.

По признаки консенсуальності и реальности в теории ведутся дискуссии до сих пор. Некоторые авторы характеризуют данный договор как с точки зрения консенсуального, так и реального, отмечая при этом, что договор транспортного экспедирования «может быть или консенсуальним, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в частности, когда экспедитором выступает перевозчик)»‘. Таким образом, признак реальности понимается автором именно в том ракурсе, что с передачей груза заключается договор. Но такая мысль прежде всего противоречит самому определению договора транспортного экспедирования, что дается в законодательстве (ч. 1 ст. 929 ГК). Этот пример подтверждает консенсуальный характер договора транспортного экспедирования.

При оказании услуг экспедитор вправе выступать от своего имени или от имени клиента (абз. 2 ч. 1 ст. 929 ГК). Нельзя согласиться с мнением Е. М. Ворожейкина о том, что экспедитор всегда действует от имени клієнта2. Необходимо четко разграничивать два ряда правовых отношений, в которых в разном качестве может участвовать одно и то же лицо (например, профессиональная экспедиторская организация). Такая организация имеет право от своего имени отправлять или получать грузы, принадлежащие другим лицам. Для этого она заключает договор перевозки груза с перевозчиком и приобретает в отношении него статус стороны договора перевозки — отправителя или, если речь идет о получении груза, третьего лица, в пользу которого заключен договор. В этом случае такое лицо вправе отправлять или получать груз от своего имени. Не выступая от имени клиента, она сохраняет статус экспедитора в отношениях с ним в другом договоре-договоре экспедиции, по условиям которого ему поручено отправлять или получать груз от своего имени.

Это интересно:  Договор купли-продажи латуня

Но возможна и другая ситуация, когда экспедитор не вступает в договор перевозки груза и отправляет или получает груз от имени клиента. При таком положении он выступает только как субъект договора транспортного экспедирования.

20. Договор перевозки: общая характеристика. Виды договоров перевозки. Договор транспортной экспедиции.

По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Особенности договора перевозки грузов:

договор перевозки грузов является двусторонним и возмездным;

наличие в договоре третьего лица (получателя груза), который не участвует в заключении договора, однако наделяется определенными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату). Грузополучателем также может быть грузоотправитель или его экспедитор;

сам по себе договор перевозки грузов является реальным, т.е. он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику;

договор перевозки грузов обычно заключается не путем подписания единого документа, а путем составления квитанций, накладных, коносаментов, иных документов, предусмотренных транспортным законодательством;

провозная плата часто жестко регулируется тарифами, установленными нормативно-правовыми актами.

Виды договоров перевозки:

• договоры перевозки транспортом общего пользования:

• договоры перевозки железнодорожным транспортом;

• договоры перевозки внутриводным транспортом;

• договоры перевозки воздушным транспортом;

• договоры перевозки внутриводным транспортом; договоры перевозки морским транспортом;

• международные морские перевозки;

• перевозки внутри страны (каботажные перевозки), в том числе малый каботаж (перевозки между портами одного моря) и большой каботаж (перевозки между портами разных морей).

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить его отправку и получение,а также другие обязанности.

Договор является взаимным, возмездным, может быть либо консенсуальным, либо реальным.

Предмет договора — услуги, связанные с перевозкой груза, которые делятся на основные (заключение договора перевозки и ее организация) и дополнительные (любые услуги, связанные с транспортировкой груза).

Экспедитором может быть только предприниматель,имеющий лицензию на этот вид деятельности.

Форма договора простая письменная.

Прекращение договора имеет особенность: оно возможно в результате одностороннего отказа любой стороны, но с обязательным предупреждением другой стороны в разумный срок и возмещении стороной,заявившей об отказе, убытков, вызванных расторжением договора.

21. Договор хранения: общая характеристика. Виды хранения. Особенности хранения на товарном складе.

По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Договор хранения должен быть заключен в письменной форме в случаях, если:

заключается между юридическими лицами и с гражданами;

заключается гражданами между собой и если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю:

сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем;

номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.

хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока;

если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем;

если срок хранения определен моментом востребования вещи поклажедателем, хранитель вправе по истечении обычного при данных обстоятельствах срока хранения вещи потребовать от поклажедателя взять обратно вещь, предоставив ему для этого разумный срок.

• обычное хранение и специальное хранение:

а) на товарном складе;

в) в камере хранения в транспортной организации;

д) в гостинице и других местах временного проживания;

е) вещей,являющихся предметом спора;

ж) нотариальный депозит;

з) культурных ценностей;

• регулярное (обычное) хранение (после окончания договора поклажедателю выдается та же самая вещь,которую он сдал) и иррегулярное — хранение с обезличением;

• профессиональное хранение (вещь хранит профессиональная организация) и непрофессиональное;

• хранение, возникшее при обычных условиях гражданского оборота и возникшее в чрезвычайных ситуациях;

• хранение, возникшее из договора и хранение, возникшее в силу закона (напр.,хранение находки, безнадзорных животных, наследуемого имущества, незаконного товара).

По договору складского хранения товарный склад обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем, и возвратить их в сохранности. Товарным складом признается организация, хранящая товары в качестве предпринимательской деятельности и оказывающая связанные с хранением услуги.

Письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товара на склад удостоверены складским документом.

В договоре складского хранения хранителем является специальный субъект — товарный склад. Такой договор является консенсуальным. Предмет этого договора — деятельность по хранению товара, т.е. предназначенных для продажи вещей.

Товарный склад в подтверждение принятия товаров на хранение выдает один из следующих документов:

• двойное складское свидетельство(складское свидетельство и залоговое);

• простое складское свидетельство;

Оба вида складских свидетельства являются ценными бумагами.

Складская квитанция является распиской в принятии товара на хранение. Залог складского свидетельства — залог товара, право возврата которого оно удостоверяет.

Перевозка. Транспортная экспедиция

Общая характеристика, значение и виды договоров перевозки

1. Транспорт в любой стране – одна из важнейших отраслей экономики, которая обеспечивает эффективность ее развития не только в целом, но и отдельных ее регионов. С помощью транспорта осуществляются перевозки грузов, пассажиров, багажа. Транспортная деятельность является видом предпринимательской деятельности.

2. Не существует единого транспортного договора как отдельного вида гражданско-правового обязательства. В литературе высказаны различные мнения по вопросу существования системы «транспортные договоры», «транспортные обязательства». Некоторые авторы выделяют в системе гражданско-правовых договорных обязательств самостоятельную группу транспортных договоров. При этом авторы используют различные критерии градации: субъектный состав – участие в договоре транспортной организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего транспортную деятельность; вид оказываемых услуг (перемещение с помощью транспортных средств груза, почты, пассажира, багажа); «направленность транспортных договорных обязательств». Другие авторы отрицают введение категории «транспортные договоры», мотивируя свою позицию тем, что «в сфере транспортной деятельности используются самые разные договоры и типы и виды гражданско-правовых обязательств».

3. Транспортные договоры – это соглашения, заключаемые в целях организации, обеспечения и осуществления перевозок грузов, почты, пассажиров и багажа. Понятие «транспортные договоры» шире понятия «договоры перевозки». В системе договорных гражданско-правовых обязательств по возмездному оказанию услуг как самостоятельный вид выделяются обязательства из договоров перевозки (гл. 40 ГК).

Договоры перевозки как обобщающее понятие могут быть определены как система соглашений о перевозке за плату различными видами транспорта общего пользования грузов, почты, пассажиров, багажа и грузобагажа.

Следует учитывать то обстоятельство, что законодательное регулирование отношений по оказанию услуг перевозки, отношений по обеспечению заключения и исполнения договоров перевозки происходит только в том случае, если перевозка как услуга осуществляется транспортом общего пользования (п. 1 ст. 789 ГК) за плату. Соответственно, исключаются из рассматриваемой сферы отношения, возникающие в связи с перевозками различными видами транспорта для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

4. Порядок заключения договора перевозки и законодательного регулирования возникающих отношений зависит от вида перевозки.

Называя гл. 40 ГК «Перевозка», законодатель не формулирует легальное определение данного понятия. В транспортных уставах и кодексах определяются только виды и разновидности перевозок (ст. 2 УЖТ, ст. 101 Воздушного кодекса, ст. 67, 68, 95, 160 КВВТ, ст. 2, 4, п. 1 ст. 115, ст. 1 УАТ).

5. Перевозка – вид предпринимательской деятельности, в ходе которой перевозчик за плату осуществляет перемещение груза, почты, пассажира, багажа из пункта отправления в пункт назначения с использованием транспортного средства. В российском законодательстве содержится формальный подход: транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве (п. 2 ст. 784 ГК) и имеют правовой режим транспорта общего пользования (ст. 789 ГК). Договор перевозки порождает обязательство по возмездному оказанию услуг, поскольку результат деятельности перевозчика не имеет материального выражения, реализуется и потребляется в процессе осуществления этой деятельности.

6. Важнейшую особенность отношений по перевозкам грузов, пассажиров и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обязательств. При этом наряду с обязательством по перевозке возникают договорные обязательства иных видов. Такие обязательства возникают из договоров, обеспечивающих заключение и исполнение договора перевозки (транспортные организационные договоры, договоры между перевозчиком и владельцем транспортных инфраструктур по оказанию услуг по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа (см. ст. 2 УЖТ), договоры по возмездному оказанию в процессе перевозки различного вида иных услуг, в том числе договоры транспортной экспедиции (ст. 801 ГК), договоры буксировки (ст. 88 КВВТ, ст. 225 КТМ) и др.

Договор перевозки может включать условия, содержащие элементы других договоров (подряда, хранения и др.), например, устанавливать обязанность перевозчика выполнить погрузочно-разгрузочные работы (ст. 9 УЖТ).

Глава 40 ГК предусматривает возможность заключения в сфере перевозочной деятельности следующих групп договоров.

Во-первых, договоры перевозки (договор перевозки груза, договор перевозки пассажиров и багажа) (п. 1 ст. 784, ст. 785, 786 ГК)3. В целях транспортировки грузов, пассажиров, багажа может заключаться договор фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК), который содержит в себе элементы договора аренды.

Во-вторых, организационные договоры (договор об организации перевозок, договор об организации работы по обеспечению перевозок, договор о прямом смешанном сообщении) (ст. 798, 799, 788 ГК). Могут заключаться и иные, не поименованные в ГК организационные договоры, например договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке.

Специальное транспортное законодательство построено таким образом, что оно регулирует отношения по перевозкам различными видами транспорта. Данное обстоятельство позволяет выделять договоры перевозки, осуществляемые транспортом: наземным (железнодорожным, автомобильным, городским наземным электрическим), воздушным, водным (морским, внутренним водным транспортом Российской Федерации) (ст. 1 УЖТ, ст. 1 УАТ, ст. 32 Воздушного кодекса, ст. 2 КТМ, ст. 3 КВВТ).

В системе российского транспортного законодательства, которое будет рассмотрено ниже, нет действующих нормативных актов, регулирующих отношения по перевозкам пассажиров и их ручной клади внеуличными видами транспорта. К ним относят метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесную канатную дорогу транспортную (канатная дорога), фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная). Приняты только различные подзаконные акты, акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утверждающие правила перевозки пассажиров различными видами внеуличного транспорта, в частности, метрополитеном. Перевозка на внеуличных видах транспорта предполагает заключение договора перевозки пассажира и его ручной клади конкретным видом внеуличного транспорта.

В зависимости от осуществления перевозки в пределах Российской Федерации либо за ее пределами различаются перевозки внутригосударственные и международные.

В зависимости от количества перевозчиков, участвующих в перевозке по единому транспортному документу, разграничиваются перевозки местного сообщения, прямого сообщения и прямого смешанного (комбинированного) сообщения.

Перевозки местного сообщения – перевозки в пределах территориальных границ деятельности одной транспортной организации, осуществляемые по единому транспортному документу. Перевозки прямого сообщения – перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по единому транспортному документу. Перевозки прямого смешанного (комбинированного) сообщения – перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями различных видов транспорта, но по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 788 ГК). В сфере железнодорожного транспорта выделяются перевозки в непрямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида (ст. 2 УЖТ).

Источники правового регулирования отношений по перевозке

Гражданский кодекс включает в себя гл. 40 «Перевозка», которая содержит базовые нормы, регулирующие отношения по возмездному оказанию услуг по перевозке груза, пассажиров и багажа, а также отношения по организации и обеспечению перевозок. В силу прямого указания закона общие нормы гл. 39 ГК, регулирующие отношения по возмездному оказанию услуг, не применяются к регулированию отношений по перевозке (п. 2 ст. 779 ГК).

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК). Транспортные уставы и кодексы имеют статус федеральных законов и должны учитывать требование п. 2 ст. 3 ГК, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. Отношения по перевозке также регулируются нормами международного права (ст. 7 ГК), иными федеральными законами и правовыми актами, содержащими нормы гражданского права (ст. 3 ГК), обычаями, сложившимися в сфере предпринимательской деятельности по перевозке грузов, пассажиров и багажа (ст. 5 ГК).

При регулировании отношений перевозки условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон (п. 2 ст. 784 ГК). Нормами ГК, транспортных уставов и кодексов, иных законов и издаваемыми в соответствии с ними правилами может быть установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК).

Федеральными законами были приняты следующие транспортные уставы и кодексы:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс торгового мореплавания;
  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
  • Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации;
  • Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Деятельность транспорта общего пользования и общие условия перевозки грузов, почты, пассажиров, багажа и грузобагажа определяются специальными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними правилами, а также обычаями, сложившимися в сфере осуществления предпринимательской транспортной деятельности, о чем будет сказано при рассмотрении отдельных видов договоров перевозки.

Договор перевозки груза

1. Договор перевозки груза – это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Приведенное определение договора будет распространяться также и на соглашения по перевозке железнодорожным транспортом порожних грузовых вагонов.

Груз – это объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятые в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах (ст. 2 УЖТ, п. 3 ст. 2 УАТ).

Помимо норм транспортных уставов и кодексов в рассматриваемой сфере действуют федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др. Отношения по перевозкам транспортом общего пользования грузов, порожних грузовых вагонов (при перевозке железнодорожным транспортом) также регулируются иными правовыми актами, обычаями, сложившимися в сфере осуществления предпринимательской транспортной деятельности.

2. Договор перевозки груза в большинстве случаев имеет конструкцию реального договора. Для его заключения необходимо, чтобы грузоотправитель передал груз перевозчику. Может заключаться как реальный, так и консенсуальный договор морской перевозки груза (торговое мореплавание)1, а также договор перевозки груза автомобильным транспортом. При конструкции консенсуального договора перевозки передача груза для заключения договора не требуется. Достаточно, чтобы перевозчик и отправитель (грузоотправитель) достигли соглашения по всем существенным условиям договора.

Договор перевозки груза является возмездным. Провозная плата вносится грузоотправителем до приема груза к перевозке. По соглашению сторон (перевозчика и отправителя) груз может быть принят к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок.

Договор перевозки груза определяется как взаимный. У каждой из сторон договора перевозки есть права и корреспондирующие им обязанности другой стороны.

Договор перевозки груза транспортом общего пользования будет иметь публичный характер, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789 ГК).

Это интересно:  Договор купли-продажи сарда

3. Сторонами договора перевозки груза в ГК названы перевозчик и отправитель (ст. 785 ГК) (грузоотправитель). В перевозочных отношениях также участвует получатель (грузополучатель) – лицо, управомоченное на получение груза. Грузополучатель не участвует в заключении договора перевозки груза. Исключением может служить случай, когда грузоотправитель и грузополучатель совпадают в одном лице. Например, если отправитель направляет груз в адрес своего филиала. При несовпадении отправителя и получателя в одном лице последний наделяется правовым статусом третьего лица. Данный договор перевозки груза относится к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК). Правовыми предпосылками такого договора следует признать наличие между грузоотправителем и грузополучателем другого гражданско-правового договора (купли-продажи, поставки и др.)1. Следует отметить, что грузоотправитель и грузополучатель взаимными правами и обязанностями в рамках договора перевозки груза не обладают. Каждый из них обладает правами и обязанностями по отношению к перевозчику. Правовая связь между грузоотправителем и перевозчиком возникает из договора перевозки груза, а между грузоотправителем и грузополучателем – из иного договора (куплипродажи, мены, аренды и др.), на основании которого грузополучатель наделяется правом требовать исполнения обязанности перевозчиком как третьим лицом (ст. 313 ГК). По общему правилу грузополучатель, как управомоченное лицо, являясь третьим лицом по отношению к сторонам договора перевозки, наделяется правом требовать от перевозчика выдачи груза, отгруженного в его адрес грузоотправителем.

Грузополучатель, не являясь стороной договора перевозки, обладает и некоторыми обязанностями по отношению к перевозчику. По договору перевозки груза грузополучатель приобретает не только права, но и обязанности, закрепленные в транспортных уставах и кодексах, например получить груз, прибывший в его адрес.

По своему правовому статусу стороны договора перевозки груза – субъекты предпринимательской деятельности, что не исключает участия в таких договорах некоммерческих организаций (п. 4 ст. 50 ГК)1.

По общему правилу перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя до договору перевозки определенным видом транспорта общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения и выдать его получателю. Грузоотправитель – это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе.

Специфика правового статуса перевозчиков, осуществляющих перевозку различными видами транспорта, конкретизируется транспортными уставами и кодексами, федеральными законами. Например, особый правовой статус имеют перевозчики по договору перевозки груза железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом общего пользования.

В случаях, предусмотренных Законом о лицензировании отдельных видов деятельности (ст. 12), для осуществления перевозки груза требуется наличие у перевозчика лицензии.

При перевозках в прямом или в прямом смешанном сообщении возникает обязательство с множественностью лиц на стороне перевозчика.

4. Порядок заключения договора перевозки груза и особенности законодательного регулирования возникающих при этом отношений зависят от вида перевозки и юридической конструкции соответствующего договора.

Договору перевозки груза всегда предшествуют организационные предпосылки – подача перевозчиком транспортных средств под погрузку (п. 1 ст. 791 ГК). Такие действия обязан совершить перевозчик во исполнение обязательств, возникающих из принятой им от отправителя заявки (заказа), договора перевозки груза или договора об организации перевозок грузов (п. 1 ст. 791 ГК).

Договор перевозки груза, имеющий конструкцию реального, считается заключенным с момента вручения отправителем груза перевозчику. При перевозке груза морским, автомобильным, внутренним водным транспортом момент заключения договора зависит от его юридической конструкции. Если такой договор перевозки груза конструируется как консенсуальный, он считаются заключенным между отправителем и перевозчиком с момента достижения между ними соглашения по всем существенным условиям договора. В этом случае перевозчик обязуется доставить груз, который ему передаст отправитель в будущем. При реальной конструкции заключенного договора он считается заключенным с момента вручения отправителем груза перевозчику.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК, ст. 25 УЖТ, ст. 105 Воздушного кодекса, ст. 67 КВВТ, ст. 117, 143 КТМ, ст. 8 УАТ). В подтверждение заключения договора перевозки груза отправителю выдается копия транспортной накладной, при перевозке железнодорожным транспортом – квитанция о приеме груза (ст. 25 УЖТ). Договор перевозки груза морским транспортом должен быть заключен в письменной форме (п. 1 ст. 117 КТМ). Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ).

Требования к оформлению и содержанию транспортных документов устанавливаются в транспортных уставах и кодексах, а также в соответствующих правилах перевозок грузов различными видами транспорта общего пользования.

5. Существенное условие договора перевозки груза – условие о предмете договора, это транспортные услуги перевозчика по доставке определенным видом транспорта вверенного отправителем груза в пункт назначения, с последующей его выдачей управомоченному на получение груза лицу (получателю) (п. 1 ст. 785 ГК). Характер оказываемых транспортных услуг и их объем зависят от вида договора перевозки груза. Услуги по перевозке груза в своем комплексе могут включать погрузочно-разгрузочные работы, пломбирование транспортных средств, контейнеров, услуги по хранению груза и иные виды услуг, обеспечивающих исполнение договора перевозки груза (ст. 9 УЖТ, ст. 11–13 УАТ, ст. 69, 72 КВВТ, ст. 150 КТМ).

Условие договора о цене услуг по перевозке груза: за перевозку груза взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК). Плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК).

Договор перевозки груза может содержать условие о цене работ и иных услуг, которые обеспечивают его исполнение.

Как и в любом возмездном договоре, стороны предусматривают условие о порядке, форме и сроках расчетов за оказанные услуги по перевозке груза.

В консенсуальных договорах перевозки груза стороны согласуют условие о сроках и порядке предоставления транспортных средств, контейнеров под погрузку для последующей перевозки груза (п. 1 ст. 791 ГК, п. 1 ст. 9 УАТ, ст. 73 КВВТ, ст. 126, 129 КТМ), а также условие о порядке и сроках предъявления груза к перевозке. При заключении реальных договоров перевозки груза такие условия предусматриваются в разовой заявке на принятие груза к перевозке, направляемой отправителем перевозчику и впоследствии принятой им к исполнению, либо в заявке, которую предварительно должен представить отправитель перевозчику в соответствии с условиями долгосрочного договора об организации перевозок (п. 1 ст. 791 ГК).

В договоре перевозки груза стороны могут согласовать условие о порядке и о сроках его погрузки (выгрузки), с соблюдением положений, предусмотренных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (ст. 791 ГК).

По договору перевозки груза условия о сроках его доставки получателю определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 33 УЖТ, ст. 14 УАТ, ст. 109 Воздушного кодекса, ст. 76 КВВТ, ст. 152 КТМ), а при отсутствии таких сроков доставка осуществляется в разумный срок (ст. 792 ГК).

6. Объем прав и обязанностей перевозчика и отправителя по договору перевозки груза зависит от особенностей юридической конструкции заключаемого договора.

По реальному договору основная обязанность перевозчика – доставка вверенного ему отправителем груза в пункт назначения и выдача его управомоченному на получение груза лицу (получателю) (п. 1 ст. 785 ГК).

По консенсуальному договору, в частности при морской перевозке груза, перевозчик обязан доставить груз, который ему передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю) (п. 1 ст. 115 КТМ).

В зависимости от вида транспорта, на котором будет осуществлена перевозка груза, обязанности по погрузке, размещению, креплению груза и последующей его выгрузке распределяются между отправителем и перевозчиком в соответствии с нормами, установленными транспортными уставами, кодексами и соответствующими правилами перевозок, в частности с соблюдением технических норм (см., например, ст. 23 УЖТ). В зависимости от технических возможностей грузоотправителя и грузоперевозчика такие обязанности могут устанавливаться на основании соглашения сторон договора перевозки груза.

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 33 УЖТ, ст. 14 УАТ, ст. 109 Воздушного кодекса, ст. 76 КВВТ, ст. 152 КТМ), а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 792 ГК).

Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки (ст. 25 УЖТ, ст. 103 Воздушного кодекса, ст. 67 КВВТ, ст. 150 КТМ).

При консенсуальной конструкции договора грузоотправитель обязан своевременно предъявить груз к перевозке. Во всех остальных случаях права и обязанности грузоотправителя не зависят от конструкции договора. Грузоотправитель обязан поместить груз в требуемую тару, осуществить его маркировку, указать в отгрузочных документах необходимые сведения о грузе, в том числе объявить о его цене. Грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату и иные необходимые платежи, как правило, до момента отправления груза, если иное не установлено транспортными уставами или кодексами, правилами перевозки или договором с перевозчиком. На отправителя груза может быть возложена обязанность по его погрузке.

В зависимости от вида подвижного состава и перевозимого в нем груза стороны договора перевозки могут иметь и иные права и обязанности, которые предусмотрены транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки грузов.

7. Ответственность сторон по договору перевозки груза (регламентируется ст. 794, 796 ГК, ст. 95–106 УЖТ, ст. 34–36 УАТ, ст. 116, 118–121

Воздушного кодекса, ст. 66–120 КВВТ, ст. 166, 169, 170 КТМ).

8. В ст. 797 ГК содержатся правила предъявления претензий и исков по перевозкам грузов. Установлен претензионный порядок урегулирования споров, возникающих из перевозки груза. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК, ст. 120, 122 УЖТ, ст. 39 УАТ, ст. 124 Воздушного кодекса, ст. 162 КВВТ, ст. 403, 405 КТМ).

Следует иметь в виду, что сроки предъявления претензий, указанные в транспортных уставах и кодексах, не действуют, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 797 ГК к ведению транспортных уставов и кодексов отнесено регулирование только порядка предъявления претензий из перевозок грузов. Гражданский кодекс РФ не установил сроков на предъявление претензий и не предоставил такую возможность транспортным уставам и кодексам. По действующему законодательству достаточно, чтобы претензия была предъявлена перевозчику в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом и в пределах установленного срока исковой давности. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Следовательно, такой срок исковой давности исчисляется по правилам, установленным транспортными уставами и кодексами для соответствующего вида перевозки груза. Поэтому иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок, но в пределах действия срока исковой давности – один год.

Транспортные организационные договоры, обеспечивающие заключение и исполнение договоров перевозки груза

1. Транспортные организационные договоры можно разделить на две группы.

Во-первых, договоры, обеспечивающие заключение договоров перевозки груза. К таким договорам могут быть отнесены договоры о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке (п. 1 ст. 791 ГК), долгосрочные договоры об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК).

Во-вторых, договоры, обеспечивающие исполнение договоров перевозки груза. Таковыми могут считаться договоры между различными транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (соглашения о прямом сообщении, о прямом смешанном сообщении, узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) (ст. 788, 799 ГК). Могут заключаться и иные, не поименованные в ГК организационные договоры.

2. Договоры, обеспечивающие заключение договоров перевозки груза.

Порядок и сроки предъявления груза и необходимых для его перевозки транспортных средств должны быть заранее определены и согласованы участниками будущего договора перевозки груза. Договору перевозки груза, имеющему конструкцию реального договора, всегда предшествуют действия организационного характера: подача перевозчиком транспортных средств под погрузку (п. 1 ст. 791 ГК)2. Такие действия обязан совершить перевозчик во исполнение обязательств, возникающих из принятой им от отправителя заявки (заказа) или договора об организации перевозок грузов (п. 1 ст. 791 ГК).

Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке – это соглашение, в силу которого перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом)3, исправные транспортные средства (указанные в заявке) в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК).

Стороны договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке – перевозчик и грузоотправитель (владелец груза).

Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке является организационным, его специфика проявляется в следующем. Подача грузоотправителем заявки на перевозку груза выполняет функцию оферты, поскольку содержит условия о сроках и порядке предоставления транспортных средств (их видов), контейнеров под погрузку для последующей перевозки груза (ст. 11 УЖТ, п. 5 ст. 8 УАТ, ст. 66 КВВТ). Принятие перевозчиком заявки к исполнению (ее акцепт) свидетельствует о заключении самостоятельного договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке. Такой договор считается заключенным с момента принятия перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя и регулирует отношения, предшествующие заключению реального договора перевозки грузов. Существенные условия договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке – условия о наименовании транспортных средств, их количестве и сроках их предоставления отправителю для предъявления грузов к перевозке.

Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке является публичным, консенсуальным, двустороннеобязывающим (взаимным) и безвозмездным.

На основании договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке возникает обязательство, в силу которого перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), исправные транспортные средства (указанные в заявке) в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК), а грузоотправитель обязан предъявить соответствующие грузы к перевозке. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств только в случае, если они не пригодны для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК, ст. 94 УЖТ).

Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке устанавливается в соответствии с положениями ст. 794 ГК, ст. 115 КВВТ.

Договор об организации перевозок грузов – это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется систематически в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК, ст. 10 УЖТ, п. 5 ст. 8 УАТ, ст. 66, 68 КВВТ, ст. 118 КТМ)1. Названный договор определяется законодателем как долгосрочный, заключается, как правило, на неопределенный срок, поскольку перевозчик осуществляет систематические перевозки грузов (ст. 798 ГК).

Стороны договора об организации перевозок грузов – перевозчик и владелец груза.

Следует отметить, что заключение конкретных договоров перевозки грузов не имеет своим последствием прекращение договора об организации перевозок, он продолжает действовать наряду с договором перевозки груза. Такой договор является организационным. Его цель – организация систематических перевозок грузов, предъявляемых перевозчику отправителем. Заключение договора об организации перевозок груза является основанием для возникновения в будущем между перевозчиком и отправителем обязательства по возмездному оказанию услуг по перевозке грузов.

Договор об организации перевозок является консенсуальным, двустороннеобязывающим (взаимным) и безвозмездным.

Существенные условия договора об организации перевозок грузов – условия о наименовании транспортных средств, об объемах, сроках их предоставления и предъявления грузов к перевозке (ст. 798 ГК). К несущественным условиям относятся другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, условия о порядке расчетов и иные условия организации перевозки грузов (ст. 798 ГК).

3. Договоры, обеспечивающие исполнение договоров перевозки груза, – договоры между транспортными организациями при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 788 ГК), об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) (ст. 799 ГК), договоры между владельцами транспортных инфраструктур, направленные на организацию договора на оказание услуг по использованию транспортной инфраструктуры.

Это интересно:  Договор купли-продажи короны

Договор перевозки пассажира и багажа

1. Договор перевозки пассажира и багажа – соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, ст. 19 УАТ, ст. 103 Воздушного кодекса, ст. 97 КВВТ, ст. 177 КТМ)1. Обязательство по перевозке багажа является факультативным, охватывается содержанием договора перевозки пассажира и не образует отдельного договора по перевозке багажа.

2. Договор перевозки пассажира и багажа является взаимным, возмездным, публичным (ст. 789, 426 ГК). По способу заключения такой договор относится к договорам присоединения, поскольку пассажир присоединяется к опубликованным в правилах условиям перевозки.

В зависимости от видов пассажирского транспорта и пределов его действия договор перевозки пассажира и багажа может иметь конструкцию консенсуального или реального. Например, при перевозках в пределах населенных пунктов автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом заключается реальный договор путем конклюдентных действий со стороны пассажира (акцепт), откликнувшегося на публичную оферту перевозчика, остановившего транспорт на остановочном пункте. При предварительной продаже билетов договор перевозки пассажира будет иметь конструкцию консенсуального.

3. Стороны договора перевозки пассажира и багажа – перевозчик – владелец транспорта общего пользования, осуществляющий регулярные перевозки, и пассажир – физическое лицо, имеющее правовой статус потребителя.

4. Существенное условие договора перевозки пассажира и багажа – это условие о предмете договора, в качестве которого выступают транспортные услуги перевозчика по перевозке определенным видом транспорта пассажира и сданного им багажа в пункт назначения, с последующей выдачей багажа управомоченному на получение лицу (получателю) (п. 1 ст. 786 ГК). В предмет договора также входят транспортные услуги по перевозке ручной клади пассажира, каютного багажа при морской перевозке (ст. 180 КТМ) (бесплатно или за дополнительную плату, в зависимости от установленных правил перевозки отдельными видами транспорта). Характер оказываемых транспортных услуг и их объем зависят от вида договора перевозки пассажира и багажа.

Существенным условием рассматриваемого договора служит условие о цене (об оплате проезда) оказываемой перевозчиком услуги по перевозке в пункт назначения пассажира, багажа и ручной клади за плату.

В зависимости от вида транспорта и иных характеристик перевозки пассажира и багажа договор может иметь дополнительные условия.

5. Форма договора – устная. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК). Провоз пассажиром ручной клади за плату удостоверяется соответствующей квитанцией (ст. 20 УАТ).

Билет, багажная квитанция и квитанция на провоз ручной клади содержат условия договора. Следует отметить, что в некоторых случаях билет не содержит перечень существенных условий договора, например при перевозках в пределах населенных пунктов автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом. Форма билета, багажной квитанции и квитанции на провоз ручной клади устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, ст. 20 УАТ, ст. 105 Воздушного кодекса, ст. 97 КВВТ, ст. 179 КТМ).

6. Пассажир вправе требовать от перевозчика доставки его и багажа в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 792 ГК). Пассажир имеет право требовать предоставления в транспортном средстве конкретного места для сидения либо спального места, если это предусмотрено соответствующими правилами перевозки пассажиров и условиями договора (указано в проездных документах), например при междугородних перевозках, перевозках пассажиров поездами дальнего следования. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (п. 3 ст. 786 ГК). Пассажир вправе предъявлять к перевозчику требования о предоставлении достоверной информации об оказываемой услуге и иные требования, предусмотренные Законом о защите прав потребителей. Транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта пассажиру могут быть предоставлены и иные права. У перевозчика, соответственно, возникают корреспондирующие правам пассажира обязанности.

Пассажир обязан уплатить перевозчику установленную на основании тарифов плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК, ст. 790 ГК, ст. 82 УЖТ, ст. 24 УАТ, п. 2 ст. 103 Воздушного кодекса).

Перевозчики всех видов транспорта обязаны застраховать жизнь и здоровье пассажиров (ст. 936 ГК)1, а также риски гражданской ответственности.

7. Ответственность сторон по договору перевозки пассажира и багажа.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, Законом о защите прав потребителей, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793, ст. 795, 796, 800, 1084–1094 ГК, ст. 107–113 УЖТ, ст. 34–36 УАТ, ст. 116–121 Воздушного кодекса, ст. 103.1, 116 КВВТ, ст. 115–121.1 КТМ).

Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК).

Договор транспортной экспедиции является двусторонне обязывающим (взаимным), возмездным и публичным. Последняя из характеристик обусловлена субъектным составом данного договорного правоотношения, одной из сторон которого всегда является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг клиентам – физическим и юридическим лицам для удовлетворения различных, как связанных, так и не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, потребностей последних.

Дискуссионным является вопрос о том, относится ли договор к числу реальных или он консенсуальный. Представляется, что договор транспортной экспедиции является консенсуальным, так как все совершаемые экспедитором юридические и фактические действия осуществляются им во исполнение ранее достигнутого сторонами соглашения об их совершении.

Договору транспортной экспедиции, обслуживающему сложный перевозочный процесс, присущи черты различных гражданско-правовых договоров, распространенных в различных сферах предпринимательской деятельности. Так, с одной стороны, данному договору присущи черты таких договоров, как договоры поручения, комиссии и агентирования; с другой стороны, договору транспортной экспедиции присущи черты договоров перевозки, хранения и подряда.

Договор неразрывно связан, даже зависим от договора перевозки грузов, в целях организации надлежащего исполнения которого он и заключается. Именно потребность в квалифицированной и оперативной организации перевозки побуждает клиента к заключению договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции может быть заключен как на разовое экспедиционное обслуживание (организация однократной перевозки груза), так и на продолжительный период времени (например, на один год или пять лет), в течение которого экспедитор обязуется регулярно оказывать клиенту экспедиторские услуги по заявкам последнего.

2. Значение договора в том, что при организации перевозок требуется выбор вида транспорта, перевозчика (или даже нескольких перевозчиков), оптимального маршрута перевозки; погрузка груза в пункте его отправления и выгрузка в пункте назначения и т.д.

Грузоотправитель может сам решить все вышеперечисленные вопросы, не прибегая к услугам профессионального экспедитора. Однако далеко не каждый грузоотправитель обладает соответствующими знаниями, деловыми связями, практическим опытом и т.п. Эти, а также ряд иных причин побуждают грузоотправителей обращаться к услугам экспедиторов.

3. Отношения между экспедитором и клиентом в настоящее время регулируются ГК, Законом о транспортно-экспедиционной деятельности и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

К отношениям экспедитора и клиента-потребителя применяется также Закон о защите прав потребителей.

Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются также транспортными уставами и кодексами.

4. Единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о предмете данного договора. Цена (размер вознаграждения экспедитора), срок и порядок оказания экспедиционных услуг существенными условиями не являются.

Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора по организации перевозочного процесса, т.е. непосредственно по перевозке груза и предоставлению услуг, связанных с перевозкой. Согласно ст. 801 ГК договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены следующие обязанности экспедитора:

• организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;

• заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза (непосредственно с перевозчиками), обеспечить отправку и получение груза;

• другие обязанности, связанные с перевозкой.

Перечисленные обязанности традиционно относят к числу основных обязанностей экспедитора.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и оплата других расходов, возлагаемых на клиента, и т.д.

Стороны самостоятельно согласуют, какие именно услуги (все, большая часть или лишь некоторые) из приведенных перечней будут оказываться экспедитором клиенту по договору транспортной экспедиции.

5. В соответствии с п. 1 ст. 802 ГК договор транспортной экспедиции заключается в простой письменной форме.

Заключение договора транспортной экспедиции подтверждают экспедиторские документы, закрытый перечень которых содержится в п. 5 Правил. Экспедиторскими документами являются:

  • поручение экспедитору, определяющее перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;
  • экспедиторская расписка, выдаваемая клиенту экспедитором и подтверждающая факт получения последним груза для перевозки от клиента либо от указанного им грузоотправителя;
  • складская расписка, подтверждающая факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

6. Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент.

Клиентом в договоре транспортной экспедиции может быть любое лицо, обладающее необходимым для заключения указанного договора объемом дееспособности, в том числе и физическое лицо, потребность которого в экспедиторских услугах обусловлена личными, семейными, домашними или иными нуждами, не связанными с осуществлением им предпринимательской деятельности. Клиентом по договору транспортной экспедиции может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель (например, покупатель в договоре поставки).

Экспедитором может быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. В качестве экспедитора по договору транспортной экспедиции могут выступать не только специализированные экспедиторские компании, но и транспортные организации и другие перевозчики. В последнем случае экспедитор и перевозчик будут совпадать в одном лице.

7. Клиент по договору транспортной экспедиции вправе:

  • выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
  • требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
  • давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции (ст. 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

К числу обязанностей клиента, предусмотренных ст. 804 ГК и ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, относятся следующие:

  • своевременно предоставить экспедитору информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и т.д.;
  • своевременно представить экспедитору документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора);
  • выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей;
  • уплатить в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, причитающееся экспедитору вознаграждение;
  • возместить экспедитору понесенные последним в интересах клиента расходы.

8. Экспедитор по договору транспортной экспедиции вправе:

  • отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос;
  • выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента об этих изменениях;
  • если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов;
  • не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей;
  • если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

  • при заключении договора транспортной экспедиции проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающем стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается;
  • при приеме груза проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также предоставленной информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции;
  • при приемке груза (после проверки достоверности представленных клиентов документов и информации) выдать клиенту экспедиторский документ и представить оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной последним доверенности;
  • сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные;
  • предварительно запрашивать клиента об отступлении от его указаний или, если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, уведомить клиента о допущенных отступлениях от указаний клиента, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором;
  • при оказании услуг клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор обязан предоставить клиенту по его требованию информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей;
  • оказывать услуги в соответствии с договором.

9. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК, Закона о транспортно-экспедиционной деятельности и иных федеральных законов.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

10. Каждая из сторон договора вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. В случае одностороннего отказа от исполнения договора клиент или экспедитор также уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

11. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательным является предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. В последнем случае клиент вправе направить иск непосредственно в суд, минуя досудебный (претензионный) этап разрешения спора.

Претензия к экспедитору предъявляется клиентом в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, studfiles.net, be5.biz.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий